МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАСТАВНИКОВ, ПО РАБОТЕ С ПРОБЛЕМНЫМИ УЧАЩИМИСЯ
2
Рекомендации для наставника
Учащегося, состоящего на внутришкольном учете и в «группе риска»
1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить.
2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.
3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.
4. Наставнику иногда приходиться самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.
5. Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.
6. При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.
7. Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.
8. Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.
9. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.
Методы работы наставника:
наблюдение; курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;
интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций; психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска при непосредственном взаимодействии;
реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности в соответствии с ее потребностями и способностями;
социально-психологическая профилактика – это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;
социально-психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения; консультирование – превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений.
тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Виды деятельности наставника:
Аналитическая деятельность наставника. Наставники постоянно находятся в процессе аналитической деятельности. При заполнении дневника каждый наставник анализирует ситуацию в которой находится подопечный подросток группы риска. Реабилитационная деятельность направлена на возвращение подростка группы риска к обычной деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязанностям, на преодоление дезадаптации.
Профилактическая деятельность направлена на профилактику девиантных форм поведения. Первая форма психопрофилактики – организация социальной среды на основе представления о ее детерминирующем влиянии на формирования девиаций. Вторая форма – информирование, включающее попытки воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения способности к принятию конструктивных решений. Третья форма социально- психологической профилактики – активное обучение социально-важным навыкам (через групповые тренинги).
Информационная деятельность наставника заключается в расширении кругозора подростка, в развитии его общей осведомленности, а также в получении необходимых знаний.
Социальная деятельность наставника направлена на вовлечение подростка группы риска в различные социальные институты, привлечения подростка к социально одобряемым формам деятельности.
Техники установления контакта с ребенком
1. Приветствие: улыбка - обращение по имени или по имени-отчеству - рукопожатие или легкий поклон
2. установление контакта глаз
3. изменение дистанции – социальной, психологической и физической - встать, приветствуя собеседника, проводить к месту, где вы продолжите разговор - целесообразно сесть не прямо лицом друг к другу, а под некоторым углом
Техники выравнивания напряжения
1. предоставление партнеру возможности выговориться
2. вербализация своего эмоционального состояния или состояния партнера
3. подчеркивание общности с партнером – сходство интересов , мнений, оценок, возраста и т.д.
4. проявление интереса к проблемам партнера
5. акцентирование значимости партнера, его мнения в ваших глазах
6. в случае вашей неправоты – немедленное признание
7. предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации
8. обращение к фактам
Факторы, повышающие напряжение
1. прерывание речи партнера
2. принижение, негативная оценка личности партнера
3. подчеркивание разницы между собой и партнером
4. приуменьшение вклада партнера и преувеличение своей роли
5. резкое ускорение темпа речи, повышение голоса, его интонации
6. избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером
Способы и техники ведения беседы
а) техники, не способствующие пониманию партнера: - негативная оценка – в беседе допускаются высказывания, принижающие личность партнера типа «глупости ты говоришь» и т.д. - игнорирование – собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями и т.д. - эгоцентризм – попытка найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого
б) промежуточные техники: - расспрашивание собеседника - замечание о ходе беседы типа «мы ушли от темы» - поддакивание
в) техники, способствующие пониманию партнера - вербализация - проговаривание, повторение высказываний партнера, - перефразирование, повторение ключевых фраз и слов партнера в сокращенной форме в виде «Итак, », « Как я понял, » - развитие идеи: попытка вывести логическое следствие из высказывания «Исходя из вашего высказывания можно сделать вывод, что», «Вы так считаете, видимо, потому, что».
Формы индивидуальной работы с детьми
Универсальные, которые в зависимости от ситуации, могут выступать как самостоятельные, так и в качестве составляющих компонентов более сложных индивидуальных форм: диагностическая беседа, консультация, совет, рекомендация, психолого-педагогическая поддержка, обсуждение (разбор) проблемы, предложение, поручение, включение в совместную работу, и т.д.
- Поддержка становления индивидуальности ребенка: оказание помощи ребенку в понимании своих способностей выборе занятия, предложить позаниматься со специалистами для развития своих способностей или организовать 25 эти занятия, вовлечь в работу (кружка, секции, коллектива по какому-то делу), пригласить на занятия, предложить пройти консультации у специалистов и т.д.
- Содействие в проявлении индивидуальности: устроить на родительском собрании выставку лучших поделок, организовать концерт, творческий вечер, провести творческий отчет об участии ребенка в каком-то мероприятии, подготовить ребенка для участия в конкурсе или мероприятии, помочь подготовить выступление на классном часе по теме своего увлечения или о культуре народа, к которому ребенок принадлежит, дать творческое задание по подготовке к общему делу, поручить разработать положение о конкурсе, турнире и т.д., беседа с ребенком о его достижениях в той или иной сфере, помочь ему составить «Лестницу своих достижений» и т.д.;
- Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей: посоветовать ребенку участие в тренинге по коррекции его проблемных качеств, помочь научиться правильно и самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, оказать помощь в составлении режима дня, объяснить, как вести «Дневничок настроения» или просто дневник – анализ дня, составить с ребенком программу его саморазвития, проанализировать с ребенком причины появления и проявления в его поведении агрессии, грубости и т.д.
- Групповые формы работы индивидуально-ориентированного характера с классом предполагает диагностику трудностей, проблем взаимоотношений, разработку разнообразных мероприятий (тренинги, ролевые игры, спортивные игры, экскурсии, походы в кино и т.п.).
15