Программа наставнической поддержки молодых специалистов Школа молодого педагога


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 31.08.2015г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы______Т.Ф.Калужина
Приказ № 10 от 1 сентября 2015г.
Программа
наставнической поддержки молодых специалистов
«Школа молодого педагога»
Составители: Н. В. Карпушкина, учитель английского языка,
И. А. Власова, зам. директора по инновационной работе, учитель истории


Тюменцево 2015 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы «Школа молодого учителя», авторы Т. Н. Шевченко, зам. директора по НМР, Г. А. Присяжнюк, зам. Директора по ВР СОШ № 10 г. Ирбита Свердловской области.
Актуальность. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» – именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.
Качество образования во многом определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Начинающие учителя, как правило, имеют хорошую теоретическую предметную подготовку, однако при этом они слабо представляют повседневную педагогическую практику. Вместе с тем с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности, несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Таким образом, фиксируется противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования российской школы это противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетентности и ответственности каждого специалиста возрастают.
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка. Необходимо оказать им помощь в профессиональной адаптации, так как переживание неудач, излишнее преувеличение собственных просчётов, осознание ответственности – всё это может отпугнуть от педагогической профессии, привести к разочарованию. Хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
Цель:  создание начинающим педагогам условий для оптимизации процесса вхождения в профессию, для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
диагностика педагогических затруднений начинающих учителей;
дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
оказание психолого-педагогической поддержки, методической помощи начинающим учителям;
повышение профессионального уровня и общей культуры педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развитие творческого потенциала молодых педагогов, мотивация их участия в инновационной деятельности;
повышение продуктивности работы педагога и результативности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
использование опыта лучших учителей в организации работы с начинающими учителями.
Принципы реализации программы:
практическая направленность;
системность и систематичность;
оперативность;
оптимальное сочетание различных форм и методов работы.
уважение и доверие;
сотрудничество.
Формы реализации программы:
мастер-классы;
семинары-практикумы;
психологические тренинги;
моделирование уроков и педагогических ситуаций;
лекции;
круглые столы;
индивидуальные консультации;
самообразование.
Методы диагностики педагогически[ затруднений:
оценка коммуникативных и организаторских способностей В. Синявского и Б. Федоришина;
определение уровня развития педагогической деятельности по Е. А. Фёдоровой;
оценка работы учителя;
личностная шкала проявления тревожности Дж. Тейлора;
посещение уроков с их последующим анализом;
изучение учебной деятельности учащихся и мотивации учения.
Направления мониторинга и коррекции результатов реализации программы:
Анализ диагностического материала (анкет, тестов), проведение индивидуальных консультаций.
Развёрнутый анализ уроков при взаимопосещении по выбранным методикам.
Оказание методической помощи путём проведения групповых практических занятий или индивидуальных бесед.
Отслеживание динамики обученности учеников по полугодиям и годовым результатам с последующей коррекцией.
Предполагаемые результаты реализации программы:
сокращение адаптационного периода молодых учителей;
формирование у начинающего учителя индивидуального стиля в творческой деятельности;
сформированность у начинающего учителя потребности в непрерывном самообразовании;
приобретение молодыми учителями практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Список наставников и молодых специалистов.
Молодой специалист: Шатова Наталья Николаевна
Наставник: Карпушкина Наталья Викторовна.
*************
Молодой специалист: Лизункова Светлана Викторовна
Наставник: Власова Ирина Артуровна.
Этапы реализации программы. Программа рассчитана на три года. Целью первого года обучения является профессиональная адаптация молодых специалистов. Цель второго этапа – развитие профессиональной компетенции начинающих учителей, третьего этапа – обучение приёмам рефлексии собственной деятельности и формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.
Первый этап – первый год обучения. Профессиональная адаптация.
Задачи:
определение методических и психологических затруднений начинающих учителей;
включение каждого начинающего учителя в творческий поиск путём участия в работе «школы молодого педагога»;
оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений;
формирование опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности.
План работы№
п/п СодержаниеСроки1 - Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.
- Знакомство с молодым учителем. Час общения «Расскажи о себе».
- Изучение нормативно-правовой базы («Закон об образовании», локальные акты ОУ).
- Практикум по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования. сентябрь
2 - Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики (Г. И З. Резапкины).
- Оценка коммуникативных и организаторских способностей В. Синявского и Б. Федоришина.
- Выбор темы самообразования.
- Современный урок и его анализ. октябрь
3 - Разработка рекомендаций по результатам диагностики личностных особенностей.
- Психолого-педагогический семинар «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления». Личностная шкала проявления тревожности Дж. Тейлора.
- Самоанализ урока.
- Организация индивидуальной работы с учащимися.
- Эмоциональная стрессоустойчивость молодого учителя. ноябрь4 - Методы активизации познавательной деятельности учащихся.
- Собеседование с молодыми специалистами по вопросу «Современные технологии проведения урока».
- Практическое занятие. Инновационные процессы в обучении.
- Проверка выполнения программы.
- Определение уровня развития педагогической деятельности по Е. А. Фёдоровой. декабрь
5 - Круглый стол. Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов.
- Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.
- Практикум "Организация дифференцированного подхода к учащимся». январь
6 - Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё».
- Лекция. Учительский сайт как информационный ресурс и инструмент новых образовательных результатов в условиях введения ФГОС ООО.
- Беседа. Организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Тренинг «Уровни, виды и приёмы подачи домашнего задания». февраль
7 - Информационная работа с молодыми специалистами (вопросы курсовой подготовки, вопросы аттестации и т. д.).
- Лекция «Эффективность урока — результат организации активной деятельности обучающихся».
- Практикум «Постановка целей обучения». март
8 - Особенности организации работы в малых группах.
- Основные компетентности учащихся, формируемые в учебном процессе. апрель
9 - Собеседование по итогам года ( успеваемость, качество знаний, выполнение программы)
- Анализ процесса адаптации молодых специалистов:
проведение опроса учащихся, учителей-наставников о работе молодого специалиста;
диагностика профессиональной компетентности.
- Отчёт и заключение наставника с оценкой о проделанной работе. май
10 - Организация взаимопосещения уроков наставниками и молодыми специалистами.
- Оказание методической помощи при планировании уроков.
- Обеспечение условий для профессионального роста и совершенствования молодых специалистов: участие в педагогических советах, семинарах, конференциях, в работе творческих групп; курсовая подготовка.
- Индивидуальное психологическое консультирование. в течение года
HYPERLINK "http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_21_6146.pdf" \l "page=3" \o "Страница 3"
Второй этап – второй год обучения. Развитие педагогической компетентности начинающих учителей.
Задачи:
формирование у учителей профессионально значимых качеств и умений;
оказание психолого-педагогической поддержки, методической помощи;
повышение общей и профессиональной культуры педагога;
развитие опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности.
HYPERLINK "http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_21_6146.pdf" \l "page=4" \o "Страница 4"
План работы№
п/п СодержаниеСроки1 - Практическое занятие «Требования к поурочному плану по предмету с учётом ФГОС ООО».
- Практикум по теме "Развитие УУД учащихся". сентябрь
2 - Лекция «Индивидуализация и дифференциация обучения в современной школе: научные основы и педагогические технологии».
- Практикум "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе". октябрь
3 - Выступление молодого специалиста на МО. Методическая выставка достижений учителя.
- Анкетирование « Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником». ноябрь4 - Индивидуальная беседа. Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.
- Практикум. Разработка олимпиадных заданий. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. декабрь
5 - Участие молодого специалиста  в заседании МО (выступление по теме самообразования). январь
6 - Практикум «Мониторинг сформированности образовательных результатов учащихся». февраль
7 - Практикум. Формы контроля и оценки.
- Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания». март
8 - Беседа. Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности.
- Тренинг. Учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций.

апрель
9 - Собеседование по итогам года (успеваемость, качество знаний, выполнение программы).
- Анализ второго этапа, направленного на развитие педагогической компетентности начинающих учителей:
проведение опроса учащихся, учителей-наставников о работе молодого специалиста;
диагностика профессиональной компетентности.
- Отчёт и заключение наставника с оценкой о проделанной работе. май
10 - Организация взаимопосещения уроков наставниками и молодыми специалистами.
- Оказание методической помощи при планировании уроков.
- Обеспечение условий для профессионального роста и совершенствования молодых специалистов: участие в педагогических советах, семинарах, конференциях, в работе творческих групп; курсовая подготовка.
- Индивидуальное психологическое консультирование. в течение года
HYPERLINK "http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_21_6146.pdf" \l "page=3" \o "Страница 3"
HYPERLINK "http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_21_6146.pdf" \l "page=5" \o "Страница 5"
Третий этап – третий год обучения. Формирование индивидуального педагогического стиля.
Задачи:
освоение собственного опыта через рефлексию и умение перестраивать свою деятельность в зависимости от педагогической ситуации;
развитие творческих способностей и педагогического мастерства;
формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.
План работы№
п/п СодержаниеСроки1 - Беседа. Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. сентябрь
2 Лекция «Профессионально-педагогическая компетентность как одна из составляющих индивидуального стиля». октябрь
3 - Аттестация - одно из направлений в работе по формированию индивидуального стиля деятельности учителя. Требования к квалификации. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. ноябрь4 - Методическая выставка достижений молодого учителя. Уровень профессионализма молодого учителя – систематизация наработок профессиональной деятельности. декабрь
5 - Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога и с точки зрения учащихся. январь
6 - Портфолио учителя как средство мониторинга профессионального развития педагога .февраль
7 - Лекция. Профессионально-педагогическая компетентность как одна из составляющих индивидуального стиля. март
8 - Лекция. Педагогическая технология и мастерство учителя.
- Методическая выставка достижений молодого учителя апрель
9 - Собеседование по итогам года (успеваемость, качество знаний, выполнение программы).
- Анализ третьего этапа, направленного на формирование индивидуального педагогического стиля:
проведение опроса учащихся, учителей-наставников о работе молодого специалиста;
диагностика профессиональной компетентности.
- Отчёт и заключение наставника с оценкой о проделанной работе. май
10 - Организация взаимопосещения уроков наставниками и молодыми специалистами.
- Оказание методической помощи при планировании уроков.
- Обеспечение условий для профессионального роста и совершенствования молодых специалистов: участие в педагогических советах, семинарах, конференциях, в работе творческих групп; курсовая подготовка.
- Индивидуальное психологическое консультирование. в течение года
HYPERLINK "http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_21_6146.pdf" \l "page=3" \o "Страница 3"