Методическая разработка «Активные и интерактивные формы работы на уроках ОРКСЭ как способ формирования коммуникативного взаимодействия обучаемых на примере модуля «Основы светской этики» в общеобразовательных классах и классах педагогической поддержки»

. 1
Введение. 3
Основная часть 8
Современные педагогические технологии ..8
Формы работы .13
Приёмы работы15
Работа с родителями17
Оценивание..18
Рефлексия.18
Эффективность системного применения ИКТ на разных этапах урока..19
IV. Заключение19
Список используемых источников20
Приложения (гиперссылки)

Аннотация
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку она способствует профилактике правонарушений. Позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, который может органично вписаться в общество, раскрывает творческий потенциал его, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Основными задачами курса «Основы светской этики» являются:
развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей, духовно - нравственных норм в жизни людей;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
  Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Этому могут способствовать активные формы и приемы обучения, способствующие глубокому пониманию и усвоению материала.
Для организации деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
 Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему духовно-нравственному развитию личности.
Предлагаемые формы, методы позволят создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся не только общеобразовательных классов, но и классов педагогической поддержки.
Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни.
Данное учебно-методическое пособие может использоваться в начальных общеобразовательных классах и классах педагогической поддержки.
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья требует применения особых технологий, методов в работе педагога.
В настоящее время использование в образовательной деятельности информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование использования активных и интерактивных форм работы на уроках ОРКСЭ как способ формирования коммуникативного взаимодействия обучаемых на примере модуля «Основы светской этики» в общеобразовательных классах, классах педагогической поддержки.
Достижение вышеуказанной цели предусматривает осуществление следующих задач:
1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.
Актуальность темы.
Особенно актуально это для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.
У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться. 
А что интересно, сегодня, младшим школьникам?  В нашу жизнь все больше и больше внедряются новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке.  Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока.
Одним из достоинств применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умения выделять главное, обобщать, делать выводы. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Программа Power Point - это развитие творческих способностей на уроке. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала.  При осуществлении данной деятельности необходимы следующие ресурсы. Техническая база - компьютер IBM PC (процессор 486), Windows 98 и выше, Macintosh (c адоптированной версией Power Point), желательно наличие проектора, экрана или интерактивной доски, выхода в Интернет, сканера, цифрового фотоаппарата. 
Учебно-методические пособия, разработанные учителем для уроков ОРКСЭ, эффективно используются на уроках в начальной школе в классе педагогической поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-методические пособия (уроки-презентации) по модулю «Светская этика», слайды в презентации следуют друг за другом в полном соответствии с темами учебника А. Я. Данилюка «Основы светской этики». Использование презентаций помогло сделать уроки ОРКСЭ более наглядными и эффективными, разнообразными. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Данные пособия можно легко переделать, дополнить. Таким образом, каждый учитель сможет использовать презентации исходя из интересов и степени обученности своего класса и каждого ребенка отдельно. Дидактические игры легки в применении, не требуют специальной установки. Их можно быстро подключить к уроку и также быстро выйти из игры, что значительно экономит время урока.



Основная часть
1) Современные педагогические технологии. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагога работающего в классе педагогической поддержки состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. К каждому уроку подобраны мультимедийные презентации, которые не перегружены материалом и используются по мере необходимости. На минимальном объеме информации я стремлюсь достичь максимального уровня обобщения. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнять домашние задания более полноценно. В домашнем задании  для обучающихся, у которых есть возможности выхода в Интернет,  используем задания типа:
- Найдите иллюстрации к материалу «Россия-Родина моя», «Добродетель и порок», «Совесть», «Нравственные идеалы» и другие.
- Найдите пословицы и поговорки о добре и зле, о семье, о дружбе и т.д.
Обучающиеся с удовольствием выполняют задания на компьютере. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на таких  уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
Использование видео и аудиоматериалов можно использовать на разных этапах урока.
Преимущества:
1) процесс обучения более живой и интересный.
2) способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
3) непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.

Тема
Видео
Аудио

1
Россия – наша Родина
Видеоклип на Гимн РФ
Песня «С чего начинается родина»
Песня «Родина моя прекрасна»

2
Что такое светская этика



3
Мораль и культура



4
Особенности морали



5
Добро и зло
Мультфильм «Двенадцать месяцев»


6
Добродетели и порок



7
Свобода и моральный выбор человека



8
Свобода и ответственность



9
Моральный долг



10
Справедливость
Мультфильм «Антошка»


11
Альтруизм и эгоизм
Мультфильм «Цветик - семи цветик»


12
Дружба
Мультфильм «Самый большой друг»
Песня «Друг»
Песня про дружбу
Песня «Про друзей»

13
Что значит быть моральным?



14
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества.

Песня «Радость моя»

15
Нравственный поступок.



16
Золотое правило нравственности



17
Стыд, вина и извинение



18
Честь и достоинство
Мультфильм «Золотая антилопа»
Рассказ «Косточка»
Рассказ «Дед»
Песня «Офицеры границы»

19
Совесть



20
Нравственные идеалы

Песня «Золотое сердце»

21
Этикет
Мультфильм «Вини Пух»


22
Семейные праздники



23
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Ролик «Барашек»
Мультфильм «Девочка со спичками» (2006 г.)


24
Любовь и уважение к Отечеству.



Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОРКСЭ «Светская этика», является технология обучения в сотрудничестве.
 Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга (примеры распределения в группы: по цвету жетонов, сильные или слабые учащиеся набирают команды и так далее)
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1.      Подготовка к выполнению группового задания.
постановка познавательной задачи;
инструктаж о последовательности работы;
раздача дидактических материалов группам.
2.      Групповая работа.
знакомство с материалами, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
подведение итогов группового задания.
3.      Заключение.
сообщение о результатах работы в группах;
анализ познавательной задачи, рефлексия;
общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Сегодня я остановлюсь на некоторых формах и приемах работы в рамках данной технологии.
2) Формы работы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На каждом уроке ОРКСЭ используются различные формы работы:
Беседа. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Взаимные вопросы и задания группам. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии, учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «волшебного мешочка», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
(Например, по теме «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества» дети готовят проекты «Моя семья», куда входят несколько обязательных разделов, которые невозможно заполнить без общения с родителями. Это такие разделы как: «Моя родословная», «По страницам семейного альбома», «След войны в моей семье») [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проектирование. Большое внимание при изучении курса уделяем проектированию, особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Темы проектов:
«Мой дом. Моя семья»
« Семейные праздники»
Коллективные проекты:
«Добрый человек»
«Правила этикета»
Надо отметить, что активно включаются в работу над проектами и родители обучающихся.
3) Приемы работы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Творческая мастерская.
Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов.
Содержание: к уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.
Конечные результат: мини- проекты –газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр. Я предлагаю вашему вниманию результат мини-проекта «Правила этикета»
Прием. Расшифруй слово. Используется при создании проблемной ситуации. (пример при изучении темы «Альтруизм и эгоизм»
Прием. Ассоциации. Используется при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии.
Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей при выполнении задания.
Содержание: обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме.
Конечный продукт: словарь понятий. (Например, по теме: «Россия- Родина моя», «Нравственные идеалы», «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
В курсе «Основы светской этики» много различных понятий.
Приём Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса.
Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Чтобы работа не казалось обучающимся скучной и однообразной, используем игру «Решето», которая позволяет при ежеурочном повторении выучить трудные термины. Используем игру «Домино», «Найди пару», в которых дети, используя разрезные карточки, находят пару.
Приём Работа с литературными произведениями.
Формируя личностные ценности, закладывая основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства, опираюсь на работу с текстом, чтение историй, художественных рассказов, притч, повествований. Уделяю особое внимание работе с притчами. Систематическая работа с притчами помогает учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Наиболее активно используем следующие способы работы с притчей:
обсуждение основной идеи и смысла истории; притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; драматизация (театрализация) притч; сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; найти или предположить (вставить) пропущенные слова; сравнение нескольких притч.
Приём Составление Галереи образов.
Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов становится самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмов.
4) Работа с родителями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным, так как в воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Поэтому активно привлекаю родителей в учебный процесс.
Родители оказывают детям помощь и поддержку при выполнении домашних заданий. Например, при изучении темы «Добро и зло» дети вместе с родителями сочиняли сказку «Тучка и солнышко» и иллюстрировали её, при изучении тем «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества» и «Семейные праздники» обучающиеся выступают с рассказом о семейных традициях. Например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и о других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, становятся еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
5) Оценивание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
По ОРКСЭ в нашем образовательном учреждении установлена безотметочная система оценивания в течение всего учебного года. Оценивание направлено на эффективное обучение и научение ребенка. Положительно оцениваю каждый удавшийся шаг ребенка, поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски, ведение тетради. С согласия родителей я ввела систему зачёта. В конце каждой четверти провожу терминологический диктант или даю творческое задание.
Дети осуществляют самоконтроль: сравнивают свою работу с образцом, находят ошибки устанавливают их причины, сами вносят исправления. В своей работе используем технологии портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
6) Рефлексия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Каждый урок заканчивается самооценкой
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось
7) Эффективность системного применения информационно-коммуникативные технологии на разных этапах урока.
Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет осуществлять процедуру контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Во время работы над данной темой мы использовали метод наблюдения, так как проведение сравнительного анализа и получение конкретных результатов качества обучения учащихся требует большего промежутка времени. В ходе наблюдения нами выявлено несколько наиболее важных информационно-коммуникативных технологий физиологическими особенностями детей. Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в классе педагогической поддержки большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании. На уроках в классах педагогической поддержки используются разнообразные информационно-коммуникативные технологии.
IV.Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:
Использование активных форм и методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. "Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность" - пишет Бердяев. Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним.
Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании личностных качеств граждан нашей страны.
V. Список используемых источников
1.    Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
2. Данилюк А.Я. Основы светской этики 4-5 класс учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /М.: Просвещение, 2011.
3. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.
4. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.
6. Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114
7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.
8. ФГОУ ВПО «АмГПУ» Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи – г.Комсомольск–на–Амуре, 2009.
9.    Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 9-е изд. исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
10. http://www.osobyirebe№ok.ru/Article.php?articleid=281
11. http://www.consultant.ru/
12. http://www.logopedplus.org/articles/articles21/korr5/
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/metodika-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u











13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Приложение 1И
·
·
·
·приложение 3.pptГприложение 5.pptГ15