Организация и проведение туристического слета для детей школьников

Организация и проведение туристического слета для детей школьников

Содержание
Введение
Условия проведения слета
Программа соревнований
Конкурсная программа
Рекомендуемый список группового снаряжения
Маршрутный лист
Список используемой литературы


1. Введение.
Предлагаемые рекомендации по организации и проведению соревнований могут быть использованы как форма практического занятия по проверке знаний, умений и закреплению таких тем учебной программы, как «Туристические навыки», «Физическая подготовка туриста».
Начиная подготовку необходимо помнить, что это неотъемлемая часть педагогического процесса, позволяющая решать целый комплекс задач:
- формирование организационных навыков;
- освоение тактики личной и командной борьбы;
- воспитание бойцовского характера;
- умения управлять эмоциями и мужественно переносить неудачи;
- воспитание у ребенка такой черты, как взаимовыручка;
- укрепление здоровья и любви к природе.
Учитывая наши суровые климатические условия, наша главная задача максимально использовать осеннее-весенний период занятий для проведения туристических мероприятий с выходом на природу. Рекомендуемый период данного мероприятия сентябрь – май.

2. Условия проведения слета.
Лучше всего проводить такое мероприятие за городом. Организаторы мероприятия должны заблаговременно выехать на предполагаемое место и провести осмотр. Желательно наличие сухостоя для костра. Воду для приготовления пищи лучше будет завозить в канистрах в день соревнований. Место необходимо предварительно очистить от упавших деревьев и всего, что может помешать проведению слета.
В слете могут принимать участие дети с 1-11 класс. Соревнования можно проводить по параллелям или в виде товарищеских встреч между классами.
Победители в соревнованиях определяются по двум видам «Конкурсная программа» и « Полоса препятствий». В конкурсной программе 1 место занимает команда, набравшая большее количество баллов. В полосе препятствий победителем будет команда, прошедшая этот вид соревнований за наименьшее время, с наименьшим количеством штрафов. В случае равенства времени победа должна отдаваться команде, прошедшей трассу с наименьшим количеством штрафных секунд. Наименьшая сумма баллов и выявит победителя слета.

3. Программа соревнований
1. Сбор детей в школе, проверка личного и группового снаряжения.
2. Выход (или выезд) из школы и прибытие на место слета.
3. Организация бивуака, установка палаток и ограждение зоны лагеря (каждая команда) – 1 час.
4. Проведение конкурса «Лучший и быстрый сборщик дров» - 20 минут.
5. Открытие соревнований, представление судей и программы слета.
6. «Полоса препятствий» - от 1 часа до 2, в зависимости от количества команд.
7. Приготовление обеда и чая поварятами с помощью взрослых.
8. Конкурс «Самый оригинальный и вкусный бутерброд» - 20 минут.
9. Обед – 30-50 минут.
10. Конкурс песен. – 30 минут.
11. Конкурс загадок – 20 минут.
12. Конкурс « После нас чище, чем до нас», свертывание лагеря – 30 минут.
13. Закрытие лагеря, награждение победителей.
14. Возвращение в школу -40-50 минут.
Расчетное время проведения такого мероприятия колеблется от 3- 5 часов, в зависимости от количества команд.

4. Конкурсная программа.
Конкурсы, предлагаемые мной для программы слета, могут использоваться частично, в любом порядке и с дополнением своих разработок.
Все конкурсы лучше оценивать по 5 бальной системе, что облегчит в дальнейшем подсчет баллов в конкурсной программе.

Конкурс «Лучший и быстрый сборщик дров»
Это соревнование можно проводить, как в личном зачете, так и в командном. Каждой команде определяется место сбора дров и их контрольное время. По команде судьи начинается сбор дров (сухих веток). По истечению контрольного времени судья подводит результат.

Конкурс организация бивуака
Дети самостоятельно устанавливают палатки (каждая команда для своего лагеря) и размечают место лагеря флажками и волчатником. Судья учитывает выбор места и правильность установки палаток. Время конкурса оговаривается заранее, но лучше, если его будет достаточно для работы без спешки.

Конкурс «Самый оригинальный и вкусный бутерброд»
Целью данного конкурса является не только обучение детей тайнам кулинарии, но и возможность самим создавать и творить. Необходимые продукты для этого конкурса команды готовят заранее и приносят с собой. Продукты могут быть самые разные: хлеб, овощи, консервы и т.д. Кроме этого каждой команде необходимо иметь нож и дощечку для разделки.

Конкурс песен.
Команды лучше всего расположить вокруг костра, где судья сообщает ребятам правила конкурса. Победителем станет команда, знающая больше песен на заданную тему, например о природе. Достаточно спеть по одному куплету песни. Оценивать необходимо и то, что текст исполняет вся команда или же 1-2 человека. В условия конкурса следует включать контрольное время для обдумывания исполняемой песни, чтобы не было лишних споров.

Конкурс загадок.
Каждая команда загадывает загадку команде противника. Так, обмениваясь загадками и ответами на них, проходит соревнование. После получения задания команда совещается и через определенное время отвечает один из участников команды. За каждый правильный ответ команде начисляется одно очко. Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает и зарабатывает 5 баллов.

Конкурс «После нас чище, чем до нас».
Данный конкурс начинается с момента прибытия команд на место слета. Судьи наблюдают за тем, как дети устанавливают и снимают палатки, сворачивают лагерь. Необходимо постоянно обращать внимание на то, чтобы никто не ломал зеленых веток, не разбрасывал мусор, не причинял вреда природе. За каждое нарушение правил поведения в лесу команда получает штраф в 1 балл, который высчитывается из суммы баллов в конкурсной программе.

5. Полоса препятствий.
Полоса препятствий – самый сложный вид программы предлагаемых соревнований. Но, в то же время – это зрелищное и динамичное соревнование, которое предполагает проверку технической и тактической подготовки команд, а также является наглядным средством пропаганды туризма среди ребят.
Дистанцию «Полосы препятствий» можно расположить в любом месте – на поляне, возле школы и даже при желании в спортзале. Протяженность дистанции зависит от подготовленности участников. Время прохождения дистанции не должно превышать 20-25 минут, чтобы присутствовала динамика в соревнованиях. Количество этапов на полосе препятствий может колебаться от 5 до 10.
Этапы полосы препятствий необходимо подготовить заранее. Лучше расположить их по кругу с тем, чтобы старт и финиш были в одном месте. Для безопасного проведения соревнований необходимо проверенное оборудование и испытанное снаряжение, а также четкая инструкция для руководителей и судей на этапах.
Маятник
На этом этапе участники попеременно преодолевают препятствие с помощью укрепленной на подходящем дереве веревки. Участник, держась за свисающий конец веревки, должен переправиться через «ручей» (полоса в 1, 5 метра, отмеченная флажками), заступ за контрольную линию наказывается штрафом. Преодолев опасную зону, участник направляет освободившуюся веревку следующему участнику команды.
Бревно
На данном этапе всем участникам команды нужно попеременно пройти по бревну, положенному над «обрывом», используя натянутую страховочную веревку и страховочную систему с карабином. Первый участник пристегивается карабином на прусике к страховочной веревке, замуфтовывает карабин и двигая карабин между руками приставными шагами проходит по бревну. Преодолев опасную зону, участник размуфтовывает карабин, отстегивается от веревки и лишь затем следующий участник команды начинает свое движение, повторяя действия предыдущего.
Кочки
Пластинки яркого цвета, утоплены в землю и расположены так, чтобы участник при их прохождении должен был менять толчковую ногу. Это препятствие преодолевается участниками попеременно, при этом касаться земли, пропускать кочки нельзя.
Сами кочки не обязательно изготавливать, можно на ровном песчаном участке нарисовать круги диаметром 40-50 см. На песке хорошо видны заступы. Это упрощает и подготовку этапа к соревновании.
Топознаки
Следующий этап отличается от предыдущего тем, что здесь команде придется отвечать на теоретические вопросы. Каждый участник получает карточку с нарисованными на них топознаками. Карточки очень просто изготовить из картона, а сами топознаки можно использовать из учебника «Природоведение» для начальной школы. Каждый участник называет один знак, изображенный на карточке. Четкое и быстрое прохождение этого этапа зависит от подготовленности детей.
Узлы
Команда подбегает к судье, который выдает каждому участнику по карточке, на которой написано название узла. Количество карточек зависит от состава команды. Причем каждый участник вяжет свой узел, который не повторяется. В течение 1 минуты все должны завязать свой узел и вернуть веревки судье, который тут же проверяет правильность завязанного узла и проставляет штрафы в протокол.



Рекомендуемый список группового снаряжения.
Аптечка.

Флажки или волчатник для определения границ своего лагеря и наведения «Полосы препятствий».
Палатка.
Скатерть для приготовления и организация обеда.
Чайник.
Костровой набор.
Салфетки.
Доска разделочная.
Топорик.
Нож кухонный.
Бумага для разжигания костра.
Продукты для приготовления обеда.
Продукты для конкурса бутербродов.
Рекомендуемый список личного снаряжения.
Рюкзак.
КЛМ (кружка, ложка, миска).
Пустой полиэтиленовыц пакет (для мусора).
Запасные носки.
Головной убор, куртка.

Рекомендуемый маршрутный лист.
Команда______________________

Наименование этапа
штрафы
баллы
Итог

1
Быстрый сборщик дров




2
Организация бивуака




3
Конкурс песен




4
Конкурс загадок




5
Самый оригинальный бутерброд




6
Конкурс чистоты и порядка




7
Полоса препятствий





итого




Главный судья_________________
Главный секретарь_____________



Список используемой литературы:
Кадыш Э.Н. «Соревнования туристов» Ф и С. 1990г.
Куприна Л.Е., Крылова Л.В. «Игры и развлечения туристов краеведов». Обл ЦДЮТ, 1909г.
Тамм Е.И «Энциклопедия туристов», 1993г.
Куприна Л.Е., Крылова Л.В. «Слет юных экологов». Обл ЦДЮТ, 1993г.
Завьялова Т.П. «Организация и проведение первого похода». Обл ЦДЮТ, 1993г.
Карел Поломис «Дети на отдыхе», Прага, 1995г.
Кашельков С.А. «Правила организации и проведения туристических соревнований учащихся Российской Федерации». Республ ЦДЮТ, 1995г.




15