Методическая разработка Положение о проведении этнографического слета-фестиваля «Русь, великая моя» 
ПОЛОЖЕНИЕ
о  проведении этнографического
слета-фестиваля  «Русь, великая моя» 
Цели и задачи
Слет-фестиваль проводится с  целью активизации исследовательской работы обучающихся по этнографии родного края, изучения материальной и духовной культуры русского народа, сохранения исторической памяти, воспитания чувства патриотизма.
Содержание
Для участия в слете-фестивале принимаются исследовательские краеведческие работы.
Программа слета – фестиваля включает работу следующих номинаций:
«Жилище»
«Традиционная народная одежда»
 «Народные песни, музыка и танцы»
«Традиционные занятия и старинные орудия труда» 
«Праздники и обряды»
«Русская народная кухня (дегустация блюда)»
 «Традиционные средства передвижения»
 «Русская народная медицина (дегустация)»
  «Разработка (этнографического) маршрута (экскурсии)».
   «Исследовательские этнографические экспедиции»
Сроки и порядок проведения
Заявки на участие и работы направляются в письменном  виде .
Заявка на участие в этнографическом  слете-фестивале «Русь, великая моя»:
Ф. И. О. обучающегося
полностью
школа/класс
Номинация
Тема исследовательской  работы
Ф. И. О. руководителя
полностью
Участники
         Время выступления каждого участника слета – фестиваля  5-7 минут. Тексты выступлений и работы, остаются в учреждении, проводящем мероприятие.
Порядок определения победителей  и награждение
За лучшие работы участники слета-фестиваля награждаются грамотами комитета образования.  
Критерии оценки  работы 
1.	Элемент исследования:
исследования с привлечением первичных наблюдений, собственная обработка, 	анализ - 4 балла;
исследование на основе литературных источников - 3 балла;
реферативная работа с обобщением и собственными выводами - 2 балла;
компилятивная работа - 1 балл.
2.	Достижения автора:
собственная постановка проблемы, использование аналитических методов -3 балла;
собственная разработка отдельных вопросов - 2 балла;
усвоение знаний сверх учебной программы -1 балл.
3.	Эрудиция:
знание основных положений в избранной области знаний  -1 балл.
4.       Изложение:
выразительное, логичное, компактное - 3 балла;
более или менее связное, с паузами - 2 балла;
доклад читается -1 балл.
5.	Иллюстрация:
имеются или нет, качество иллюстраций -1-3 балла.
6.	Композиция исследовательской работы:
имеется введение, обозначена цель, выдержана логика - 2 балла;
отсутствует стройность и последовательность изложения - 1 балл.
7.	Библиография:
представлена достаточно полно - 2 балла; 
число источников ограничено, изучены поверхностно - 1 балл.
8.	Особое мнение членов жюри  3 балла.
Условия участия и требования к оформлению
На слете - фестивале один участник может выступать с работой только на одной из номинаций. Если работа выполнена двумя  соавторами и представлена ими совместно на слете - фестивале, жюри вправе принимать решение о поощрении как одного, так и другого соавтора. Допускается соавторство обучающегося и  руководителя, однако выступить с работой  на номинации и претендовать на поощрение может только обучающийся.
Структура работы должна соответствовать общепринятой и содержать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографический список, приложения. 
В титульном листе указывается название слета – фестиваля,  название темы, название номинации, Ф. И. О. обучающегося, класс, школа, Ф.И.О. руководителя (полностью).
В оглавлении приводятся разделы работы с указанием страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи исследования, формируется объект и предмет исследования, указывается метод исследования, дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим или прикладным исследованиям, сообщается, в чем заключается значимость или прикладная ценность полученных результатов, приводится краткий обзор сведений, имеющихся по данной теме. 
В основной части подробно приводится методика и техника исследования, сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты.
Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа полученных результатов, обосновывается новизна, степень самостоятельности, теоретическое или практическое значение работы.
Библиографический список содержит перечень ссылок в тексте работы на тот или иной источник. Номер ссылки должен соответствовать порядковому номеру источника в библиографическом списке. 
В приложении помещаются дополнительные материалы, необходимые для полного представления работы. 
Тексты работ и выступлений должны быть выполнены в формате А4 через 1,5 интервала с полями: слева – 30мм, справа 15 мм, сверху и снизу – 20 мм, размер шрифта 14, в Word (не ниже 97).	
Методические рекомендации к номинациям
1.«Жилище». (Когда и кем построен дом; сфотографировать изучаемый дом с угла, чтобы лучше было представить общий вид, с фасада, две дополнительные фотографии должны показать детали украшений дома; укажите на обратной стороне фотографии полное географическое название места, где сделан снимок (область, город, район, село), запишите фамилию его владельца, дату фотографирования; опишите кратко внутреннее убранство (занавеси на окнах, скатерть, салфетки, комнатные цветы, прикроватные коврики, мебель, фотографии на стенах, чем покрыты подушки и кровать, есть ли на них вышивки ручной или машинной работы.)
-Изделия из дерева и бересты. (Какое место в домашней жизни занимала обработка дерева и бересты? Какие предметы домашней утвари изготовляли из бересты и дерева? Из каких пород деревьев изготавливались предметы домашней утвари и почему? Какими орудиями труда пользовались, при изготовлении домашней утвари из дерева и бересты? Сфотографировать и описать их. Описать способы изготовления орудий труда из дерева. Какая посуда делалась из дерева и бересты. Описать способы ее изготовления. Описать художественную обработку дерева, бересты, Какой орнамент самый распространенный? Для каких целей используется, дерево в наши дни? Какие изделия изготовляются из них в настоящее время? Опишите все виды изделий, изготовленные ручным способом. Запишите трудовые биографии лучших мастеров. Поинтересуйтесь, есть ли династии народных умельцев.)
-Вышивка и вязание.(Описать орудия труда, которыми производится вышивание и вязание. Какими нитками вышивают, вяжут. Художественная вышивка, вязание и другие виды рукоделия.  Какую одежду вышивали, украшали. В какое время года занимаются вышиванием, вязанием.)
2.«Традиционная народная одежда» 
При описании предметов одежды обратить внимание на:
-содержание орнамента (геометрический, растительный, зооморфный);
-сочетание красок (цветов и расположение орнамента);
-размеры орнамента;
-способы вышивания, вязания.
3. «Народные песни, музыка и танцы». (Расспросите местное население, часто ли проводятся исполняются танцы, в какое время и где; кто обычно участвует в них; как давно они появились в данном селе, изменились ли они с течением времени и в чем. Запишите свои наблюдения и сфотографируйте отдельные моменты танца. Опишите старинные музыкальные инструменты).
 (Выясните, какие песни поют люди разных поколений. Выявите лучших сказочников, песенников, частушечников. Узнайте, каков их репертуар. Запишите их биографии, указав в них, у кого они учились мастерству песенника или сказочника, от кого услышали народные песни и сказы, сфотографируйте их в процессе исполнения).
4. «Праздники и обряды». (Запишите подробно свои наблюдения, присутствуя на праздниках (например, «День урожая», «Проводы русской зимы» и др.) или на традиционных обрядах (свадьба, день новорожденных и т.п.) Узнайте, какие праздники, обряды и когда отмечаются в данной местности, как они проводятся, кто обычно участвует в празднике. Как называются отдельные «персонажи» праздника, обряда (на свадьбе -  «дружка», «сваха», при проводах русской зимы     «снегурочка» и т.п.), что они делают, какова их роль. Запишите все песни, частушки, присловья, звучащие па празднике или во время обряда).
5. «Русская народная кухня» (дегустация блюда). (Рецептура приготовления пищи; источники информации).
6. «Традиционные средства передвижения». (Выявите в селе наличие лодок, телег; саней, установите, когда они сделаны, пользуются ли ими в настоящее время пли нет. Сфотографируйте или зарисуйте различные средства передвижения, произведите обмеры (в целом и отдельных деталей),  запишите местные названия предмета и его деталей. Выясните, в какое время года и для каких целей использовались те или иные средства передвижения. Узнайте фамилии мастеров и запишите их биографии. Опишите весь производственный процесс, начиная с заготовки материала.)
           7. «Традиционные занятия и старинные орудия труда». (Выявите и опишите традиционные занятия населения, а также орудия традиционного производства.  Сфотографируйте или зарисуйте их таким образом, чтобы можно было представить соединение деталей. Обмерьте эти детали и запишите их размеры. Выясните, кто изготовлял эти орудия и опишите процесс создания орудий).
         8. «Русская народная медицина» (Рецептура приготовления народного лекарственного средства; источники информации).
        9.  «Разработка (этнографического) маршрута (экскурсии)».
        10. «Исследовательские экспедиции» (отчеты  исследовательских экспедиций по сбору этнографического материала с предоставлением фотографий и маршрутного листа).
Работы и выступления, ранее принимавшие участие в конкурсах не рассматриваются как конкурсанты слета-фестиваля.