Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы МБОУ «Гимназия № 35» и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Программа обеспечена:
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 ч., Вентана-Граф 2012.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Цели программы:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи программы:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика (состав слова), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, приобретение навыков правописания и развития речи.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Личностные:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Уважение к своему народу, к своей родине.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение русского языка во 2 классе в объеме: 5 часов в неделю, 175 часов в год.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2015-2016 учебный год на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, 173часа в год.
Содержание учебного предмета
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (59 ч)
Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение (7 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия —глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
Состав слова (морфемика) (20 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов.Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный,приставочныйи приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речифразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (79ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок;-ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (37 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств всоответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в текс те. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение (6 ч)
Тематический план
№
п/п Разделы учебной программы и основные содержательные линии Кол-во часов В том числе
контрольных работ практических
работ лабораторных работ
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) 59 1 Фонетика 10 2 Слово и предложение 7 1 Состав слова 20 3 Лексика 22 2 Правописание (формирование навыков грамотного письма) 79 10 Развитие речи 37 3 Повторение 5 ИТОГО ЗА ГОД 173 22 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные пособия.
№ Авторы Название Год
издания Издательство
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2 ч. 2012 Вентана-Граф
М.И. Кузнецова Пишем грамотно. 2 класс: рабочая тетрадь №1 и №2 2015 Вентана-Граф
Материально-технические средства: компьютерная техника, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Результаты освоения предмета «Русский язык» и система их оценки
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МетапредметныерезультатыОвладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений
по предмету «Русский язык»
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
соблюдение норм и правил поведения;
прилежание и ответственность за результаты обучения;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: по характеру получения информации: устный, письменный, практический; по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, итоговый.
Нормы оценок по русскому языку
ДИКТАНТ
Объем диктанта:
2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:2 исправления считаются за 1 ошибку.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й класс – 8-10 слов.
3-й класс – 10-12 слов.
4-й класс – 12-15 слов. Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 3-5 ошибок.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п Дата Тема урока Виды деятельности учащихся Виды контроля
план факт Как устроен наш язык (7ч.)
Звуки речи и буквы. Познакомить с новым учебником; повторить классификацию звуков русского языка и соотношение «звук-буква».
Работать со схемой (задание «Заполни схему»). Находить звуки в слове; заменять один звук другим. текущий
Гласные и согласные звуки и их буквы. Познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова; учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются. текущий
Обозначение звуков речи на письме. Различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. текущий
Ударные и безударные гласные звуки в слове. Повторить понятие «ударение»; учить выделять ударный гласный в слове.
Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. текущий
Согласные звуки. Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й]; повторить функции йотированных букв. текущий
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й]; повторить функции йотированных букв. Закреплять знания о согласных; учить классифицировать согласные по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
Сравнивать пары слов по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости. текущий
Звонкие согласные звуки в конце слова. Учить различать парные по звонкости-глухости и согласные; наблюдать оглушение звонких согласных на конце слова; орфографический тренинг.
Сравнивать пары слов по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости. текущий
Правописание(4ч.)
Учимся писать сочетания жи-ши. Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши; орфографический тренинг.
Обсуждение вопроса есть ли мягкие пары у звуков [ж] и [ш]. Проблемная ситуация. Чем объясняется выбор гласной буквы после шипящих. текущий
Учимся писать сочетания ча-ща. Повторить правила написания буквосочетаний ча-ща,; орфографический тренинг.
Упражнения: обозначение звуков буквами. Проблемная ситуация: чем объясняется выбор гласных после [ч'] и [ш']. текущий
Учимся писать сочетания чу-щу. Повторить правила написания буквосочетаний, чу-щу; орфографический тренинг.
Обсуждение вопроса есть ли твёрдые пары у звуков [ч'] и [щ']. текущий
Списывание по теме: «Фонетика», «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу». Проверить полученные знания по теме «Правописание сочетаний: жи, ши, ча, ща, чу, щу». Списывание. Тетрадь для контрольных работ с. 7-8
Как устроен наш язык (3 ч.)
Работа над ошибками.
Разделительный мягкий знак (ь). Повторить две функции буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков.
Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. текущий
Входная контрольная работа (адм) Проверить полученные знания по теме «Правописание». диктант
Работа над ошибками.
Слог. Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся переносить слова. Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса. текущий
Учимся переносить слова. Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса. словарный диктант №1.
Как устроен наш язык (11 ч.)
Слоги ударные и безударные. Роль ударения. Определение ударного гласного в слове. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Наблюдение за словами, различающиеся местом ударения. Способы определения ударений. Обсуждение вопроса: смыслоразличительное значение ударений. текущий
Слово. Представить слово как единство звучания (написания) и значения; обнаруживать это единство в придуманных словах (различать слова и не слова).
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с текстом. Наблюдение над значением слова. Работа со схемой. текущий
Слова, называющие предметы. Познакомить с понятием «имя существительное»; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению (что называет). Наблюдение: слова, отвечающие на вопрос «что». Обсуждение правила, работа с таблицей. текущий
Слова, называющие признаки и действия предметов. Познакомить с понятиями «имя прилагательное», «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является. текущий
Слово и предложение. Познакомить с понятием «предложение» и видами предложений по цели высказывания; отрабатывать умения определять цель предложения.
Сравнивать «звук-слово-предложение». текущий
Восклицательные и невосклицательные предложения. Познакомить с интонацией предложений (восклицательная и невосклицательная); отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. текущий
Слова в предложении. Отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и интонации; наблюдать за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова). текущий
Окончание как часть слова. Наблюдать над изменением формы слова; познакомить с окончанием как частью слова, которая изменяется при изменении формы слова.
Находить окончание в слове. текущий
Изменение формы слова с помощью окончания. Отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые. текущий
Неизменяемые слова. Познакомить со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов. текущий
Контрольная работапо теме: «Фонетика; слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые». Проверить знания по изученным темам. Тест.
Тетрадь для контрольных работ с. 3-4
Правописание (2 ч.)
Работа над ошибками. Вспоминаем правило написания прописной буквы. Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях. текущий
Вспоминаем правило написания прописной буквы. Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях. текущий
Как устроен наш язык (1 ч.)
Корень как часть слова. Учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова. текущий
Правописание (6 ч.)
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Познакомить с понятиями «опасное место», «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отрабатывать применение данного правила.
Анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в слове. текущий
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Продолжить изучать правила обозначения безударных гласных в корне слова; отрабатывать применение данного правила.
Анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в слове. текущий
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Продолжить изучать правила обозначения безударных гласных в корне слова; отрабатывать применение данного правила.
Анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в слове. текущий
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Продолжить изучать правила обозначения безударных гласных в корне слова; отрабатывать применение данного правила.
Анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в слове. текущий
Контрольный диктантпо итогам 1 четверти по темам:«Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова». Проверить полученные знания по темам «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова». диктант
Работа над ошибками.
Безударные гласные в корне слова. Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. текущий
Как устроен наш язык(1ч.)
Корень как общая часть родственных слов. Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению).
словарный диктант №2
Правописание (4ч.)
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Подбирать и однокоренные слова, обсуждение алгоритма нахождения корня слова. текущий
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. текущий
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. текущий
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. текущий
Как устроен наш язык (1ч.)
Однокоренные слова. Подбирать и однокоренные слова, обсуждение алгоритма нахождения корня слова. текущий
Правописание (3ч.)
Учимся писать буквы согласных в корне слова. Познакомить с новой орфограммой; закреплять правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова). Учить применять два варианта подбора родственных слов; тренировать в различении форм слова и однокоренных слов. текущий
Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой.
текущий
Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой. текущий
Как устроен наш язык (1ч.)
Корень слова с чередованием согласных. Организовать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня.
текущий
Правописание (5ч.)
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне середины слова».
текущий
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Сопоставлять способы проверки безударных гласных и парных по звонкости- глухости согласных в корне слова. текущий
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Анализировать буквенную запись, выделять орфограммы.
Работать с текстами, подбирать проверочные слова.
Сопоставлять буквенные записи форм одного слова, повторять правила, наблюдать над языковым материалом. текущий
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Сопоставлять буквенные записи форм одного слова, повторять правила, наблюдать над языковым материалом. текущий
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Сопоставлять буквенные записи форм одного слова, повторять правила, наблюдать над языковым материалом. Списывание.
Тетрадь для к/р, с.18-19
Как устроен наш язык(2ч.)
Работа над ошибками.
Суффикс как часть слова. Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками.
Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.
Наблюдать над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. текущий
Значения суффиксов Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками.
Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах. текущий
Правописание (4ч.)
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.
Отрабатывать способы проверки орфограммы текущий
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Закреплять написание слов с непроизносимыми орфограммами.
Сопоставлять звуковую и буквенную записи слов, постанова орфографической задачи. текущий
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Коллективное обсуждение правила: письмо слов с непроизносимыми согласными. Анализировать языковой материал: определение принципа классификации слов.
Решать орфографические задачи. словарный диктант №3.
Контрольный диктант по теме: «Правописание согласных в корне слова». Проверить полученные знания по теме «Правописание согласных в корне слова». диктант
Как устроен наш язык(1ч.)
Работа над ошибками. Значение суффиксов. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.
Выделять суффикс в слове. Значение суффиксов. текущий
Правописание (3ч.)
Учимся писать суффиксы –ёнок-,- онок-. Познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Познакомить с правилом написания суффиксов –онок-, -ёнок-. текущий
Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-. Организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик-, -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения. текущий
Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-. Классифицировать слова, сопоставлять формы слов, сравнивать звуковую и буквенную записи слов, конструирование слов. текущий
Как устроен наш язык(1ч.)
Значения суффиксов. Познакомить с двумя видами суффиксов: синонимичными и многозначными, или омонимичными.
Анализировать языковой материал. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся писать суффикс –ость- Познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Познакомить с правилом написания суффикса –ость-. текущий
Как устроен наш язык(1ч.)
Образование слов при помощи суффиксов. Познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных.
Выделять суффиксы в именах прилагательных. текущий
Как устроен наш язык(1ч.)
Образование слов при помощи суффиксов. Образовывать слова суффиксальным способом. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся писать корни и суффиксы. Наблюдать над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Упражнения: отработка алгоритма применения правила. текущий
Текущая контрольная работа по теме «Состав слова». Проверить полученные знания по теме «Состав слова». Тест. Тетрадь для контрольных работ с. 9-11
Как устроен наш язык(3ч.)
Работа над ошибками.
Приставка как часть слова. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов. текущий
Значения приставок. Наблюдать над языковым материалом: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила и формулирование выводов. текущий
Контрольный диктант по теме «Состав слова». Проверить полученные знания по теме «Состав слова» диктант
Правописание (3ч.)
Работа над ошибками.
Учимся писать приставки. Учить различать способы определения написания приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова. текущий
Учимся писать приставки. Коллективное обсуждение правила, алгоритма его применения. Классифицировать слова, сопоставлять звуковую и буквенную записи. текущий
Различаем приставки с буквами о, а. Коллективное обсуждение правила, алгоритма его применения. Классифицировать слова, сопоставлять звуковую и буквенную записи. словарный диктант №4.
Как устроен наш язык (2ч.)
Образование слов при помощи приставок. Познакомить с образованием слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения; образование слов в соответствии с заданной моделью. текущий
Итоговая контрольная работа за первое полугодие. Проверить полученные знания. Тест. Тетрадь для к/р, с. 14-16
Правописание (4ч.)
Работа над ошибками.
Учимся писать разделительный твёрдый знак (Ъ). Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ.
текущий
Итоговый диктант за первое полугодие. Проверить полученные знания. диктант
Работа над ошибками.
Различаем разделительныеЬ и Ъ. Наблюдать над языковым материалом: выделение признака дифференциации, развёрнутое объяснение выбора знака. Классификация слов. текущий
Различаем разделительныеЬ и Ъ. Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ.
Сопоставлять случаи употребления твёрдого и мягкого знаков. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Как образуются слова. Познакомить с образованием слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения; образование слов в соответствии с заданной моделью.
Выделять приставки и суффиксы в словах.
Анализировать слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. текущий
Основа слова. Отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и умение подбирать слова к схемам.
Выделять значимые части слова. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся различать предлоги и приставки. Познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками. текущий
Учимся различать предлоги и приставки. Познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками. текущий
Как устроен наш язык (1ч.)
Повторяем состав слова. Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова.
Выделение значимых частей слова. текущий
Правописание (2ч.)
Повторяем правописание частей слова. Классификация слов по способу образования. .
Способы проверки орфограмм во всех частях слова. текущий
Повторяем правописание частей слова. Правописание приставок и суффиксов.
Дифференциация приставок, обсуждение алгоритма написания различных групп приставок. Работа с текстом. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Слово и его значение.
Учебник 2 часть Познакомить с новым разделом курса – лексикой. Толкование значения слова. Наблюдение над значением слова. Сопоставление слова и его значения. текущий
Значение слова. Наблюдение над значением слова. Сопоставление слова и его значения. текущий
Правописание (2ч.)
Повторяем правописание частей слова. Повторение изученных орфограмм (безударные гласные в корне слова, заглавная буква, гласные после шипящих, парные согласные в корне). текущий
Текущая контрольная работа по теме: «Состав слова». Проверить полученные знания по теме «Состав слова». Тест.
Тетрадь для контрольных работ. С. 20-22
Развитие речи (3ч.)
Работа над ошибками.
Текст. Определение значений слов.
Работа с текстом: уточнение значений слов. текущий
Заголовок текста. Определение значений слов.
Работа с текстом: уточнение значений слов. текущий
Списывание. Правописание разделительных знаков Ъ и Ь, приставок и предлогов. Проверить изученные орфограммы. Списывание. Тетрадь для к/р, с. 40-41
Как устроен наш язык (2ч.)
Работа над ошибками.
Как сочетаются слова. Наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов.
Обсуждение правила: связь лексических значений слов. текущий
Значение слова в словаре и тексте. Наблюдать за значением слов; определять значения слов в тексте. текущий
Правописание (1ч.)
Повторяем правописание частей слова. Организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, работать с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится. текущий
Развитие речи (2ч.)
Один текст – разные заголовки. Учить озаглавливать текст. текущий
Учимся озаглавливать текст. Учить озаглавливать текст. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Слово в толковом словаре и тексте. Познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком.
Сравнение значения слова в словаре и тексте. текущий
Слова однозначные и многозначные. Обсуждение правила: однозначность и многозначность слова. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Отрабатывать умение находить в слове орфограммы и определять их место в слове; орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов. словарный диктант №5.
Контрольный диктант по теме: «Правописание орфограмм в слове». Проверить полученные знания. диктант
Развитие речи (3ч.)
Работа над ошибками.
Учимся озаглавливать текст. Познакомить со структурой и цельностью текста; тренинг в подборе возможных заголовков к текстам. текущий
Как строится текст. Окончание текста. Наблюдение над незавершённым текстом. Выбор и обсуждение подходящего по смыслу окончания текста. текущий
Как появляются многозначные слова. Выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком.
Знакомство с многозначными словами. текущий
Как устроен наш язык (1ч.)
Как определить значение многозначного слова. Обсуждение правила: условия проявления нескольких значений слова. Анализ языковых единиц: многозначные слова. Работа с толковым словариком учебника.
Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Развитие речи (1ч.)
Учимся заканчивать текст. Работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту; сравнивать варианты окончания исходного текста. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Слова - синонимы. Наблюдение за сходством и различием слов синонимов.
Наблюдение над языковым явлением: синонимия. текущий
Сочетание синонимов с другими словами. Наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Развитие речи. (2ч.)
Как строится текст. Начало текста. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.
Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. текущий
Сочиняем начало текста. Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста.
Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Как используются синонимы. Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам.
Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи. текущий
Синонимы в тексте. Наблюдение над языковым явлением: синонимия. Сопоставление: однокоренные слова и синонимы. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Контрольный диктант по теме: «Правописание орфограмм в слове». Наблюдать за связью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты.
Различие предложения и текста. Анализ текста с нарушениями. диктант
Развитие речи (2ч.)
Работа над ошибками.
Учимся составлять текст. Отрабатывать умение создавать текст; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.
Составление текста по его началу или заключению. словарный диктант №6
Последовательность предложений в тексте. Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты.
Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте.
Анализ и корректирование текстов. Поиск нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Слова - антонимы. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы».
Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте. текущий
Сочетание антонимов с другими словами. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы».
Работа с рисунками учебника. Наблюдение над языковым явлением. Антонимия. Сопоставление синонимов и антонимов. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Развитие речи (2ч.)
Связь предложений в тексте. Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. текущий
Итоговый диктант за 3 четверть. Проверить полученные знания. диктант
Как устроен наш язык. (2ч.)
Работа над ошибками.
Слова - омонимы. Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов. Слова исконные и заимствованные. Наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся.
Сравнение заимствованных слов с исконно русскими оборотами. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Итоговая контрольная работа. Проверить полученные знания. Тест. Тетрадь для к/р, с. 25-28
Развитие речи. (2ч.)
Работа над ошибками.
Абзац. Орфографический тренинг; закреплять алгоритм работы над ошибками. Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте. текущий
Учимся выделять абзацы. Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте.
Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Определение порядка следования абзацев.
Наблюдение над текстами, записанными с абзацным делением и без него. текущий
Как устроен наш язык (1ч.)
Значения заимствованных слов. Наблюдать за исконными и заимствованными частями слов; работать с толковым словарем.
Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных слов. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Развитие речи (1ч.)
Последовательность абзацев.
Учимся составлять текст из абзацев. Составлять текст по заданным абзацам.
Учить корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Устаревшие слова. Наблюдать за словами, вышедшими из употребления.
текущий
Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова. Знакомство и наблюдение над устаревшими словами. Анализ изменения значения слов. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Развитие речи. (1ч.)
Учимся составлять текст.
Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении.
Чтение и понимание текста, краткое изложение текста по заданной структуре с использованием ключевых слов. текущий
Как устроен наш язык (2ч.)
Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова. Комплексное повторение пройденного материала.Выделение значимых частей слова. Наблюдение за омонимами, синонимами, антонимами,заимствованными суффиксами. текущий
Тест по теме «Лексическое значение слова. Состав слова». Проверить полученные знания. Тест. Тетрадь для к/р, с. 32-39
Правописание (1ч.)
Работа над ошибками.
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Развитие речи (2ч.)
План текста. Закреплять умения работать с текстом при его составлении. Обучение краткому изложению текста, выделению в нем ключевых слов, составлению собственного текста с предложенным заголовком и ключевыми словами; подготовка к работе над планом текста. текущий
Учимся составлять план текста. Организация комплексной работы с текстом (повторение); формирование умения составлять план текста. Корректирование неправильно составленного плана. текущий
Как устроен наш язык (1ч.)
Фразеологизмы. Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Развитие речи (1ч.)
Составляем текст по плану.
Учимся писать письма по плану. Продолжение работы над составлением плана исходного текста и созданием собственного текста по плану. текущий
Как устроен наш язык (1ч.)
Значения фразеологизмов. Наблюдение за фразеологизмами. Сравнение значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слова в составе словосочетания. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий
Текущаяконтрольная работа. Проверить полученные знания. Тест. Тетрадь для к/р, с. 42-45
Развитие речи (1ч.)
Работа над ошибками.
Составляем текст по плану.
Текст-описание. Продолжение работы над составлением плана исходного текста и созданием собственного текста по плану. текущий
Правописание (1ч.)
Учимся применять орфографические правила. Организация наблюдения за значением и использованием фразеологизмов; сравнение фразеологизма и слова, фразеологизма и свободного сочетания слов. текущий
Развитие речи (1ч.)
Особенности текста-описания.
Учимся сочинять текст-описание. Формирование умения составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учетом предложенных заголовков. словарный диктант №8
Правописание (2ч.)
Учимся применять орфографические правила. Закрепление написания словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм. текущий
Контрольный диктант по теме: «Правописание орфограмм в слове», «Устаревшие слова», «Фразеологизмы». Проверить полученные знания. диктант
Развитие речи (3ч.)
Учимся сочинять яркий текст-описание. Развитие умения создавать текст- описание по заданному плану и по основной мысли текста. текущий
Текст-повествование. Создание условий для знакомства с особенностями текста-повествования. Обучение умению создавать свой текст-повествование; составлять план текста-повествования. текущий
Особенности текста-повествования. Продолжение работы по обучению умению создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование. текущий
Правописание (2ч.)
Учимся применять орфографические правила. Организация повторения изученных орфографических правил; отработка навыка грамотного письма, проведение орфографического тренинга. Создание условий для результативного применения учениками изученных правил при выполнении работы в новых условиях. текущий
Списывание. Правописание изученных орфограмм. Проверить изученные орфограммы. Списывание.
Тетрадь для к/р, с. 60-61
Развитие речи (10ч.)
Работа над ошибками.
Учимся сочинять текст-повествование. Развитие умения создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста. текущий
Описание и повествование в тексте. Организация наблюдения за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Результативное применение учениками изученных правил при выполнении работы. текущий
Текст-рассуждение. Организация наблюдения за текстом-рассуждением. Развитие умения различать описания, повествования и рассуждения. текущий
Особенности текста-рассуждения. Организация наблюдения за синтаксическими конструкциями, употребляющимися в текстах-рассуждениях; создание текста-рассуждения. текущий
Описание. Повествование. Рассуждение. Организация комплексной работы с текстами разных типов. Организация повторения пройденного, проведение орфографического тренинга. текущий
Итоговая контрольная работа. Проверить полученные знания. Тест. Тетрадь для к/р, с. 48-50
Работа над ошибками. Повторение. Создать условия для самостоятельного анализа ошибок, допущенных в тестовой работе. текущий
Повторение. Лексика. Организовать комплексное повторение пройденного материала.Применять изученные правила при выполнении работы. текущий
Итоговый диктант по теме: «Правописание изученных орфограмм». Проверить полученные знания по теме «Правописание изученных орфограмм». диктант
Работа над ошибками. Повторение. Создать условия для самостоятельного анализа ошибок, допущенных в диктанте. текущий
Повторение (6ч.)
Повторение. Лексика. Организовать комплексное повторение пройденного материала.
Закреплять написание словарных слов; тренироваться в проверке изученных орфограмм. текущий
Повторение. Орфография. Организовать комплексное повторение пройденного материала.
Закреплять написание словарных слов; тренироваться в проверке изученных орфограмм. текущий
Повторение. Орфография. Организовать комплексное повторение пройденного материала.
Закреплять написание словарных слов; тренироваться в проверке изученных орфограмм. текущий
Повторение. Орфография. Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами. текущий