Конспект урока изо Сатирические образы человека.Шарж. 6 класс


Тема: «Сатирические образы человека. Шарж».
Класс: 6 класс
Цель: познакомить учащихся с основами сатирического образа человека и основам сатирического рисунка; выполнить сатирический образ друга.
Задачи:
Обучающие: формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по жанру портрета.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, способствовать формированию личных качеств: самодисциплины, усидчивости, аккуратности, терпению; содействовать развитию творческих способностей у детей, развитию фантазии и наблюдательности.
Воспитывающие: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства.
Оборудование:
Для учителя: классная доска, проектор, репродукции шаржей; видеофрагмент « Мастер –класс по шаржу», музыкальные аудиофайлы для практического настроя на урок.
Для учащихся: учебник, альбом, кисти, краски, цветные карандаши, фломастеры, палитра, баночка под воду.
План урока:
Организационный момент – 1 минута
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- психологический настрой урока.
Вводная беседа- 2 минуты.
- сообщение темы и цели урока.
Сообщение нового материала- 18 минуты
Практическая часть-20 минут
- методические указания к работе,
- с/ учащихся.
Подведение итогов урока- 3 минуты
- анализ работ и выставление оценок.
Организационное завершение урока- 1 минута
Ход урока
Структура урока Содержание урока
1.Организационный момент:
- приветствие;
- проверка готовности к уроку,
- психологический настрой урока.
2.Вводная беседа:
-сообщение темы и цели урока.
4.Сообщение нового материала
9683753111515875031115
Репродукции картин художников

6235702076450
453390221615
4.Практическая часть:
- методические указания к работе;
-с\р учащихся.
5.Подведение итогов:
- анализ работ и выставление оценок.
6. Организационное завершение урока. -Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш урок, давайте проверим свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать, альбом, кисти, краски, баночка с водой и учебник.
-Все готовы к уроку, молодцы! Будьте внимательны на уроке, от того так внимательно вы будите слушать меня на уроке будет зависеть успех вашей работы.
- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем  в этой    четверти? (Портрет)
- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).
          Тема сегодняшнего урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идет, опять - таки, об изображении человека. Остается только выяснить, о каком именно изображении идет речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве. Сегодня будем знакомиться с сатирическим  жанром, его видами, возможностями и своеобразием.
Давайте с Вами вспомним, какие русские художники писали картины в портретном жанре (В.А. Серов, О.А. Кипренский,       А.Г. Венецианов).
(Демонстрирую репродукции картин художников)   .              
А как художник передает внутренний мир человека? На что обращает внимание художник, если хочет подчеркнуть радость, грусть или задумчивость человека?
 (Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»)
*****
Любите живопись, поэты
Ведь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
- Перечислите виды портрета.
- Дайте характеристику этим видам.
Все вышеперечисленные вами виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором  художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается       более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.
Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.
-  Кто знает, что такое карикатура?
( слайд 2)КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать)
изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт.
( слайд 3)Сегодня практически все газеты и журналы помещают на своих страницах карикатуры. Одни из них заставляют нас смеяться, другие задуматься над происходящим. Ведь что такое карикатурист? Это не только художник, но еще и журналист. Он как бы описывает происходящее за день, но не словами, а рисунком.
(слайд4)   В России после 1917г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые  художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы.
Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах.
(слайд 5-9) Работы кукрыниксов.
Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).
Другая форма сатирического жанра – шарж.
(слайд 10) Шарж - (франц. charge-тяжесть), сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели: разновидность карикатуры.
Существуют различные виды шаржей:
1. Портретный – когда рисуется только чей-либо портрет. 2. Сюжетный – создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого-то лица.
3. Групповой – изображается сразу несколько человек, причем они объединены на рисунке общей идеей. 4. Предметный – когда изображается с юмором какой-либо предмет, например, любимый автомобиль или компьютер. 5. Шаржи на животных – с юмором рисуются домашние любимцы
Давайте их, рассмотрим (слайды 11-15).
Развитие компьютерных технологий послужило толчком к созданию телепрограмм использующих технику шаржа (слайд 16).
Такой явилась передача мультличности, которую показывали на 1 канале (слайды 17-19).
В программе используются образы известных людей в мультипликационном воплощении.
Как я уже говорила в начале урока, вы сегодня на уроке должны выполнить сатирический образ друга, или дружеский шарж. И на прошлом урока я вас просила принести фотографию друга.
Сегодня на уроке ваша фантазия свободна, вы можете работать на тонированной бумаге, или цветными фломастерами и карандашами. Можно совмещать техники в своей работе.
Положите перед собой фотографии и материал, с которым вы будите работать.
Сначала изобразите фас человека. Затем преувеличьте черты его внешности в соответствии с описанием героя и вашим представлением о нем. Добавьте детали костюма.
Я вам желаю удачи! Приступайте к работе!
До конца урока у нас осталось 5 минут и мы с вами должны подвести итоги.
Мы сегодня познакомились с очень интересным портретным жанром, шаржем и постарались его выполнить.
Я предлагаю вам сейчас выйти к доске и закрепить свои работы магнитиками на доске.
Внимательно посмотрите, какие разные у всех получились работы. Какие интересные герои(ваши друзья).Какие характерные черты вы показали.
Вы все (не) достигли поставленной цели!
Оценивание.
Остается минута, соберите все свои работы и уберите рабочие места.
Всем спасибо за урок! До свидания!