Консультация для воспитателей: Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников по приобщению к чтению художественной литературы»
Консультация для воспитателей:
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников по приобщению к чтению художественной литературы»
Художественная литература всегда признавалась основным средством всестороннего развития детей и влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество из «читающего» превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге отразилось негативно на взрослых и, как следствие, отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру.
Совместное чтение детей и взрослых, обсуждение прочитанного – благоприятная почва духовного сближения детей и родителей. Поэтому нельзя забывать о том, что родители, рассказывая или читая детям, создают в семье теплую и уютную атмосферу, что очень важно для всестороннего развития ребёнка. К сожалению, очень многие родители в наше время из-за сложных социальных условий, а также в силу своей занятности очень мало уделяют времени чтению со своими детьми, многие вообще считают это занятие несерьезным, пустой тратой времени, а есть такие, которые просто не знают, как организовать домашнее чтение. Поэтому немаловажную роль в работе по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы играет взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями своих воспитанников. В ходе работы воспитателя с родителями, должны решаться следующие воспитательные задачи: привлечение родителей к проблеме детского чтения; осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха; знакомство родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей; расширение представлений родителей о детской литературе; привлечение к взаимодействию с ДОО; повышение уровня компетенции родителей в воспитании грамотного читателя; возрождение традиции семейного чтения.
Существуют различные формы взаимодействия ДОО и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе, например такие как: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; наличие у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести:
-анкетирование («Место книги в вашей семье»);
-интервьюирование («Ваши любимые книги для чтения»);
-проведение опросов, бесед.
Познавательные формы направлены на повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения, способствуют изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. Здесь можно и нужно помочь родителям ориентироваться в мире детской литературы, например подготовить списки рекомендуемой литературы для прочтения ребенку того или иного возраста; провести индивидуальные беседы, консультации, например: «Организация чтения художественной литературы дома или как читать детям книги», «Работа с книгой при чтении дошкольнику», «Как учить с ребенком стихи», «Как беседовать с ребенком о прочитанном произведении» и т.д.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это могут быть:
- развлечения и праздники;
- литературные викторины, КВН;
- литературные вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов;
- конкурсы чтецов, рукописных книг;
- благотворительные акции, например «Подари книгу детскому саду» и др.;
- театральные гостиные.
Наглядно - информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения; позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя. Это возможно через проведение:
- открытых занятий по чтению художественной литературы;
- семинаров-практикумов;
- тематических выставок;
- творческих фестивалей («Сочиним и нарисуем сказку вместе», фотоколлажи - «Мама, папа, я – книжкины друзья», рисунки-иллюстрации к литературным произведениям и т.д.)
А также создание оформление:
- фотоотчетов об экскурсиях и занятиях в библиотеке;
- стендов («Воспитание будущего читателя или как привить любовь к чтению», «Круг детского чтения», «Правила обращения с книгой» и т.д.);
- памяток, буклетов.
Подготовила: Безбородко Юлия Николаевна (старший воспитатель)