Методическая копилка социальных педагогов МАОУ «СПШ № 33» Е.С.Бекетова Е.К.Постникова Наглядно-информационный материал как средство повышения родительской компетенции
Наглядно-информационный материал как средство
повышения родительской компетенции
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей.
Педагогическая помощь родителям оказывается посредством оформления "Родительского уголка" или информационных стендов, которые содержат в себе различные памятки, полезные советы, задания для родителей, а также информацию и сообщения о планируемых мероприятиях и т.д. Данная форма просвещения родителей позволяет дополнить словесную информацию для родителей по вопросам воспитания детей, дать практические советы, рекомендации в этой области знаний.
Осуществляя социально - педагогическое просвещение родителей, можно использовать сочетание различных видов наглядности:
- информационные стенды;
- информационные киоски;
- сайты образовательного учреждения;
- распространение буклетов;
- тематические выставки.
Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, информационных киосков, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им учебно-воспитательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию и практические рекомендации.
Информирование (как пассивное просвещение, приглашение к сотрудничеству) родителей через материалы стендов, информационных киосков проводится с целью:
Повышение педагогической культуры родителей;
Построения системы непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка;
Правового и педагогического просвещения родителей;
Изменения позиции семьи по отношению к школе.
Основные принципы оформления информационных стендов:
· актуальность (соответствие запросам и интересам родителей)
· доступность изложения (min терминологии)
· рациональность объёма (короткие тексты, крупный шрифт)
· эстетичность
· динамичность (сменяемость материалов). Минимум раз в две-три недели материал должен обновляться.
Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В первом классе материалы стенда можно посвятить следующим темам: "Чему должны научиться дети в школе в первом классе", "Совместная подготовка детей к школе в семье " и т.д. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.
Формы подачи наглядного материала для родителей:
- стенды со сменяемым материалом.
Содержание стендов:
«Правовое просвещение родителей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в образовательном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций, куда можно обратиться за помощью, нормативно-правовые документы.
«Пропаганда здорового образа жизни». Раздел для родителей по наиболее актуальным темам: правила здорового образа жизни, вредные привычки, их профилактика и коррекция, здоровое питание, режим дня школьника и др.
"Советы и рекомендации". Раздел для родителей, где размещаются методические рекомендации специалистов (социального педагога) по воспитанию и обучению детей и подростков, взаимоотношениях в семье между родителями и детьми.
«Какой я родитель». Раздел предполагает заполнение родителем анкеты с последующей обработкой полученных данных.
«Мудрые мысли». Высказывания известных педагогов, писателей, философов о воспитании подрастающего поколения, народная мудрость о семье и семейном воспитании.
Информационные киоски
Цель: Создание открытой модели информационного пространства школы, способствующей духовно-нравственному развитию личности гражданина России.
Задачи:
повышение доступности информационных материалов для субъектов образовательного процесса;
повышение информационной насыщенности отношений «школа - родители»;
Назначение.
Знакомство родителей с актуальной информацией.
Отличия от школьного сайта.
Школьный информационный киоск не заменяет, а дополняет сайт, который в большей степени является инструментом общения, направленным на интерактивные формы взаимодействия. В информационном киоске заинтересованная аудитория получает информацию, которую не всегда можно представить на сайте.
Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Родители проявляют большой интерес к тому, как не только учатся дети в школе, но и чем занимаются дополнительно. Обычно тематические выставки в школе проводятся по итогам массовых волонтёрских мероприятий, в которых приняли участие дети родителей: "Мы за здоровый образ жизни", "Стена толерантности", "Конкурс социальной рекламы», «Мы за спорт» и т. п.
Пассивное информационное просвещение способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Социальные педагоги
МАОУ «СПШ № 33»
Е.С.БекетоваЕ.К.Постникова