Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК Начальная школа XXI века. 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гусинская средняя общеобразовательная школа
Краснинского района Смоленской области 
Рассмотрено
На заседании ШМО учителей
начальных классов
протокол   № 1 от
Руководитель ШМО
___________(_____________)
Согласовано
Зам.  директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ
___________(___________)
«        »                       2014г
Утверждаю
приказ  №       от
Директор МБОУ Гусинской СОШ
____________(Егорова С.Ф.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
          по русскому языку (4 «А» класс)
         составила Цыбульская Лариса Ивановна 
      учитель начальных классов        
        Гусино
          2014 – 2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку  для 4 класса составлена на основе:
ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г 
ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373),
Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»,  
авторской программы  С.В Иванова,
 БУПа МБОУ Гусинской  СОШ на 2014-2015 учебный год, 
 учебника С.В Иванова «Русский язык». Учебник внесен  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067) 
Общая характеристика учебного предмета, курса
    Курс  русского  языка  4  класса  построен  на  общей  научно – методической  основе,  реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника и  позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.   
  Содержательные линии предмета: 
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»
   Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: 
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к 
 изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. 
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения  предметных целей изучения русского языка   социокультурной и научно-исследовательской. 
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи обучающихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. 
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека.  Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь обучающихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.  
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее: 
· грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения  полученных знаний; 
· навык грамотного письма  формируется только при  регулярном выполнении заданий и  упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения; 
· разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя,  но  и  на самоконтроль ученика; 
· научить правильной речи   это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.  
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления  учащихся с основными положениями науки о языке. 
Знакомя обучающихся с  тем, как устроен  язык, на котором они  говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
 Основные задачи организации учебной  деятельности для реализации этой цели 
  нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня; 
  звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их
классификация и сравнение.
 При этом важнейшим условием успешного решения поставленных  задач  является  следование  закономерностям  науки  о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. 
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.  
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки: 
·«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять
письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»; 
·  «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык  часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык  это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа». 
Структура курса.  Изучение русского языка в начальной школе  представляет собой первый этап системы лингвистического образования и  речевого развития обучающихся. Специфика начального курса русского языка  заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами,   особенно с литературным  чтением.  Эти  два  предмета  представляют  собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка  сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.  
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский  язык».  Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего  образования обусловлено тем, что русский язык является государственным  языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.  
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное  эмоционально-ценностное  отношение  к  русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. 
Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения,  средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. 
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: 
В классе 21 человек. На конец 3 класса средний уровень по русскому языку показали 52% учеников, около 48% - обладали низким уровнем изучения. 
Достаточно хорошо обучающимися были усвоены такие темы как: «Главные члены предложения», «Род имен существительных», «Число имен существительных» «Способы образования имен существительных». Темы, на которые следует обратить наибольшее внимание – «Правописание прилагательных», «Фонетический анализ слов». Навыки, которые необходимо продолжать совершенствовать у обучающихся: применение правил правописания суффиксов имен существительных и имен прилагательных, составлять план текста, безошибочно списывать и писать под диктовку тексты.
 Выбор мною данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка процессами гуманизации образования.
Так как обучающиеся данного класса с интересом выполняют задания развивающего и творческого характера, обладают хорошей работоспособностью, умением нестандартно мыслить, данный УМК способен развивать их потенциал. Качество знаний по русскому языку остается неизменным на протяжении 3 лет обучения. Обучающиеся имеющие высокую учебную мотивацию (Аркова Элеонора, Волков Иван, Каримов Артур, Трубина Екатерина и др.) с удовольствием выполняют задания творческого характера, представленные в данном учебнике.
УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой обеспечивает  достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности.
Неотъемлемой частью данной системы являются издания обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.
Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане      
Всего на курс «Русский язык» в 4 классе отводится  170 ч. (5 часов в неделю - 34 учебные недели).
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;  умение задавать вопросы. 
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;  способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы
4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч) 
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. 
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. 
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов; 
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов; 
суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
буквы а, о на конце наречий;
мягкий знак на конце наречий;
слитное и раздельное написание числительных;
мягкий знак в именах числительных;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (30 ч)
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. 
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Резервные уроки (34 ч)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
для 4 класса 
№ п/п
Раздел
                         Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения 
Причины корректи
ровки
План
Факт
1.
Текст («Развитие речи»);
Фонетика («Как устроен наш язык»)
Повторение. Пишем письма.
Повторяем фонетику и словообразование.
1
2-3.
«Правописание»
Вспоминаем изученные орфограммы.
2
4.
«Правописание»
Контрольный диктант № 1 «Правописание»
1
5.
«Правописание»
Анализ контрольного диктанта. Работа на ошибками по теме «Правописание». 
1
6.
Текст («Развитие речи»)
Повторение. Пишем письма.
1
7.
Имя существительное «Как устроен наш язык»
Повторяем признаки имени существительного.
1
8.
Имя существительное «Правописание»
Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения.
1
9.
Имя существительное «Правописание»
Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения.
1
10.
Имя существительное «Правописание»
Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения.
1
11.
Текст («Развитие речи»)
Пишем письма.
1
12-13.
Имя существительное «Как устроен наш язык»
Морфологический разбор имени существительного.
2
14.
«Правописание»
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
1
15.
Диагностическая работа № 1
1
16.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
17.
Имя прилагательное «Как устроен наш язык»
Повторяем признаки имени прилагательного.
1
18.
«Правописание»
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.
1
19.
Имя прилагательное «Как устроен наш язык»
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
20.
«Как устроен наш язык»
Контрольная работа  № 2 «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного».
1
21.
 «Правописание»
Работа над ошибками по теме «Повторение фонетики, словообразования, морфологии». 
    1
22.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
Буквы о-ё после шипящих и ц.
1
23.
«Правописание»
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
1
24. 
Местоимение «Как устроен наш язык»
Повторяем местоимение.
1
25.
Приставка «Правописание»
Орфограммы приставок.
1
26.
«Правописание»
Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.
1
27.
«Развитие речи»
Изложение.
1
28.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Разбор по членам предложения.
1
29-30.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Синтаксический разбор предложения.
2
31-32.
«Правописание»
Знаки препинания при однородных членах.
2
33.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Синтаксический разбор предложения.
1
34.
«Правописание», «Как устроен наш язык»
Контрольный диктант № 3 «Повторение изученных орфограмм».
1
35.
«Правописание»
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Повторение изученных орфограмм». 
1
36
«Развитие речи»
Текст.
1
37.
Глагол «Как устроен наш язык»
Глагол.
    1
38.
Глагол «Как устроен наш язык»
Глагол как часть речи.
1
39.
«Правописание»
Правописание приставок в глаголах.
1
40.
«Правописание»
Правописание не с глаголами.
1
41.
Глагол «Как устроен наш язык»
Вид глагола.
1
42.
Текст («Развитие речи»)
Изложение.
1
43.
Глагол «Как устроен наш язык»
Начальная форма глагола.
1
44.
Глагол «Как устроен наш язык»
Личные формы глагола.
1
45.
Глагол «Как устроен наш язык»
Лицо и число глаголов.
1
46-47.
«Правописание»
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
2
48.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
49.
Глагол «Как устроен наш язык»
Контрольная работа № 4 «Глагол как часть речи»
1
50.
«Правописание»
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Глагол как часть речи». 
Правописание ться и тся в глаголах.
1
51.
«Правописание»
Правописание ться и тся в глаголах.
1
52. 
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
53
Глагол «Как устроен наш язык»
Спряжение глаголов.
1
54,
55
Глагол «Как устроен наш язык»
Спряжение глаголов.
2
56.
«Правописание»
Контрольный диктант  № 5 «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах».
1
57.
«Правописание»
Работа над ошибками «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах». 
1
58, 59.
«Правописание»
Правописание глаголов.
2
60, 61, 62, 63,
64.
«Правописание»
Правописание безударных окончаний глаголов.
     5
65.
Текст («Развитие речи») «Правописание»
Текст.
Правописание глаголов.
1
66-
68.
«Правописание»
Правописание глаголов.
3
69.
«Правописание»
Итоговый контрольный диктант № 6 за I полугодие «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса». 
    1
70.
Глагол «Как устроен наш язык»
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса». 
1
71, 72.
Глагол «Как устроен наш язык»
Настоящее время глагола.
2
73, 74.
«Правописание»
Правописание суффиксов глаголов.
2
75- 78.
Глагол «Как устроен наш язык»
Прошедшее время глагола.
    4
79-80.
«Правописание»
Правописание суффиксов глаголов.
    2
81.
Глагол «Как устроен наш язык»
Будущее время глагола.
1
82.
«Правописание»
Правописание суффиксов глаголов.
1
83.
Глагол «Как устроен наш язык»
Текст («Развитие речи»)
Изменение глаголов по временам.
Текст.
1
84.
Глагол «Как устроен наш язык»
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1
85.
Глагол «Как устроен наш язык»
Контрольная работа № 7 «Время глагола».
1
86.
«Правописание»
Работа над ошибками.
1
87.
Глагол «Как устроен наш язык»
Условное наклонение глагола.
1
88-89.
«Правописание»
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
2
90.
Текст («Развитие речи»)
Глагол «Как устроен наш язык»
Текст. 
Повелительное наклонение глагола.
1
91.
Глагол «Как устроен наш язык»
Повелительное наклонение глагола.
1
92.
Текст («Развитие речи»)
Изложение.
1
93.
Глагол «Как устроен наш язык»
Словообразование глаголов.
1
94.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
95.
Диагностическая работа № 2.
1
96-97.
Глагол «Как устроен наш язык»
Глагол в предложении.
2
98-99.
«Правописание»
Правописание глаголов.
2
100.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
101.
Глагол «Как устроен наш язык»
Морфологический разбор глагола.
1
102.
«Правописание»
Диктант  № 8 «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов».
   1
103.
«Правописание»
Глагол «Как устроен наш язык»
Работа над ошибками по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов». Повторение.
1
104.
Глагол «Как устроен наш язык»
Повторение.
1
105, 106,107.
Наречие «Как устроен наш язык»
Наречие.
3
108.
Наречие «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи»)
Как образуются наречия.
Текст.
1
109-       110.
«Правописание»
Правописание гласных на конце наречий.
2
 111.
«Правописание»
Морфологический разбор наречий.
1
 112.
Наречие «Как устроен наш язык»
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
1
 113.
«Правописание»
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
1
 114.
«Правописание»
Текст («Развитие речи»)
Мягкий знак на конце слов после шипящих. Текст.
1
115.
Числительное «Как устроен наш язык»
Имя числительное.
1
116.
Числительное «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи»)
Имя числительное.
Текст.
1
117.
Числительное «Как устроен наш язык»
Изменение имен числительных.
1
118.
«Правописание»
Слитное и раздельное написание числительных.
1
119.
«Правописание»
Правописание мягкого знака в числительных.
1
120.
«Правописание»
Правописание числительных.
1
121.
«Правописание»
Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.
1
122.
«Правописание»
Тест № 9 «Орфограммы, изученные в III четверти».
1
123.
«Правописание»
Работа над ошибками по теме «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих».
1
124.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в предложении. Словосочетание.
    1
125.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Словосочетание.
1
126.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Слово. Словосочетание. Предложение.
1
127.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
128.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1
129.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в словосочетании. Согласование.
1
130.
Текст («Развитие речи»)
Контрольное изложение № 10.
1
131.
«Правописание»
Работа над ошибками.
1
132.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1
133.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в словосочетании. Управление.
1
134.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1
135.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в словосочетании. Примыкание.
1
136.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1
137.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Словосочетание в предложении.
1
138.
«Правописание»
Диктант № 11 «Правописание слов в словосочетаниях».  
1
139.
«Правописание»
Работа над ошибками по теме «Правописание слов в словосочетаниях».
1
140.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Сложное предложение.
1
141.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Как связаны части сложносочиненного предложения.
1
142.
«Правописание»
Знаки препинания в сложном предложении.
1
143.
 «Правописание»
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
1
144.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Как связаны части сложноподчиненного предложения.
1
145.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.
1
146,147.
 «Правописание»
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
1
148.
 «Правописание»
Сложное предложение.
1
149.
 «Правописание»
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
1
150.
 «Правописание»
Итоговый контрольный диктант № 12 «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах».
1
151.
«Правописание»
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах». 
1
152.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
153.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
154.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
155
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1
156-
160.
 «Правописание»
Повторение.
5
161.
Диагностическая работа № 3
1
162-167.
«Синтаксис»
Повторение.
6
168-170
«Фонетика»
Повторение.
3
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.
Обучающийся научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
начальную форму глагола;
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
определять спряжение глагола;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов; 
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов. 
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и имя числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
                     Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Методические материалы для учителя:
ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвертый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2014.
Романова В.Ю., Петленко Л.В. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2011.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
Учебные материалы для обучающихся:
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационные таблицы по темам 4 класса.
Технические средства обучения и оборудование:
Проектор
Интерактивная приставка 
Ноутбук учителя с предустановленными ПО : ОS W7 HB
Ноутбуки  для обучающихся №1-9
 Изучается во всех разделах курса.
 См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
 Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но также на уроках других предметов и во внеурочной деятельности учащихся в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий и т.п.
 Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
15