РАБОЧАЯ ПРОГРАММА комплексных занятий по психолого-педагогической готовности к школе «Дорога в мир познания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
комплексных занятий по психолого-педагогической
готовности к школе
«Дорога в мир познания»
Количество часов 97 часов
Педагог-психолог Кошелева Г.Н.
Рабочая программа комплексных занятий по психолого-педагогической готовности к школе «Дорога в мир познания» разработана на основе авторской программы Е.И.Буршит 1.Пояснительная записка
Рабочая программа комплексных занятий по психолого-педагогической готовности к школе «Дорога в мир познания»
составлена на основе следующих нормативных документов:
Рабочая программа психолога- педагогического сопровождения детей ГКП составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе концепции содержания непрерывного образования; концепции дошкольного воспитания
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" 0- Приказ Министерства образования РФ от 18 февраля 2002 года № 490 о дальнейшей разработке и апробации пакета документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования ;-Приказ Министерства образования РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральными государственными образовательными требованиями дошкольного образования, САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26 и на основании Положения о службе практической психологии в системе дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №636 ОТ 22.10.1999г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ».
Цель программы:
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;
-развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;
-расширение знаний об окружающем мире;
- развитие познавательных способностей детей.
Задачи программы:
-формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности;
-развитие у детей логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, памяти.
2. Общая характеристика учебного курса
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет. Но особенно тяжело его переживают дети, слабо подготовленные к школьному обучению. Вот почему так важно школьному психологу спланировать и организовать для этих детей психолога- педагогическое сопровождение.
Начало школьного обучения –закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.
В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации –работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Дошкольный возраст - в этом возрасте психика детей пластична. Наиболее интенсивно развиваются образные формы познания(мышление, память, воображение, восприятие).небольшие задержки в развитии детей не являются фатальными, и при коррекционно - развивающей работе значительно улучшается подготовка детей к последующему школьному обучению.
Коррекционно- развивающая программа «Дошколёнок» для детей дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию обучающихся.
Форма проведения занятий:
Урок с элементами психологического тренинга. На занятиях используются методы работы: тематическое рисование, дидактические игры, психологические игры и упражнения, работа с направленным воображением, общение в круге, этюды на выражение эмоций и чувств.
Программа предполагает самостоятельную или коллективную работу в индивидуальной рабочей тетради на печатной основе. Это повышает интерес ребенка к занятиям, активизирует его творческий потенциал, развивает навыки рефлексии, способствует закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в реальной жизни
Структура занятия
-ритуал приветствия;
-разминка;
-рефлексия прошлого занятия;
-основное содержания занятия;
-рефлексия прошлого занятия;
Ритуал прощания.
Используемые методы и приёмы:
На уроках используются такие методы обучения как: рассказ, беседа, демонстрация, упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. В структуре метода выделяют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приёмы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, тренинги); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии); информационно-обучающие .Планируемые результаты освоения курса:
В результате изучения программы дети должны:
- активно стремится к познанию окружающей среды;
- проявлять любознательность ;- испытывать интерес ко всему новому, неизвестному;
- задавать вопросы взрослым о самом себе;
- любить наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы;
- с увлечением слушать рассказы познавательного характера, повествующие о чем либо
или о ком либо, рассматривать иллюстрации.
- уметь слушать и последовательно выполнять указания взрослого, подчинять свои
действия правилам, определяющим способ их выполнения, уметь сравнивать,
анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
- находить и устранять ошибки и недоделки.
3. Место курса в учебном плане:
Рабочая программа психолога- педагогического сопровождения детей ГКП и программа «Дошколенок» рассчитана как корекционно - развивающий курс на детей старшей и подготовительной группы 6-6,5лет
Срок реализации программы: 33 недели - 99часов
В связи с праздничными днями (23.02; 8.03) за счет уплотнения учебного материала программа будет пройдена за 97часов.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые ребенок добыл самостоятельно.
В процессе занятий по программе специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения. В наиболее естественной для ребёнка форме-игре.
Использование групповых игр способствует развитию навыков общения. Это навыки помогут детям адаптироваться в новом коллективе. Корекционно - развивающие занятия :- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отслеживается результат развития ребёнка на каждом занятии;
Занятия с детьми проходят в индивидуальной или в групповой форме.
Содержание занятий направленно на формирование коммуникативных
навыков учащихся . На каждом занятии создаются ситуации успеха похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки учащихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей этих детей.
Занятия рекомендуется проводить в чередовании с занятиями по обучению грамоте и развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию математических представлений.
А так же на занятиях применяются:
- подвижные игры;
- развивающие игры, упражнение;
- физ.минутки, динамические паузы;
- продуктивные виды деятельности;
- викторины;
5.Тематическое планирование
Программа состоит из 7 разделов для детей дошкольного возраста:
раздел - «Здравствуй школа»- 3 ч.
Вводное занятие .Знакомство со школьными правилами 1
Путешествие в страну вежливости 1
Школа в сказочной стране 1
Раздел №2 «Дружная семья» Всего-4часа
Что я знаю о себе и о своей семье? Мой дом 1
Дети и взрослые 1
Моя любимая игрушка 1
Занятие обобщение рисунок семьи 1
Раздел №3» Природа вокруг нас» Всего-4часа
«Путешествие по карте царство Загадок» 1
«Животный и растительный мир» 1
«Что было раньше…?» 1
Обобщающее занятие «Викторина» 1
Раздел №4 «Языки общения» Всего-4часа
«Я среди людей». 1
«Давайте дружить» «Доброе слово лечит, а худое калечит». 1
«Встречают по одёжке, а провожают по уму»В.Маяковский«Что такое хорошо и что такое плохо.» 1
Занятие обобщение «Солнце в ладошке». 1
Раздел №5 «Я и мои друзья» Всего-4 часа
«Вместе мы –сила»
«Как хорошо иметь друзей» 1
«Настоящий друг познаётся в беде» 1
«Настоящему другу цены нет» 1
Занятие обобщение «Как хорошо быть чьим-то другом!» 1
Раздел №6 «Развитие личности» Всего-3 часа
Игры –упражнения направленные на сплочение группы, развитие навыков общения 1
Игры на формирование учебных умений способностей и приёмов самоконтроля 1
Игры на коррекцию эмоциональных переживаний, снятие эмоционального и мышечного напряжения 1
Раздел№7 «Развитие познавательных способностей». Всего -12 часов
Упорядочивание предметов по различным признакам.
Закрепление представлений «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее –короче», «легче- тяжелее» игра «Заполни квадрат» 1
Знакомство с классификацией фигур по двум свойствам (цвет, форма) Игра «Где какие фигуры лежат»
1
Закрепление отношений «больше, меньше»,представление о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур ,находить отличительные признаки .Игры «Детки на ветке», «Заполни пустые клетки» 1
Развитие внимания, наблюдательности у детей.
Игры «Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа» «Откуда и чей голос?» «Правила движения». 1
Формирование у детей пространственных и временных представлений.
Закрепление понятий «вверх, вниз, направо, налево», 1
Развитие речи ,включение в словарный запас терминов «выше, ниже, толстый, тонкий, высокий, низкий»
Игра : «Концовка» 1
Умение осуществлять зрительно- мыслительный анализ.
Формирование пространственных представлений детей.
Закрепление понятий «Сначала, потом, после, этого, слева, справа, между»
Игра «Построим гараж» 1
Закрепление счёта от 1 до 10 и от 10 до 1
Закрепление –представления о порядковом значении числа
Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку»
«Угадайка», «Рассеянный художник» 1
Игры развивающие движения кисти «Пальчиковая гимнастика» 1
Игры, упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти «Узнай предмет»,
«Запомни движение»,»Тень», «Разведчики» 1
Игры на развитие мышления и речи «Противоположности», «На что похоже», «Исключение лишнего», «Путаница», «Найди ошибку» 1
Я –будущий первоклассник. Здравствуй школа! Занятие обобщение 1
Оценка эффективности занятий психологического развития:
Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:
- получения обратной связи от учащихся на занятиях;
- анализа тестов, рисунков учащихся в рабочей тетради;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивают положительные
результаты занятий;
-анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического здоровья
ребенка.
6. Календарно-тематическое планирование
по программе «Дорога в мир познания»
№ Тема занятия Количество часов Дата проведения
Раздел № 1 «Здравствуй школа» Всего-3часа 1 Вводное занятие .Знакомство со школьными правилами 1 1.09; 2.09; 4.09; 8.09;
2 Путешествие в страну вежливости 1 9.09 ;11.09; 15.09;
3 Школа в сказочной стране 1 16.09 ;18.09; 22.09;
Раздел №2 «Дружная семья» Всего-4часа 1 Что я знаю о себе и о своей семье? Мой дом 1 23.09 ;25.09; 29.09;
2 Дети и взрослые 1 30.09; 2.10 ;6.10;
3 Моя любимая игрушка 1 7.10; 9.10; 13.10;
4 Занятие обобщение рисунок семьи 1 14.10; 16.10; 20.10;
Раздел №3» Природа вокруг нас» Всего-4часа 1 «Путешествие по карте царство Загадок» 1 21.10; 23.10; 27.10;
2 «Животный и растительный мир» 1 28.10; 30.10; 10.11;
3 «Что было раньше…?» 1 11.11; 13.11; 17.11;
4 Обобщающее занятие «Викторина» 1 Раздел №4 «Языки общения» Всего-4часа 1 «Я среди людей». 1 18.11; 20.11; 24.11;
2 «Давайте дружить» «Доброе слово лечит, а худое калечит». 1 25.11; 27.11; 1.12;
3 «Встречают по одёжке, а провожают по уму» В.Маяковский«Что такое хорошо и что такое плохо.» 1 2.12; 4.12; 8.12;
4 Занятие обобщение «Солнце в ладошке». 1 9.12; 11.12; 15.12;
Раздел №5 «Я и мои друзья» Всего-3часа 1 «Вместе мы –сила»
«Как хорошо иметь друзей» 1 16.12; 18.12; 22.12;
2 «Настоящий друг познаётся в беде»
«Настоящему другу цены нет» 1 23.12; 25.12; 12.01;;
3 Занятие обобщение «Как хорошо быть чьим-то другом!» 1 13.01; 15.01 ; 19.01
Раздел №6 «Развитие личности» Всего-3 часа 1 Игры –упражнения направленные на сплочение группы, развитие навыков общения 1 20.01; 22.01; 26.01
2 Игры на формирование учебных умений способностей и приёмов самоконтроля 1 27.01; 29.01; 2.02;
3 Игры на коррекцию эмоциональных переживаний, снятие эмоционального и мышечного напряжения 1 3.02; 5.02; 16.02
Раздел№7 «Развитие познавательных способностей». Всего -12часа 1 Знакомство с классификацией фигур по двум свойствам (цвет, форма) Игра «Где какие фигуры лежат»
1 17.02; 19.02; 24.02;
2 Упорядочивание предметов по различным признакам.
Закрепление представлений «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее –короче», «легче- тяжелее» игра «Заполни квадрат» 1 26.02; 1.03; 2.03;
3 Закрепление отношений «больше, меньше», представление о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать 2 группы фигур ,находить отличительные признаки .Игры «Детки на ветке», «Заполни пустые клетки» 1 4.03; 9.03; 11.03;
4 Развитие внимания, наблюдательности у детей.
Игры «Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа» «Откуда и чей голос?» «Правила движения». 1 15.03; 16.03; 18.03;
5 Формирование у детей пространственных и временных представлений.
Закрепление понятий «вверх, вниз, направо, налево», 1 30.03 ;1.04; 5.04;
6 Развитие речи ,включение в словарный запас терминов «выше, ниже, толстый, тонкий, высокий, низкий»
Игра : «Концовка» 1 6.04; 8.04; 12.04;
7 Умение осуществлять зрительно- мыслительный анализ.
Формирование пространственных представлений детей.
Закрепление понятий «Сначала, потом, после, этого, слева, справа, между»
Игра «Построим гараж» 1 13.04 ; 15.04;19.04;
8 Закрепление счёта от 1 до 10 и от 10 до 1
Закрепление –представления о порядковом значении числа
Игры: «Веселый счет», «Помогите числам занять свои места по порядку»
«Угадайка», «Рассеянный художник» 1 20.04; 22.04; 26.04
9 Игры развивающие движения кисти «Пальчиковая гимнастика» 1 27.04; 4.05; 29.04;
10 Игры, упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти «Узнай предмет»,
«Запомни движение», «Тень», «Разведчики» 1 3.05; 6.05; 10.05;
11 Игры на развитие мышления и речи «Противоположности», «На что похоже», «Исключение лишнего», «Путаница», «Найди ошибку» 1 11.05; 13.05; 17.05;
12 Я –будущий первоклассник. Здравствуй школа! Занятие обобщение 1 18.05; 20.05; 24.05
7.Учебно – методическое обеспечение
Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе-Екатеренбург,2006.
Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л. и др.Развиваем внимание-М.,2007.
Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л. и др.Развиваем мышление.-М.,2005.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-СПБ.,2004.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.,2006.
Нижегородцева Н.В., Шадрико В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М.,2004.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Екаренбург,2007.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.-М.,2009.
Узорова О. В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе.-М.,008.
150тестов,игр,упражений для подготовки детей к школе.-М.,2007.
Материально- техническое оснащение и оборудование :
- книгопечатная продукция
- записи инструментальных фоновых мелодий;
- коррекционно-развивающий инструментарий;
- наглядные пособия, мультимедийные и видеоматериалы.
8. Ожидаемые результаты курса:
В результате реализации программы учащиеся могут:
-слушать и последовательно выполнять указания взрослого;
-подчинять свои действия правилам
-умеют сравнивать , анализировать, обобщать;
-наличие познавательной активности и любознательности;
-принятия и выполнение правил поведения в школе, правил общения со сверстниками и
взрослыми.
Критериями эффективности программы являются
- снижение уровня тревожности у детей;
- мотивация на саморазвитие;
- повышение познавательных способностей;
- активность и продуктивность детей в образовательном процессе.