Рабочая программа по обществознанию 5 кл (ФГОС)


Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Цели изучения курса
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Характеристика содержания курса «Обществознание»
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Учебно-методический комплект
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.
Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
Предпочтительные формы организации учебного процесса
Типы уроков Пед. технологии Формы работы
- игра
- дискуссия
- практикум
- лабораторная работа
- беседа Интерактивные:
- игровые;
- ТРИЗ;
- технология дискуссии;
- проектная технология;
- проблемное обучение;
- технология развития критического мышления Индивидуальная
Групповая
Группы с переменным составом
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.
Вид контроля Авторы заданий
Тестирование ---Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2012.
---Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа Исторический диктант Работа над проектом Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
литература:
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.
Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
дидактический материал:
Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.
оборудование и приборы:
Таблицы по темам
Компьютер, проектор
Распределение учебного материала в 5 кл.
№ Наименование раздела Количество часов Тема контрольной работы Кол-во
контр.работДата
1 Человек. 4 Человек. Семья. 1 2 Семья. 4 Школа. 1 3 Школа. 6 Труд. 1 4 Труд. 5 Родина. 1 5 Родина. 13 Итоговое обобщение. 1 Итого 5 Резерв 1 Итого 35 Программа рассчитана на 1 час в неделю
в соответствии с ФГОС ООО
35 учебных недель 1 час в неделю = 35 часов в год
1 четверть — 9 недель - 9уроков
2 четверть —7недель - 7уроков
3 четверть — 10недель - 10уроков
4 четверть — 9недель –9уроков

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 кл.

урока тема раздела, урока Кол.
часов дата Материалы и оборудование основные термины
и понятия Дом.
Задание Примечание
План Факт Раздел 1: Человек. 4 ч.
1.1.
2.2. Загадка человека. 2
Учебник
ЦОР по теме Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность. §1
3.3.
4.4. Отрочество – особая пора жизни. 2 Учебник
ЦОР по теме Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости §2 Раздел 2: Семья. 4 ч.
5.1. Семья и семейные отношения. 1 Учебник
ЦОР по теме Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. §3 6.2. Семейное хозяйство 1 Учебник
ЦОР по теме Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства §4 7.3. Свободное время 1 Учебник
ЦОР по теме Хобби, единицы времени. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. §5 8.4.
Обобщение по теме
«Человек. Семья» 1 КИМ См. выше §1-5 Раздел 3: Школа. 6 ч.
9.1.
10.2. Образование в жизни человека. 2 Учебник
ЦОР по теме Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. §6 11.3.
12.4. Образование и самообразование. 2 Учебник
ЦОР по теме Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. §7 13.5. Одноклассники, сверстники, друзья. 1 Учебник
ЦОР по теме Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс §8 14.6. Обобщение по теме «Школа». 1 КИМ См.выше §6-8 Раздел 4: Труд. 5 ч.
15.1.
16.2. Труд — основа жизни 2 Учебник
ЦОР по теме Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. §9 17.3. Труд и творчество 1 Учебник
ЦОР по теме Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве §10 18.4. Обобщение по теме «Труд» 1 Учебник
ЦОР по теме См. выше §9-
10 19..5. Проект «Пословицы о труде» 1 Учебник
ЦОР по теме См.выше Проект Раздел 5: Родина. 13 ч.
20.1.
21.2. Наша Родина - Россия. 2 Учебник
ЦОР по теме Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. §11 22.3.
23.4. Государственные символы России 2 Учебник
ЦОР по теме Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. §12 25.5.
26.6. Гражданин России. 2 Учебник
ЦОР по теме Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения §13 27.7
27.8. Мы — многонациональный народ 2 Учебник
ЦОР по теме Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения §14 29.10.-30.11. Обобщение по теме «Родина» 2 Учебник
ЦОР
КИМ См. выше §1-14 31.12.
32.13. Итоговое обобщение. 2 КИМ См.выше Кроссворд Резерв 1 час
35.1. 1