Статья по математике на тему «ИКТ ресурсы в помощь учителю математики»
Как сделать урок одинаково интересным и познавательным как для сильного ученика так и для слабого? Как организовать учебную деятельность, чтобы она охватывала и давала положительные результаты в обучении всех учеников без исключения. Как, имея 45 минут рабочего времени на уроке в общеобразовательной школе, когда класс состоит из 25-35 учеников, причем полярность в мотивации, уровне подготовленности, социальной адаптации огромна, дать знания и возможность развития каждому. Решение этих и многих других проблем я нашла в использовании ИКТ - технологий. Преимущества использования данных технологий смогли оценить многие преподаватели и ученики.
Упорядоченное хранение огромного количества материала с возможностью поиска по любым условиям (базы данных)
Изготовление раздаточного печатного материала к каждому уроку, возможность подготовки разноуровневых и индивидуальных заданий (текстовые и графические редакторы)
Мониторинг уровня обученности учащихся с возможностью автоматизированного подсчета числовых данных (системы Bilimal, e-learning, электронные наставники)
Использование огромного количества готовых электронных продуктов (электронные учебники, тесты, энциклопедии, справочники, тренажеры)
Создание собственных образовательных ресурсов
На практике я убедилась в том, что при правильном использовании ИКТ-технологии могут помочь усовершенствовать учебный процесс на всех этапах деятельности при обучении математике.
Эффективно использую ИКТ технологии:
1. При изучении нового материала. Использование программы PowerPoint дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видеофрагменты. Сделать объяснение материала интересным, красочным, показать динамику процесса, на уроках стереометрии наглядно показать, как выглядит предмет во всех проекциях. Использование программ ActivStudio и ActivInspire позволяет сделать урок по настоящему интерактивным (ведь доска в данном случае реагирует на действия ученика, служа не только демонстрационной панелью). При изучении математики в 5-6 классе использую программу Macromedia Flash, Movie Maker, разнообразные конструкторы мультфильмов для создания уроков – мультфильмов, где объясняет новый материал, дает задания, создает игровые проблемные ситуации любимый персонаж, с которым дети могут пообщаться в интерактивном режиме.
2. При проведении устных упражнений. Программы ActivStudio и ActivInspire дают возможность, используя устройства ActivVote, оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Например, при проведении интерактивной проверки знаний каждый ученик, имея в руках устройство, индивидуально отвечает на задания. Таблица, которая мгновенно после дачи ответов учениками выводит сводную ведомость с результатами каждого ученика, позволяет подкорректировать ошибки, дать ученику направляющие советы и в следующем вопросе проследить, внял ли ученик корректирующим советам учителя и исправил ли ошибку. Хороши эти устройства при повышении мотивации к предмету. Видя общую таблицу, ученики имеют возможность сравнить свои результаты с результатами других. Столбчатая диаграмма дает возможность увидеть, кто лучше всех выполнил задания, не в цифрах и процентах, что для детского восприятия результатов не совсем понятно и удобно, а в виде графика (чем выше столбик – тем лучше ученик поработал).
3. При контроле знаний. Письменный контроль знаний провожу, используя устройства ActivVote, преимущества которых описаны во 2 пункте. Также для контроля знаний с использованием компьютерных тестов я пользуюсь бесплатными программами из сети Интернет. Например, программа тренажер «Действия с обыкновенными дробями» (автор С.А. Ермолин), позволяет за короткое время объективно проверить знания учащихся по данной теме. Программа проста в эксплуатации, после каждого пройденного задания по этой программе учащиеся получают оценки. Аналогичны в своих преимуществах и методах работы он-лайн сервисы «Школьный помощник», «Тест онлайн» и другие.
3. При работе с сильными учениками. Одна из проблем обучения в общеобразовательной школе – это работа с сильными учениками. В классах общеобразовательной школы всегда есть как минимум 30% сильных учеников, которые имея знания и мотивацию высокого уровня, не ушли в гимназию( по состоянию здоровья не могут выдержать объемы обучающего процесса гимназии, но по данному предмету имеют хороший уровень, или по другим объективным причинам). Конечно, такие ученики требуют особого подхода. Так как урок в общеобразовательной школе ориентирован на ученика, имеющего средний уровень подготовки, то на таком уроке сильным ученикам становится попросту скучно и они не получают развития. ИКТ –технологии я использую при разработке индивидуальных карточек заданий повышенной сложности, при раздаче домашнего задания. Каждый сильный ученик в моем классе имеет собственный почтовый ящик (Сервис «mail.ru»), в который я закидываю индивидуальные домашние задания(электронные задачники, презентации, карточки). В дальнейшем, при введении системы e-learning эту проблему можно будет решить без cервисa «mail.ru», так как у каждого ученика будет свой электронный дневник, в который учитель сможет закидывать индивидуальные домашние задания.
Так как сильные ученики требуют более расширенного класса задач, в том числе и задач на логику…Методы решения данных задач не могут рассматриваться на уроке, так как класс этих задач не входит в школьную программу. То учеников приходится оставлять после уроков и решать задачи. Хорошее решение этой проблемы я нашла в использовании сайта «Математика онлайн». На этом сайте ученикам предоставлен огромный выбор нестандартных задач по математике, Каждый сильный ученик моего класса зарегистрирован на этом сайте и имеет собственный кабинет. Какие преимущества дает причастность к сообществу «Математика онлайн». Во-первых, ученик имеет возможность тренироваться в решении нестандартных задач, с последующим просмотром готовых решений и анализом ошибок. Во-вторых, каждому ученику высылается регулярно книжка-вопросник с олимпиадными заданиями. В-третьих, ученик имеет возможность поиграть в развивающие игры по математике. В-четвертых, на сайте имеется форум, где создается живительная среда общения сильных учеников, которые обмениваются советами, решенными задачами, мнениями по поводу борьбы за место. В-пятых, на сайте имеется страница, где размещаются олимпиадные задания, придуманные самими учениками. Ученики могут попробовать себя в решении задач, придуманных их сверстниками, придумать свою задачу и отправить на сайт. В-шестых на данном сайте продумана система поощрения, ученикам высылаются всевозможные грамоты сертификаты, благодарности, которые очень важны при оформлении портфолио ученика.
Также ИКТ помогают при проведении проектов с учениками. Огромный простор для творчества предоставляет и интернет. Ученики старших классов имея навыки программирования, создания сайтов, мультимедиа продукции. Создают продукты для своих младших собратьев, помогая организовывать интересное увлекательное обучении для учеников младших классов.
Интересен проект, который на протяжении нескольких лет я осуществляю с сильными учениками старших классов. Название проекта: «Программы, придумывающие примеры». В этом проекте ученики, владеющие методами программирования, создают математические тренажеры. Но, чем наши тренажеры отличаются от множества других? Как известно, с применением современных технологий обучения, таких как технология уровневой дифференциации, активные методы обучения, групповая работа, учителю для подготовки к урокам требуется иметь в руках в несколько раз больше задач, чем раньше. Например, если разбить класс на 4 группы и каждой группе дать индивидуальные задания, то разработка такого урока равносильна разработке четырех традиционных уроков, потому что заданий в 4 раза больше. А учебник по количеству задач не изменился. И вот учитель берет кипу дидактических материалов, включает фантазию и начинает искать, либо придумывать примеры и задачи. В то же самое время, в любом языке программирования существует функция случайного выбора чисел и слов. Если правильно использовать данную функцию, то придумывать задачи может сам компьютер, причем процент повторения придуманных задач очень мал. Например, при написании тренажера для умножения двух десятичных дробей друг на друга, количество примеров, придуманных компьютером составляет порядка 30000. Такого количества примеров хватит не для одного учителя и не на один урок.
9.Работа с отстающими. Наряду с сильными учениками в каждом классе имеются отстающие ученики, которые требуют также особого подхода к себе. Работа с такими учениками заключается в том, чтобы выявить по какой теме имеются пробелы в знаниях, и отработать с учеником данную тему
Одно из качеств, которым бесспорно должен обладать современный учитель - это умение удивлять. Учителю, владеющему ИКТ-технологиями это сделать нетрудно. Мне в данном случае повезло. Например, на уроке математики, когда любимый мультипликационный персонаж заговорил моим голосом, причем это был не просто отрывок из готового мультфильма, а самостоятельный полноценный мультфильм, не уступающий по качеству любимым известным, восторгу учеников не было предела. Они долго недоумевали, как учитель математики смог создать мультимедийный продукт не хуже любого мультипликатора. Когда во флипчарте, при нажатии на неправильный ответ персонаж отрицательно машет головой, или пре перемещении неправильного ответа он отскакивает обратно, то у учеников просто дух захватывает от таких эффектов. Такого учителя они уважают, он становится для них загадкой, они недоумевают, как можно не только отлично решать задачки, но и разрабатывать такие необыкновенные электронные продукты. За таким учителем они готовы идти, внимают каждому его слову, доверяют ему, он для них сама компетентность, сам символ современного владеющего технологиями человека, человека информационного общества.