Патриотическое воспитание средствами исторического краеведения


«Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул В.В. Путин в своем выступлении на встрече с представителями общественности, занимающимися вопросами духовного состояния молодёжи и ключевыми аспектами патриотического воспитания в Краснодаре [13].
Научить патриотизму, заставить любить свою Родину невозможно, но формировать это чувство крайне необходимо, особенно в условиях модернизации всех сфер общественной жизни, когда одной из главных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.
Осознанное чувство патриотизма формируется при соприкосновении человека с ценностями, идеалами, народными традициями. Современные реалии заставляют искать новые подходы в патриотическом воспитании. Одним из таких подходов является, на наш взгляд, введение в учебный процесс национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент является частью федерального государственного стандарта. Задачи, включенные в проект, формируют сознательное отношение к близкому окружению, представлению о «малой» и «большой» Родине, воспитывают патриота родного края. Именно поэтому возникла острая необходимость усиление внимания к историческому краеведению как методу патриотического воспитания, который помогает расширять кругозор и развивать познавательные интересы учащихся, позволяет приобщать школьников к творческой деятельности, определяет формирование практических и интеллектуальных умений, помогает в выборе профессии. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково – исследовательской, экспедиционной работе. Ведь обучение путем открытий – одна из актуальных проблем нашего времени.
В этой связи перед нами встала проблема: как, когда и в какой форме можно и нужно представить национально-региональный компонент на уроках и во внеурочной деятельности? Как развивать познавательный интерес у учащихся через краеведение?
Использование краеведческого материала на уроках несет большой объем знаний по различной тематике и позволяет решать проблемы эффективности урока. В своей работе мы сделали попытку объединить такие разные предметы, как историческое краеведение и математика.
На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но не стоит забывать, что краеведение изобилует числами: датами, единицами измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже математика.
Мы начали свою работу с внесения корректив в учебные программы. В частности, по математике в рабочую программу были добавлены в отдельные темы фразы «решение задач с элементами краеведения»; кроме того, были намечены уроки, содержащие творческие задания по составлению задач учащимися.
Практика нашей работы показала, что использование краеведческого материала на уроках значительно облегчает усвоение знаний и делает их более прочными и глубокими. Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его составной частью. В первом случае урок полностью посвящен изучению истории края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал может использоваться в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение возможно на любом этапе урока.
На сегодняшний день очень актуальны интегрированные уроки, которые способствуют активизации познавательной деятельности, стимулируют познавательную активность, являются условием успешного усвоения материала. В нашей методической копилке накоплены интегрированные уроки истории и математики («Сталинградская битва в истории и числах»).
Краеведческий материал к уроку истории легко можно найти в книгах, в библиотеках, в местных газетах, в социальных сетях, тогда как для уроков математики это сделать весьма проблематично. В учебниках математики краеведческий аспект не представлен. Поэтому перед нами встала задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Хотелось бы показать, как же можно использовать краеведческий материал на уроках математики. Особый интерес вызвали, например, следующие устные задачи:
Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Волгограда до Курска, используя масштаб, определите это расстояние в километрах (1:100).
Задача 2. За сколько часов может проехать это расстояние ГАЗ – АА (полуторка), двигаясь с максимальной скоростью 70 км/ч, учитывая, что в пути грузовик сделает остановку на 10 минут для дозаправки?
Задача 3. В 2015 году нашему городу Волгограду исполнится 426 лет. В каком году был основан город?
Задача 4. Во время Сталинградской битвы общие потери советских солдат составили1129619 человек. Это составляет 4% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?
Следует сказать, что использовать задачи с краеведческим содержанием можно на разных этапах уроках, а также на комбинированных уроках.
В ходе работы мы с ребятами придерживаемся основных требований формулировки задач, решаемых на краеведческом материале:
1. Сюжет и числовые данные задачи должны носить познавательный, характер, пробуждать интерес учащихся к математике.
2. Содержание задачи должно быть кратким, понятным для учащихся.
3. Числовые данные для задачи необходимо подбирать в строгом соответствии с учебной программой по математике.
4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
Все числовые данные учащиеся берут из справочников, энциклопедий, сети Интернет. Главным условием является то обстоятельство, что числовые математические данные могут быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы.
В ходе обсуждения задач у ребят формируются следующие ключевые компетенции (умения): владеть креативными навыками продуктивной деятельности, извлекать пользу из опыта, развивать математически грамотную речь, мотивировать ответ.
Используя краеведческий материал на уроках, мы стараемся придерживаться определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязи местного и общего исторического, географического и литературного материалов. Изучив необходимую литературу, совместно с учащимися мы разработали дидактический материал, который включает знания о родном городе и определили алгоритм преподавания математики с использованием краеведческого материала.
Стоит сказать, что особый интерес у старшеклассников вызывает проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Ребятам предлагается примерная тематика проектов по краеведению, релевантных при изучении курсов «Математика» и «Краеведение»:
Волгоградская область: общие географические и исторические сведения;
Территории и населенные пункты Волгоградской области в числах;
История возникновения и развития Малой Родины;
Культурная жизнь Волгоградской области: числа и факты;
Город на канале.
При подготовке проекта учащиеся подбирают соответствующие числовые данные, интерпретируют их и представляют в доступном для них виде.
При организации проектной деятельности на уроке математики мы отслеживаем процесс развития умений и навыков, таких как организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные. При этом диагностические данные представляют умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное и систематизировать материал, а также работу в группе, планирование, анализ своей деятельности. Примером организации такой деятельности на уроках математики является мини - проект «Сборник задач о войне «Победой кончилась война…», который был подготовлен учащимися нашей школы.
Ребятам нравится решать задачи о военных. Мы предложили им собирать из различных источников задачи о военных и о войне, а также о том, как можно применять математику на военной службе. Работа шла по определенному алгоритму. На первом этапе ребята занимались сбором фактических данных. При этом было поставлено условие, что каждая задача должна сопровождаться исторической справкой, содержащей числовые данные. Школьники могли искать сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете. Придумывая собственную задачу, ребята глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные типы задач и пополняли свой математический опыт.
В ходе работы учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы, а также научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях. Ребята увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта – сборника задач, буклета, наглядного пособия, электронной презентации. На наш взгляд, основным итогом подобной деятельности является повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение их тематического диапазона. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области.
Как показывает практика, элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер. Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря ее содержанию, но и за счет использования связанного с этим содержанием обширного краеведческого материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.
Воспитательный эффект учебного процесса неизмеримо возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить свой как патриотический, так и гражданский, воинский долг [4:132]. В связи с этим можно утверждать, что особое место в работе по патриотическому воспитанию отводится именно во внеурочное время.
Внеклассные краеведческие мероприятия должны быть направлены на воспитание духовных основ патриотизма в пространстве малой Родины. И для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать все многообразие форм педагогического воздействия на ребенка в деле воспитания патриота-гражданина.
В практике работы нами используются многообразные формы (массовые и индивидуальные) краеведческой работы, которые помогают формировать ценностные ориентации и убеждения школьников, поддерживают интерес к исторической и военной тематике.
Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Таковыми нам представляются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам нашего Красноармейского района, а также историко-производственные экскурсии.
Нельзя переоценить педагогическое значение экскурсий, так как именно они дают учащимся возможность ознакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого, чем и вызывает у детей повышенный интерес.
После проведения экскурсии мы проводим устный или письменный учет знаний. Устный учет представляет собой опрос на уроке, индивидуальную беседу с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, презентации, с которыми они выступают на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний может проводиться в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть подготовка пешеходной экскурсии («Родная улица моя»), виртуальной экскурсии («Красноармейск промышленный»), стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
Этот год знаменателен в нашей истории. Минуло 70 лет с того дня, когда закончились трагические события Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего края в частности. Особое место в воспитании гордости за Российское государство, увековечивании памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ занимают уроки мужества. В ходе подготовки и проведения этих мероприятий («Память сильнее времени», «Нам не дано забыть…» и т.д.) учащиеся встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги, проявленных солдатами на фронтах войны. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
Большой интерес у учащихся нашей школы вызывает участие в интеллектуальных краеведческих играх, разработанных совместно со старшеклассниками («Храмы Волгограда»), а также участие в районных интеллектуальных краеведческих играх, посвященных памятным датам истории нашего города.
Интеллектуальные краеведческие игры – это умственные, духовные игры, требующие высокоразвитого интеллекта, любви и знания истории малой Родины.
При составлении интеллектуальных игр мы учитываем тот факт, что игра – это культурная форма, которая позволяет быть свободным, раскованным, преодолевать ролевую зависимость, превосходить себя. Главное, что выносит ребенок из игры, - эмоциональное переживание. Школьники успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно запоминают информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор – общение. Причем не просто общение, а общение на изучаемую тему.
Очевидно, что значение интеллектуальных краеведческих игр невозможно оценить. Являясь развлечением, своеобразным отдыхом, они способны перерасти в обучение, творчество, воспитывать глубокое чувство патриотизма у школьников.
В общей системе патриотического воспитания учащихся особое место занимают тематические вечера. Эти мероприятия обладают значительными возможностями идейно- эмоционального воздействия на обучающихся. Основными специфическими чертами тематического вечера по героико-патриотической тематике являются публицистичность, документально-художественная образность, наличие четко выраженного сюжета, использование «звучащей армейской среды» (военные песни, марши, сигналы, произведения строевого репертуара военных оркестров и т.д.) и воинских ритуалов, композиционная стройность сценического действия и лирико-эпическая повествовательность, опора на жизненный опыт молодежи, их отношение к проблемам войны и мира, защите Отчизны. При проведении этих мероприятий мы используем различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен; проводим поэтические и музыкальные конкурсы на патриотическую тематику; организуем просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов, произведений литературы, живописи и др.
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления с родным краем, городом, с его народом, бытом и традициями, у учащихся формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. «Подрастающее поколение не может полноценно развиваться без глубокого понимания и знания своего края, города, деревни. Это первое условие формирования культуры, становления подлинной духовности. Только через свой край, через землю, на которой живешь, через традицию, историческую и духовную, к которой принадлежишь на этой земле, от соков самой земли, от духа своего народа становишься человеком культуры, высокой духовности, каким и надлежит быть гражданину России [5: 213].
Таким образом, представленный опыт способствует знакомству детей с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, определяет создание неповторимой среды, которая воздействует на воображение и формирование индивидуальности воспитанников, направляя их жизненный путь и душевные устремления.
Список использованной литературы
Белянкова, Н. Игра? Не столько… (Об интегрированном подходе к военно-патриотическому воспитанию) // Воспитание школьников. 2002. №7. С.19 – 20.
Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. 2006. № 5, 6.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание во внеклассной работе / Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.
Горобова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.
Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина // Нач. шк. 2004. № 5. С. 19-22.
Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское?/ О.В. Лебедева // Педагогика. 2003. №7. С.23-25.
Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина // Внешкольник. 2002. № 5. С.5 - 8.
Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. М., 2005.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров.–М.: Педагогика, 1990. - 416 с.
http://www.prodlenka.org/http://nsportal.ru/http://www.redstar.ru/