Гражданско-патриотическое воспитание средствами начального краеведения.
Гражданско-патриотическое воспитание средствами начального краеведения.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
Конституция Российской Федерации,
Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и др.,
Постановление Правительства РФ от 05 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
А так же другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
Ключевыми задачами, которые решаются педагогами в процессе гражданско- патриотического воспитания являются:
развитие у учащихся гражданского и национального самосознания;
привитие уважения к истории страны и судьбам народа, формирование бережного отношения к родному языку, народным традициям, природе, культуре;
формирование у детей чувства принадлежности, любви, верности Родине, личной ответственности за нее;
Для того чтобы рассмотреть краеведение как средство гражданско – патриотического воспитания необходимо сначала разобраться с самим понятием.
«Краеведение всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края»
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации»
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.
Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
безработица, пьянство, наркомания.
бездомные и нищие.
компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
А ведь верно подмечено, что патриотизм это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим.
Первым шагом к воспитанию такого человека может стать программа «Начальное краеведение».
Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
беречь природу и окружающую среду в целом,
сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
беречь памятники истории и культуры.
относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
2. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения.
Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
3. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.
Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
4. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих
2.2. Содержание учебного курса.
Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:
Мой дом. Родословная семьи.
Родная школа. Её история и традиции.
Город: прошлое, настоящее, перспективы развития.
История района.
.История области.
Возможны и другие темы. «Но самое важное это уделить внимание всем пяти темам, чтобы обучающиеся понимали необходимость их единства, „прозрачность“ их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому»
Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего города, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника.
Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов.
Методы краеведческой работы с детьми.
1 метод- занятие лекция. На лекциях педагог сам рассказывает ребятам об истории края, но, на мой взгляд, этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится.
2 метод -Экскурсии. Музеи, архивы, выставки, памятники природы, архитектуры, монументы все это пробуждает интерес к истории. Воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для педагога.
3 метод -Игра это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята узнают, что-то новое закрепляют ранее изученный материал.
Программа детского объединения включает углубленное изучение истории города, области в целом или отдельных местных объектов, например «История школы», «История одного предприятия». На занятиях можно широко использовать технические средства обучения. Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий все это делает занятия по краеведению более живыми и интересными, помогает увлечь детей в замечательный мир открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на обучащихся.
Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной области и страны. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.