Тема: «Патриотическое воспитание на уроках истории средствами краеведения »


Тема: «Патриотическое воспитание на уроках истории средствами краеведения »
Автор: Иванова Ирина Николаевна
учитель истории и обществознания,
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстёпновка м. р. Волжский
Содержание работы.
"… Не может сын глядеть спокойно
на горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
к Отчизне холоден душой…"
А.Н.Некрасов.
Школа – это не просто учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, это место, где он проживает значительную часть своей жизни, изучает средства познания мира, приобретает различный опыт. В связи с происходящими изменениями, все образовательные учреждения России перешли на новые ФГОС. Перед школой поставлена задача - создать современную образовательную среду, или условия для формирования успешной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной свободно адаптироваться в социальных условиях.
Актуальность работы продиктована тем, что современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на уровень мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры молодежи. В молодежной среде наблюдается распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны.
У обучающихся произошло смещение базовых ценностных ориентиров, что заставляет совершенствовать систему педагогической работы по истории и выдвигает на первый план следующие задачи:
А).Воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности с учетом отечественного исторического опыта и традиций. Б).Обеспечение исторической преемственности поколений. В).Сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Г).Формирование основ гражданской самоидентификации личности и усвоение основных национальных ценностей современного российского общества.
Исходя из актуальности темы, выявляем противоречия: А). С одной стороны, глобальность задач перед образованием - воспитание личности, разделяющей гражданские, демократические и национальные ценности, социализация молодежи, а с другой стороны, невозможность их реализации в полной мере из-за недостаточного количества часов, отведенных на изучение истории - 2 часа в неделю (условия). Б).В новых ФГОС поставлена цель формирования у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине, ответственности за свою страну и общество, начиная со своей малой родины, но в школе отсутствует системное краеведческое образование, УМК по краеведению, которое бы способствовало воспитанию российской гражданской идентичности (содержание). В). Программы по истории ориентируют на приобретение обучающимися социального опыта активного освоения исторического и культурного наследия России через знание культуры и истории своего народа и родного края. А фактически, многие учащиеся не знают истории Самарского края и своего поселка, не интересуются происхождением своей фамилии и историей семьи (результаты).
Проблема исходит из обозначенных противоречий: в условиях новых ФГОС и существующей образовательной программы по истории возникает необходимость уделять большее и системное внимание работе с краеведческим материалом на уроках и во внеурочной деятельности по истории, который послужит средством формирования основ гражданской, национальной, культурной самоидентификации и патриотизма обучающихся.
Цель - начать создавать систему работы учителя по применению краеведческого материала в учебно-воспитательном педагогическом процессе патриотической направленности.
Задачи:А).Изучить материалы государственных документов в контексте патриотического воспитания («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». «Национальная доктрина образования Российской Федерации». «Программа развития образования Самарской области на 2011-2015 г.». «Наша новая школа»). Б).Начать разработку системы внедрения краеведческих материалов в уроки истории и внеурочную деятельность. В).Начать апробировать систему в работе. Г).Конкретизировать задачи работы учителя в данном направлении.
Ожидаемые результаты. Применение на практике разрабатываемой системы работы с использованием краеведения позволит:
•сформировать у обучающихся базовые национальные ценности и гражданскую самоидентификацию;
•повысить количество и качество социально-личностных достижений :участие в социально-значимых проектах, акциях, научно-практических конференциях, конкурсах патриотической направленности;
•активизировать деятельность кружка «Юный краевед» и увеличить количество проектных исследовательских работ, содержащих местный краеведческий материал;
•активизировать деятельность учеников, родителей и общественности в пополнении школьного краеведческого музея новыми ценными историческими и культурными материалами.
Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления – знания – умения – деятельность. На уроках истории при прохождении курса отечественной истории следует проводить проекцию на развитие России и города, как составляющую часть нашей Родины и изучать вклад каждого жителя и города в целом в судьбу нашего Отечества. В этом помогут технологические приемы организации деятельности учащихся.
- Применение краеведческого материала в ходе изучения нового материала в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом.
- Составление домашних заданий опережающего характера, по содержанию тесно связанных с общеисторическими событиями и раскрывающих специфические особенности развития родного края.
- Создание самостоятельных творческих, проектных, исследовательских работ и выступление с ними на уроках, конференциях, конкурсах.
- Исторические экскурсии в школьный краеведческий уголок памяти, историко-краеведческий музей Волжского района в с. Дубовый Умет, областной музей им. Алабина.
- Деятельность учащихся в кружке «Юный краевед».
- Встречи с замечательными людьми, уроженцами родных мест; знакомство с родителями учащихся, их профессиями и историей семьи в истории земли Волжской.
- Использование интернет –источников для поиска информации и он-лайн экскурсий по музейным экспозициям.
- Большие результаты дают уроки-лаборатории (исследовать экспонат музея), урок-экспертиза (изучение исторического документа), урок – творческий отчет (защита рефератов), урок-открытых мыслей, урок-фантастического проекта (жизнь в какой-то определенный исторический период).
Выводы. В настоящее время исследователи обращают особое внимание на новые условия обучения, которые получили название «Среда обучения для 21 века», как: «место, где учащиеся могут работать вместе и поддерживать друг друга, поскольку они используют различные инструменты и информационные ресурсы, руководствуясь целями обучения и решением задач деятельности»(В. Уилсон). Системная и осознанная работа с краеведческим материалом на уроках истории и факультативах способна: сформировать основы гражданской, национальной, культурной самоидентификации и патриотические чувства у современной молодежи; расширить знания об истории родного поселка, города, следовательно, любви и уважения к малой родине, стране; научить работать с информацией; приобрести опыт публичных выступлений, самореализации учащихся; активизировать участие в работе по охране памятников культуры и архитектуры, поддерживать интерес к исторической и военной тематике, т.е. система способствует реализации всех планируемых результатов и может создать качественную образовательную среду 21 века.
Список используемой литературы:
1.ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2010. – 31 с.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М.: Просвещение, 2009
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —М.: Просвещение, 2009 .
4. Конституция Российской Федерации М.: центральная избирательная комиссия, 2003
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; Под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010. – 39 с.
6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 67 с.
7. Работа со школьниками в краеведческом музее. Учебно-методическое пособие, под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
8. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964.