Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Подготовила учитель истории и обществознания Калайчиди Татьяна Савельевна
2015 г.
Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века и последующих за ними либерально- демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила ориентиры в личной и общественной деятельности- идеалы, ценности. Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие. Различные оценки событий истории в СМИ, сложные и ,часто, написанные академическим языком учебные пособия затрудняют восприятие материала школьниками. Ребенку тяжело соотнести факты и даты со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в осознании своей личности и своей роли в развитии государства.
Прививая детям любовь к Отечеству, мы должны избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими.
Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством на разных этапах его развития, может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.
Главной целью системы нравственно- патриотического воспитания является не только формирование знаний о своем Отечестве, но и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей.
Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит гуманитарным дисциплинам и, в частности, истории России.
Системное изучение предмета начинается в 6-м классе.
«Русь в IX-XI вв.»-первая тема предмета.
Тема, в которой речь идет о зарождении государства русского. Очень ценны в этой теме межпредметные связи, они дают возможность использовать методические приемы с опорой на уже имеющиеся знания:
-опережающие задания;
-приемы сравнения; н-р: сопоставить древнерусское вече с народным собранием в Афинах: найти общее и различное;
Полученные знания позволяют воспитывать уважение к традициям, культуре народов, дают представление о любви граждан к своей родине, о чувстве ответственности за ее судьбу.
Большое значение для формирования этнического самосознания имеют вопросы принятия христианства и культуры древней Русь. Они способствуют осознанию своей культурной общности с другими народами, а это имеет важное значение для современной многонациональной и многоконфессиональной России.
Представление о добре и зле древнерусского народа совпадают с представлениями других народов, многие этические нормы древнерусского народа являются ценностью и для современного человека – такие выводы делают школьники, знакомясь с произведениями древнерусской литературы, древнерусского права («Поучение детям» Владимира Мономаха, «Правда Ярослава» )Осознание трагизма раздробленности страны появляется у школьников при изучении «Слова о полку Игореве», а в старших классах – «Слова Даниила Заточника».
Две следующие темы охватывают период с 12 по 17 века.
«Русские земли и княжества в XII- XVII вв.» Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского.
«Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными детей.
Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как гордость за победы своих предков;
Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а работают с документом (например, сопоставляют отрывки описания битвы по произведениям Куликовского цикла:-«Сказание о Мамаевом побоище»;
-поэма «Задонщина»;
-Летопись Куликовского сражения;
Восприятие картины боя, описание сражения усиливается, когда дети видят картину. Я использую анимационные картосхемы из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, статические картины сопровождаю чтением стихов:
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.Формирование понимания цели государственной власти, ее ответственности за судьбу страны дает тема о правлении Ивана III.
Использую работу над мини-проектом, участвуя в которой школьники учатся обобщать и оценивать, делать выводы, что же удалось сделать Ивану III. За что народ его назвал Великим?
Иван III:
- объединил национальную территорию;
- создать централизованную власть, единое русское государство;- покончил с монгольским владычеством (работа в группах по трем направлениям)
Изучение тем о правлении Ивана Грозного способствует, особенно в старших классах, формированию понимания неприемлемости абсолютизма, понимания того, что репрессии (опричнина) – это не метод для прогрессивного продвижения государства вперед.
Значимость роли народа в защите Отечества раскрывает изучение темы «Смутное время». Часто применяю в этой теме прием сопоставления материала, выученного в 6 классе - о борьбе французского народа против англичан в годы Столетней войны и подвиг народа российского в борьбе с польско- шведской интервенцией, который под руководством Минина и Пожарского сумел сделать то, что не удавалось царской армии и правителям Смутного времени.
Мирное освоение и продвижение русских первопроходцев на Восток- присоединение Сибири, Дальнего Востока- это еще одна страница гордости за великую Родину.
Восемнадцатый век открывается временем правления Петра Великого. Яркая неординарная личность русского царя, его патриотизм, стремление сделать государство процветающим и могущественным, полководческий талант, самоотверженный труд во благо Отечества - это те черты, которые необходимы руководителю страны. Петр- труженик, который сам участвует в строительстве флота, города, работает за токарным станком - пример того, что не место красит человека, а человек место.
Семиклассники составляют викторину «Впервые при Петре I», соревнуются, кто больше найдет интересного материала, готовят проект, работая в группах по направлениям деятельности Петра 1.
Северная война, Полтавская битва, участие России в войнах против Франции, русско-турецкие войны, наконец, Отечественная война 1812 года- все это страницы славного военного прошлого, которые развивают чувство гордости ратными подвигами, мужеством русских солдат и офицеров.
Этот же материал я использую для формирования понимания гуманистических традиций, которые заложили великие русские полководцы: Ушаков Ф.Ф., Суворов А.В., Кутузов М.И., Нахимов П.С. и др. Эти традиции нашли понимание и поддержку у народов Европы. Речь идет о том, что в воинские уставы Петр 1 внес пункты, направленные на защиту гражданского населения, гражданских объектов, культовых сооружений во время военных действий, которые в XIX веке были внесены в первые Женевские конвенции, а также то что в Швейцарии установлен памятник Суворову. Это единственный в мире факт установки памятника командующему армией другого государства
Формированию уважения прав личности, неприятия насилия служит изучение страниц, посвященных крепостничеству и народным восстаниям.
Воспитание уважения к благородству, осмысление понятий «честь», «достоинство», «любовь к Отчизне» формирует тема, посвященная восстанию декабристов.
Материал о реформах и контрреформах второй половины XIX в., о деятельности народовольцев и убийстве Александра II – проблемы очень актуальные и сегодня, это материал для воспитания отрицательного отношения к террористической деятельности.
На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в юристов, художников, философов. Интересно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры. Уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.
Сложность и противоречивость эпохи XX века очевидна, даже тема Великой Отечественной войны в источниках и учебниках преподносится неоднозначно, много критического материала. Времени для изучения отводится по программе очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы позволяют лучше раскрыть вопросы этой темы. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная – главное событие в истории нашей страны XX века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, и его роль в мировой истории. Таким образом, на изучении данной темы на уроках я уделяю особое внимание, знакомлю учащихся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество. И, конечно же, знакомлю учащихся с героическими поступками наших земляков. С обучающимися 8 – 11 классов собрали и оформили в виде презентации материал « Обоянцы - герои Советского Союза».
Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением. Изучение прошлого своей семьи, села, школы, области дает возможность развивать интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России. Обучающиеся 7 - 8 классов готовили проекты: «Экскурсия по селу Каменка», «Дети войны», «Жители села Каменка – участники Курской битвы» и другие. Ведется внеклассная работа по патриотическому воспитанию: это мероприятия недели истории, проекты: «Великие битвы», «Великие полководцы», « «Памятники нашей области», «Дни воинской славы России», устные журналы «Героические страницы нашей Родины», литературно- исторические композиции, участие в конкурсе «Родники», мероприятия, посвященные 200-летию Бородинского сражения, 70-летию победы в Сталинградской битве, 70-летию освобождения села Каменка от немецко – фашистских захватчиков, встречи с ветеранами труда, воинами – интернационалистами и другие.
Патриотизм сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Любовь к Родине – чувство, тысячелетиями заложенное в генах нашего народа, способно дать людям уверенность и вдохновить их на созидание. Ведь именно всеобщий патриотизм помог нам одержать победу в Великой Отечественной войне. Так и сегодня должно быть. Именно наличие нашей великой культуры поможет остановить кризис и распад страны, заставит сработать инстинкт самосохранения россиян не как отдельных личностей, а как инстинкт сохранения нашей великой родины, завещанной нам великими предками, миллионами патриотов, отдавших свои жизни за страну в которой мы живем, в которой будут жить наши дети, внуки и правнуки. От нас с Вами зависит, какое поколение мы воспитаем, кто будет управлять государством, каким ему быть в ближайшие десятилетия.