Статья: Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Сухова Светлана Евгеньевна
Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»
Населенный пункт: Нижегородская область г.о.г. Кулебаки
Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Поэтому своим кредо я считаю высказывание этого замечательного педагога: « Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…".
Во ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
На фоне вышесказанного развитие мелкой моторики рук выступает актуальной проблемой.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор.
Многие учёные занимались проблемами взаимосвязи общей, мелкой и речевой моторики
Крупнейшие учёные, такие как Павлов, Лурия, Леонтьев пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи ребёнка тонкие движения пальцев рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому стимулируя мелкую моторику, мы стимулируем речевые центры, что в свою очередь активизирует речь.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики утверждают, что процесс развития мелкой моторики у детей, представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний.
Исследователь детской речи Марианелла Максимовна Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения у первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки.
О значимости руки говорится и в народной мудрости: в загадках и пословицах.
Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.
Задачи достижения поставленной цели:
Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.
Выявить уровень развития мелкой моторики у детей при условии применения нетрадиционных техник лепки.
Показать эффективность использования нетрадиционной техники лепки для развития мелкой моторики рук у детей.
Создавать условия для развития кинестетических ощущений, развития силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений.
Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ.
Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:
- внедрение новых педагогических технологий в работе;
-творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира.
Важным условием для развития детей является создание предметно-развивающей среды
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
- специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (НОД);
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье
В работе использовала следующие педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии.
Применяла такие методы как динамические паузы, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж.
Результатом использования технологии проблемного обучения стало повышение интереса детей к учебному процессу, потребности в самостоятельной деятельности, познавательных и творческих способностей.
Личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.
Благодаря использованию технологии сотрудничества у детей стали формироваться такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.
Технология по созданию портфолио воспитанников.
Но основными в моей работе были игровые технологии. С помощью их я развивала творческие способности детей, развивала речь, память и воображение.
Использовала интеллектуальные игры, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и т. д.
В результате систематического использования игровых технологий, программа на данный момент большинством детей была усвоена на оптимальном уровне.
Повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи:
Подготовительный.
Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной.
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; создавать изображения из большого количества деталей, использовать разные детали для создания образа, освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Итоговый.
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Для успешного освоения навыков пластилинографии используются следующие приемы:
Воспроизведение движений в воздухе.
Совместные (или «пассивные») действия.
Работа детей на общем фоне.
Стихи, загадки, вопросы к детям.
Игровая мотивация и педагогическая оценка.
Вся работа с детьми строится согласно перспективному плану. При планировании я опираюсь на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.
1. Принцип развивающего обучения.
Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
3. Принцип свободы выбора.
Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.
При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:
- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;
- строить с детьми отношения сотрудничества.
5. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
Своеобразие и диапазон опыта заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии творческих способностей и формировании мелкой моторики пальцев рук, через нетрадиционную технику рисования – пластилинографию , включая игры и упражнения в различные виды деятельности.
Новизна моего опыта заключается в создании системы работы по использованию пластилиновой живописи в сочетании с другими нетрадиционными техниками рисования, именно в условиях детского сада. Эта система включает в себя методику использования, способы получения новых оттенков и этапы работы в соответствии с возрастными особенностями детей. На каждом этапе ставятся определённые задачи.
Занятия лепкой дают свои результаты. Это видно проводя мониторинг в начале работы, в конце
В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников
Дети, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Работы детей стали более интересными, содержательными, идея и замысел богаче. А дети обрели уверенность в себе и начинают чувствовать себя маленькими творцами. Возрос
интерес к изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание.
В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами в детском саду, на собственном сайте и на сайте ДОУ.
В моей работе мне помогает следующая литература.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. - Ж. «Логопед», №4/2007.
Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками. - Ж. «Логопед». №2/2005.
Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников. - Ж. «Логопед», №1/2007.
Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг. - Ж. «Ребёнок в детском саду», №4-6/2003, №1/2004.
Одинокова Г. Игры с тестом, развитие умения лепить. - Ж. «Дошкольное воспитание», №2/2007.
Список использованных источников
Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
2.Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.
3.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
4.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
5.Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
6.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
7.Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.
8.Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).