Система работы взаимодействия с родителями. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».


Система работы взаимодействия с родителями
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста».
Автор: Николаева Светлана Ивановна
Учитель-логопед Детского сада №2 г. Нелидово, Тверская область
Введение
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ МО и науки от 17.10.2013 г. №1155, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования и внедрения в работу ДОО новых стандартов. Введение новых стандартов требует «сотрудничества Организации с семьей»; «поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья», «взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»,
Модернизация дошкольного образования в России актуализирует проблемы ДОО, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Актуальность работы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.
В детском саду все больше детей со сложными нарушениями в речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его поведение и мышление.
Чаще всего у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости детей необходимы особые условия. Исходя из этого, у меня возникла идея создания образовательного пространства в группе и логопедическом кабинете по развитию мелкой моторики рук.
Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить поставленные задачи и добиться ощутимых положительных результатов.
В наше время проблеме развития мелкой моторики рук и тонких дифференцированных движений пальцев уделяется все больше внимания.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель: разработать систему работы направленную на повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи: показать родителям необходимость развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
Составить перспективный план работы с родителями по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Подобрать и оформить материал по теме.
Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.
Сформировать у родителей практические навыки владения способами развития мелкой моторики рук у детей.
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Принципы реализации проекта:
Принцип гуманизации  предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами;
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип развивающего развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику в зависимости от характера;
Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника, определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Условия реализации проекта:
Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Насыщение развивающей среды в ДОО (организация уголка по развитию мелкой моторики рук у детей в группе и логопедическом кабинете);
Создание системы просветительской деятельности с родителями.
Насыщение проекта различными формами совместной деятельности детей, родителей, педагогов.
Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
Активное включение в работу с семьей педагогов детского сада.
Этапы создания проекта:
1 этап – подготовительный – сентябрь. Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь – апрель.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации  – май.
Цель – подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты:
Повышение активности родителей в совместной работе с педагогами детского сада;
Увеличение непосредственного участия родителей в организации и проведении различных мероприятий;
Повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
Формы работы с родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В работе с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества и взаимодействия.
Формы работы с родителями:
Анкетирование родителей, проведение опросов с целью выявления их компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры), консультации и сообщения, памятки, папки-передвижки, буклеты для родительского уголка.
Семинар – практикум;
Домашнее задание - участие в выставках, изготовлении пособий своими руками;
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам развития мелкой моторики рук;
Фотоотчет
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Открытые мероприятия с участием родителей и для родителей.
Проект работы с родителями
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Цель проекта. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.
Задачи проекта:
1. Подвести к пониманию важности проблемы развития мелкой моторики рук у детей
2. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей.
3. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта
3. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.
5. Формировать детско-родительские отношения.
6. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
8. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
Описание проекта
Используемая система работы включает в себя знакомство родителей с методами, формами, способами, игровыми приёмами и материалами для развития у детей мелкой моторики и координации движений рук посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков.
По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми пополняется уголок для развития мелкой моторики в группе и логопедическом кабинете, приобретаются навыки практического использования различного оборудования и материалов для развития мелкой моторики.
Ожидаемые результаты:
- посильное участие родителей в формировании навыков у детей;
- участие родителей и детей в организации различных педагогических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей по теме «развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»;
- сформированность у родителей умения использовать различные средства, методы, игровые приемы для развития мелкой моторики рук у детей в детском саду и в домашних условиях;
Участники проекта: логопед, воспитатель, дети старшей группы, родители.
Перспективный план проекта.
Сентябрь
Подготовка к реализации проекта: подбор, изучение и анализ методической литературы по теме проекта.
Составление перспективного плана работы с родителями по теме проекта.
Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.
Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка.
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
2. Оформить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста для родительского уголка. Цель – наглядно продемонстрировать родителям количество игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук.
3. Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» С помощью этой темы донести до родителей, насколько важна эта проблема. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
Ноябрь
1. Провести консультацию «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики». С помощью этой темы я хочу рассказать, о том, что существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
2. Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе и логопедическом кабинете.
Декабрь
Семинар – практикум для родителей
Провести консультацию «Развитие графических навыков у дошкольников».
Январь
Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Игры на кухне».
Буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук».
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Зачем нужны шнуровки».
2. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Игры с песком, или песочная терапия».
Март
1. Папка – передвижка для родительского уголка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук».
2. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора». «Фольклорные пальчиковые игры».
Апрель
1. Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала».
2. Папка-передвижка для родительского уголка «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Май
1.Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях».
2. Подготовить и провести открытое мероприятие для родителей.
Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения для родительского уголка.
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
3. Оформление папок-передвижек, буклетов, памяток и т.д.
4. Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях».
5. Привлечение родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики рук
6. Участие родителей в семинаре-практикуме.
7. Анкетирование родителей с целью выявления компетентности по данной проблеме
8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей, новинок педагогической литературы.
Заключение
Целью данной работы является углубление и расширение теоретических и практических знаний у родителей в работе над развитием мелкой моторики дошкольников.
В ходе работы решаются также задачи по расширению собственных представлений об особенностях развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, отбор и систематизация разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, анализ различной литературы, используемой для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности, передача практических навыков родителям по развитию мелкой моторики рук у детей.
Сотрудничество с семьями детей по развитию мелкой моторики рук, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Система работы по развитию мелкой моторики рук включает:
Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей.
Проект.
Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Консультационный и наглядный материал для родителей.
Семинар-практикум для родителей.
Анкета для родителей.
Подведение итогов
•Выставка игр и пособий на методическом объединении города.
•Презентация проекта на методическом объединении города.
•Подборка игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей
•Картотека пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8.
2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
3 .Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. № 8.
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5.Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой.–ТЦ Сфера,2006.
6. «Игры с бельевыми прищепками»/Дошкольная педагогика, сентябрь-октябрь, 2006.
7. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.
8. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
9.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., «Просвещение», 1990.
10.Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. / Дошкольное воспитание. 1987. № 10.
11. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание,
№ 3, 2005.
12. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл», 1997.
13.Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
14.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
15.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.
16. Чернякова В.Н. «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. -М.:ТЦ Сфера, 2005.
17.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». г.Нижний Новгород, «Флокс» 1995г.
Интернет ссылки:
1. http://www.cka3ka-pro.ru/
2. http://www.logoped-sfera.ru/priyomnaya
3. http://www.logopedspb.ru/content/view/29/30/
4. http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
5. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=2&page=1
6. http://www.poznayka.ru/2006/12/13/podelki_svoimi_rukami_ng
7. http://www.prescool.km.ru/
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет
- в течение всего периода дошкольного детства
Владеете ли Вы информацией о развитии мелкой моторики?
-Да
-Нет
-Частично
Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
____________________________________________________
Какой нетрадиционный материал используете для игр с детьми?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
Нравится ли ребенку выполнять задания, игры?
-Да
-Нет
-Когда как
Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
Какая форма работы по этому вопросу Вам наиболее интересна и доступна для восприятия?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Семинар-практикум
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Не знаю
- Нет
Приложение 2
Примерная тематика ширм и папок-передвижек для родителей по развитию мелкой моторики рук.
1. Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
2. Развитие мелкой моторики. Советы и рекомендации.
3. Как развить мелкую моторику руки ребенка дошкольного возраста.
4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
5. Игры на кухне с крупами
6. Играем пальчиками – развиваем речь
7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику.
8. Ручная работа.
9. Ну-ка, пальчик, расскажи…
10. Азбука аппликации.
Приложение 3
Примерная тематика бесед и консультаций для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики у дошкольников.
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика.
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие графических навыков у дошкольников.
Игры на кухне.
Зачем нужны шнуровки.
Игры с песком, или песочная терапия.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.
Фольклорные пальчиковые игры.
Конструирование из строительного материала.
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 4
Семинар-практикум для родителей
«Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»
Цель: Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.
Задачи:
1. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей.
2. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений.
3. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.
4. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Оборудование: мультимедийная установка; презентация для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»; дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики; материалы для проведения игр и упражнений с родителями, картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Предварительная работа: выступление на родительском собрании, анкетирование родителей по теме проекта, консультации для родителей, оформление ширм и папок-передвижек в родительском уголке, оформление картотеки игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.
Форма работы: групповая
Ход мероприятия:
Теоретическая часть. Выступление учителя-логопеда. Пополнение и расширение знаний у родителей по теме «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?» Теоретический материал. Презентация.
Практическая часть. Подборка различных игр, упражнений для развития мелкой моторики рук для демонстрации их родителям и проведения практической части. Использование различных материалов (бусы, бигуди, карандаши, шишки и т.д.) для наглядной демонстрации родителям количества материалов для развития мелкой моторики рук у детей.
Итог мероприятия.
Приложение 5
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста».
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей в образовательной деятельности учителя-логопеда.
Задачи:
1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.
2. Систематизировать материал.
3. Изготовить логопедические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми.
4. Подготовить консультации для воспитателей и родителей по теме самообразования.
5. Подготовить и провести с родителями семинар-практикум по теме самообразования.
Список литературы:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2000. – 192 с.
2.Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г. – 96 с
3.«Игры с бельевыми прищепками»/Дошкольная педагогика, сентябрь-октябрь, 2006.
4.Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. 
5.Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. Москва. 2011. – 64 с
6.«Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание, № 3, 2005. 
7.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. Москва 2012. – 64с.
8.Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры. Москва. 2007. – 186 с.
Интернет-ссылки:
http://logoportal.ruhttp://logoped18.ruhttp://www.logolife.ru/http://superinf.ruhttp://www.logoped.ruhttp://bibliofond.ruhttp://www.dou25.west31.ruhttp://festival.1september.ruРаздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, консультации, папки-передвижки, буклеты, семинары и т.д.)
1 Сентябрь Изучение литературы  Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования.
2 Октябрь Родительское собрание
Консультация
Изготовление игры Выступление на родительском собрании по теме самообразования
Консультация для родителей
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
Изготовление логопедической игры
«Шнуровки»
3 Ноябрь Выставка
Консультации
Изготовление игры Выставка новинок логопедической литературы для развития мелкой моторики рук
Консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Изготовление логопедической игры для детей старшего дошкольного возраста «Весёлые прищепки».
4 Декабрь Семинар-
практикум
 
Картотека
Консультация
Семинар-практикум для родителей
«Мелкая моторика.
Что это такое и зачем она нужна?»
Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики новыми играми.
Консультации для родителей
«Развитие графических навыков у дошкольников».
5 Январь  Консультация
Буклет
Изготовление игры Консультации для родителей и воспитателей
«Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Подготовить буклет для родителей
«Игры и пособия для развития мелкой моторики рук».
Изготовление логопедической игры «Логопедические бусы»
6 Февраль Консультации
Изготовление игры
Консультации для родителей
«Игры с песком или песочная терапия».
«Подготовка руки к письму»
Изготовление логопедической игры для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные палочки»
7 Март  МО
Консультации
Папка-передвижка Методическое объединение
учителей-логопедов
Обмен опытом работы. Беседа за круглым столом.
Консультации для родителей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора», «Фольклорные пальчиковые игры».
Передвижная папка
«Формы работы по развитию мелкой моторики рук». 
8 Апрель Папка-передвижка
Педсовет Передвижная папка для родителей и воспитателей
«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Выступление на педсовете
по теме самообразования.
9 Май Выставка
Фотоотчёт Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками
Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях».
Приложение 6
Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Фольклорные пальчиковые игры.
2. Самомассаж.
3.Ниткография.
4. Работа с песком.
5. Рисование на крупе.
6. Игры с пуговицами.
7. Оригами.
8. Развитие графических навыков.
9. «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы).
10. «Игры с кубиками»
11. Пазлы.
12. «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик).
13. Игры с мозаикой
14. «Собери бусы»
15. «Выложи узор»
16. «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам).
17. «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами).
18. «Шнуровки»
19. «Нитки»
20. «Верёвочки»
21. «Перекаты с шиповаными мячами»
22. Игры с конструктором
16.«Нарисуй рисунок по точкам»
17. «Логопедические бусы»
18. «Веселые прищепки»
19. «Обведи рисунок по точкам».