Конспект выступления на тему Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Разработала воспитатель старшей группы Дмитриева Ю.В.
МБДОУ «Детский сад №5», город Троицк, Челябинской области
В наше время нравственному воспитанию детей во многих семьях уделяется мало внимания. Книги ушли на второй план, их место заняли диски с мультфильмами, компьютер, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей. Все чаще поднимается вопрос о негативном влиянии современного телевидения на личность ребенка. У детей появляются герои, часто не отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, целеустремленными, желающими учиться. Это, конечно, правильно, однако, занимаясь развитием интеллекта ребенка, надо стремиться к тому, чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, чутким. Родители, забирая своего ребенка из детского сада, в первую очередь, спрашивают у воспитателя о успехах своего чада на занятиях, а не с кем он сегодня играл и во что. На жалобу ребенка о том, что его кто-то обидел, зачастую слышим: «Ты, что, не мог дать сдачи?».
По мнению педагогов и психологов, необходимо воспитывать у ребенка не какое-то одно, а целую систему взаимосвязанных качеств.
Наиболее эффективным методом работы, в данном направлении является нравственное развитие детей по средствам театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность имеет огромное значение в жизни ребенка. Она в полном объеме развивает речь ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. К тому же создаются такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в развитие ребенка.
Целью нашего проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» было приобщение детей к духовным и нравственным ценностям и их осмысление, формирование нравственных качеств дошкольников, повышение нравственной культуры, как самих воспитанников, так и педагогов, и родителей, а также укрепление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Основные задачи нашего проекта:
Воспитание гуманных чувств детей;
Воспитание коллективизма;
Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству.
На первом этапе нашего проекта мы познакомили детей с понятием театр, с правилами поведения в театре, работали над воспитанием эмоционально – положительного отношения к театру, пополнили словарный запас.
Следующим этапом проекта, было знакомство детей с разнообразием видов театров и проба себя в небольших ролях.
Театр би – ба – бо.
Настольные театры – бумажный, деревянной и резиновой игрушки.
Магнитный театр.
Пальчиковый театр.
Театр теней.
Всё это вызвало у детей огромную радость, большой интерес и пользовалось у них неизменной любовью. Каждый из ребят познавал мир театра не только умом, но и сердцем, выражая своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становились образцами для подражания и отождествления.
Но развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей, требует обязательного участия родителей, ведь именно это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей.
Поэтому в наш проект была включена работа с родителями. В родительском уголке были размещены консультации «Театр наш друг и помощник» и «Роль эмоций в жизни ребенка».
Также было проведено анкетирование родителей «Театр и Вы».
По результатам анкетирования большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. 73% опрошенных родителей посещают театры, кинотеатры с целью расширения кругозора у детей (100%). Большее число родителей (64%) посетили театр (кинотеатр) в этом году. 100% родителей во время трансляции детских фильмов, спектаклей, мультфильмов не переключают канал, а 64% родителей смотрят передачи вместе со своими детьми. Все родители (100%) положительно относятся к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра. 64% родителей из числа опрошенных готовы принять участие в театрализованных представлениях вместе с ребенком в нашем детском саду. Однако лишь 26% родителей устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.
Чтобы повысить последний показатель мы привлекли родителей к помощи в создании варежкого театра, они с большим интересом откликнулись на наше задание. Особенно много положительных эмоций это задание вызвало у детей. Принеся своего кукольного персонажа в группу, дети с радостью рассказывали о его создании.
Заключительным этапом нашего проекта был показ спектакля «Красная шапочка на новый лад», постановка которого прошла при активном взаимодействии с семьями наших воспитанников. Родители активно принимали участие в изготовление костюмов, декораций, а также учили с детьми роли. На спектакль были приглашены родители и коллеги нашего учреждения.
Таким образом, нами были достигнуты следующие результаты: у детей повысился интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; сформировалось умение выстраивать линию поведения в роли и умение свободно чувствовать себя на сцене; сформировалось представление о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, а также умение правильно оценивать свои и чужие поступки; и конечно немало важную роль наш проект сыграл в укреплении сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй.