План-сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме на тему Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
План-сценарий
проведения педагогического совета на тему
«Формирование жизненных компетенций и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»
в нетрадиционной форме.
Сцена первая – пролог.(выступление заведующей)
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.
В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.
Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.
Сцена вторая. В которой мы увидим всю историю создания театра и спектакля. Отчеты воспитателей о проделанной работе.
Сцена третья. Индивидуальные выступления.
Ермоленко Г.И. – Инсценировка потешек для детей раннего возраста
Белкина Е.Л. –Требования к организации театрализованной деятельности в детском саду.
Сцена четвертая. Комедия и драма. Взгляд на проблему через разные маски. Выступление методиста о результатах тематической проверки.
(используются две театральные маски «драма и комедия», печальная и улыбающаяся)
Сцена пятая - Деловая игра – Лего.(педагоги делятся на 2-3 команды
Вопросы в лего.( в деталях конструктора находятся вопросы. Чья команда быстрее и правильнее ответит на вопрос, та и получает деталь. Чем больше деталей, тем больше возможностей создать из них персонажа)Решение педагогических ситуаций
Решение кроссвордов
Собрать любой персонаж из полученного конструктора. За дополнительное задание можно получить недостающие детали.
Произнесите фразу “Молодец” (тихо, громко, таинственно, возмущённо, радостно).
Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.
- С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;
- Вы – кошка.Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.
- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.
Придумать и разыграть сценку с участием получившихся персонажей.
Сцена пятая. Заключительная. Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.
Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
Вопросы для деловой игры «ЛЕГО»
Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?
Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи?
Что такое диалог?
- Что такое монолог?
Под театрализованной деятельностью детей я понимаю..Каковы характерные особенности театрализованных представлений?
Каким образом театрализованная деятельность связана с изобрази тельной?
Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице: «Коротка ночь до зари, коли много работы»
Нарисуйте любую известную пословицу(одна команда рисует, другая угадывает. «Художники» получают деталь, если нарисованную пословицу угадали)Что такое вербальное и невербальное общение.
Решение педагогических ситуаций
1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.
? Объясните поведение малышей.
2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов».
Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.? Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?
? Следует ли водить малышей в театр?
3. Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.
Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, — сказала мама, — прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.
Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.
? Объясните резкие перемены в поведении Миши.
? В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?
? Дайте анализ приемов руководства этой игрой.
4. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.
? Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?
5. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. ? Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
6. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок». ? Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
3429000168910Десять Р (1 команда)
1. Место для представлений, зрелищ.
2. Кто пишет пьесы для представления?
3. Кто руководит постановкой спектакля?
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
5. Человек, управляющий оркестром
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Театральная змейка(2 команда)
Место для представлений, зрелищ.
Главный руководитель, постановщик спектакля.
Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.
Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.
Исполнитель ролей в театральных представлениях.
Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
Перерыв между действиями спектакля.
Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.
Что лучше всего подарить артисту, который понравился?
Стикеры для рефлексии. (заготовить по несколько экземпляров каждого высказывания). Наклеиваются на доску с темой педсовета. Благодаря им методист имеет возможность проанализировать и спланировать свою дальнейшую работу.
Этот педсовет принёс пользу;
Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;
Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.
Бессмысленно потратила время.
Было много непонятного
Нужно будет подробнее изучить эту тему.
У меня уже появились новые идеи для работы