Статья на тему Влияние поисково-исследовательской деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста


Горбовская Светлана Александровна
Методист МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга»
Республика Хакасия, Алтайский район
«Влияние поисково-исследовательской деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в передаче и приобретении опыта и знаний.
Будущий первоклассник должен уметь связно, логично и последовательно излагать свои мысли.
Развитие речи и экспериментирования тесно связаны между собой. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение четко выразить мысль облегчает проведение опыта, а в то время как пополнение знаний через экспериментирование способствует развитию речи.
Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы и простые умозаключения. Не всегда результат экспериментирования совпадает с предположениями самого ребенка. Зато через наглядное проведение опыта можно принять или опровергнуть свои предположения. Например, при проведении опыта растворяется ли глина в воде, дети отметили, что глина растворилась, но вода стала мутной, так как глина состоит из мельчайших частичек в отличие от песка. Баночку с растворенной в воде глиной оставили на несколько дней. Через несколько дней дети увидели, что глина не растворилась в баночке, так как обнаружили высохший слой глины – вода испарилась, частички глины осели на дно.
Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить на сто тысяч почему. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно–экспериментальной деятельности в практику работы нашего детского сада.
Маленький человек, познавая мир, должен: всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного, ощущенного. Роль педагога не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Во время проведения образовательной деятельности необходимо насытить предметно–пространственную среду как можно большим количеством оборудования для проведения опытов, экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, пересыпать, приливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять.
По мере того как экспериментальная деятельность становится привычной, ребенок может самостоятельно выдвигать гипотезы и искать пути их доказательства. И, наконец, ребенок может ставить проблемные вопросы и искать пути их решения.
Кроме этого, в процессе проведения эксперимента возможно достижение речевых целей, что является главной задачей педагогов в работе с детьми, у которых наблюдается отставание в речевом развитии. Во время занятий по экспериментальной деятельности происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий), ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.
На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы её необходимо сформулировать; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий как раз и происходит формирование монологической речи, умение выстраивать посредством устной речи свои собственные действия и действия товарища, делать суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Наблюдается стойкий эмоциональный подъем. Дети долго вспоминают всё происходящее, рассказывают всем, кто хочет их слушать, радуются, если родители не могут ответить на поставленный вопрос, долго объясняют, почему происходит то или иное явление, ждут следующего эксперимента с нетерпением. Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент даже стеснительные, мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.
Этот момент можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, так как автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановкой гипотезы, поиском доказательств). Это позволяет уйти от так называемой «кабинетной» речи.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы: губки, одноразовую посуду, соломинки, трубочки для коктейлей, пластиковые бутылки и другое. Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки, и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.Совместная познавательно – исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется педагогами в разных формах: сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, беседа, экскурсии, конструирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, развлечения, викторины, конкурсы, реализация проектов.Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет педагогам гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе. Планирование воспитательно-образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. При разработке и составлении тематического плана учитываются возрастные особенности детей, программные требования и, самое главное, интересы и склонности детей.
Ознакомление детей с экспериментальной деятельностью широко и глубоко рассматривается в календарно-тематическом планировании в нашем детском саду. На весь учебный год, по каждой теме подобран опыт-эксперимент.
Например, тема «Человек. Как мы устроены». В понедельник тема дня «Пищеварительная система», опыт - «Растворяется ли грязь с рук?» Вторник, тема «Наша кожа» к этой теме подобран опыт «Как передаются микробы от человека к человеку» или «Как микробы боятся мыла». Среда, тема «Береги себя» опыт «Выяснение причины храпа человека» и т.д.
Детская поисково-исследовательская деятельность располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников, умение строить связный текст, налаживать взаимодействие с партнером, а также общаться в широком кругу взрослых и сверстников.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и развивающим познавательную активность и любознательность дошкольников.Заканчиваю своё выступление высказыванием Иоганна Генриха Песталоцци «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».
Список литературы:
Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду Подготовительная группа – М.: Мозайка синтез. 2014.-112с.