Статья Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
Так сложилось, я третий год подряд набираю младшую группу. Не для кого не секрет, что период адаптации ребенка к ДОУ, один из самых сложных моментов в жизни малыша. Ещё бы, кроху вырвали из привычной для него среды обитания и отдали незнакомым людям. Конечно, большинство, малышей бунтуют, протестуют и плачут,- их можно понять. Но не всегда понятна позиция взрослых. Некоторые из родителей не понимают, что их роль в период адаптации, не менее значима, чем роль воспитателя. И только при совместном, комплексном подходе, можно добиться желаемых результатов.
(Из практики: мама плачущего чада, с завистью смотрела на проходящих мимо, улыбающихся, малышей и их родителей и «воспряла» духом только, когда увидела "друзей по несчастью". Со словами "ваш, тоже плачет и ещё громче моего", она бросилась искать понимания у другой мамы с рыдающим ребенком.) Уважаемые взрослые, постарайтесь настроиться на позитивный лад, набраться терпения, сделать воспитателя и няню своими союзниками, а не "вынужденной мерой" для вашего ребенка ,делитесь своими переживаниями и впечатлениями и тогда период адаптации пройдет с наименьшим эмоциональным кризисом для вас и вашего малыша.
Давайте, подробнее рассмотрим особенности адаптационного периода.
Кризис, катастрофа, шок – так называют период поступления ребенка в дошкольное учреждение. И родители и дошкольная организация мечтают о том, чтобы пространство адаптации, стало пространством Счастливого Детства.
Одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. И меры по предоставлению матери возможности находиться дома с малышом до трех лет эту проблему не решают. Медики уверены, что именно в трехлетнем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши уже более осознанно переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями. Появился даже термин «адаптационная болезнь» - некоторые дети так тяжело переносят адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их на время из детского сада, с тем, чтобы по мере созревания адаптационных механизмов они могли бы уже «на новом витке» вернуться в ДОУ.
Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее.
-У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими появлениями.
-Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.
-Социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до полного исчезновения.
-Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
-Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
-Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.
-Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.
-У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде ануреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.
К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей в детском саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «Ничего переплачет». Некоторые мамы и папы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому, решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.
Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того, чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.
Если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму,
постарайтесь не игнорировать слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама придет”, - он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.
Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере.
Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.
Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.
Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.
Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
-Беседы с родителями;
-Анкетирование;
-Наблюдение за ребенком;
-Развивающие игры.
Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию об особенностях ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. д.
Для того что бы зафиксировать особенности протекания процесса адаптации, на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми. Работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
-Использовать элементы телесной терапии (брать на руки, обнимать, поглаживать);
-Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
-Рассказывать сказки, петь колыбельные песни;
-Чаще давать ребенку теплое питье;
-Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
-Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные моменты;
-Использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
-Освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на месяц);
-По возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка;
-Назначать детям комплекс витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы ;-Сохранение привычных для малыша воспитательных приемов (кормления, укладывания на сон и т.д.);
-Организация бодрствования с учетом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т. д.);
При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения ребенка период острой адаптации считается законченным, и с ребенком можно проводить оздоровительные и реабилитационные мероприятия.
Родители также должны:
- обеспечить малышу в периоде адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе).
- обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.
- настроить ребенка на позитивный лад. Внушить ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
- уменьшить нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в кино, в гости.
- сократить просмотр телевизионных передач.
- как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- постараться дома в выходные дни создать для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- при выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
- при выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
Используемая литература:
1.Луговская А., Кравцова М., Шевинос О. «Ребенок без проблем! Решение для родителей»_М.: Эксмо 2008.
2. Тимофеева А.Ф. «Советы психолога».