«Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения»
Методическая работа воспитателя
Тема для самообразования:
«Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения»
Понятие адаптации
Адаптация – процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды.
Ч. Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутреннее присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех факторов органической эволюции – изменчивости, наследственности и естественного отбора.
В физиологии и медицине понятие адаптации означает процесс привыкания.
В основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации ложится и социальный аспект. Социальная адаптация – способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям окружающей среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, также как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Это высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека. Способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям становится все более решающим компонентом развития личности, работоспособности, выносливости.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяют 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования проведенного учеными в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
-легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
-адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
-тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕБЕНОК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное. Иное дело – ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей и быстрого образования новых, что для детей первых трех лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей в первые дни при поступлении показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребенка появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Он много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания («животик заболел»), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно также проходит второй и третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных нагрузок: у ребенка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка, срыгивание, рвота. Он начинает чаще и непроизвольно мочиться, бледнеет или краснеет. Такое состояние чаще наблюдается у детей первых двух лет. В новой обстановке ребенок чувствует себя напряженнее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребенка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос няни, резкие звуки, длительный шум. Он «застывает», становится бездеятельным, плаксивым. Может снизиться интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. У старших детей в период привыкания нарушаются ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи и т.д.
Общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников, подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Известно: наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены наиболее ярко в этом возрасте, чем у малышей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Адаптационный период дети этого возраста переносят крайне тяжело. По статистике сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполнится 1,5-2 года: ребёнок уже живёт по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращённую к нему речь взрослого, может как-то рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит от помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику. когда чужой взрослый пытается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его, с трудом может проглатить 2-3 ложки, не различая вкуса пищи. находясь в нервном возбуждении. он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе, малыш остаётся голодным. А кормить насильно нельзя.
Во-первых, даже незначительный кусочек картофеля или моркови может затруднить глотание; во-вторых, у детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например, к луку; в третьих, можно невзначай надавить на язык, вызвав неприятные ощущения и даже рвоту, после чего рвотные позывы появляются уже при виде пищи.
Первые дни посещения группы ребёнком. он с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек. Ему бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в другие , совсем несимпатичные для него помещения. Среди множества полотенец, рычащих сливных бочков туалетной комнаты его пытаются усадить на незнакомый горшок. Малыш упирается изо всех сил. Ему страшно, хочется быстрее сбежать из этого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными. Вернувшись в групповую комнату, малыш не успевает передохнуть от пережитого, как его ведут в другую комнату с множеством кроватей. Ему даже некогда осознать, что его ждёт: так быстро его раздевают и кладут в незнакомую кровать. Если есть ещё силы у малыша, он протестует, кричит, нет – лежит неподвижно, боясь пошевелиться, закрыть глаза. Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается – до обеда или до укладывания на сон. Вернувшись домой, первое, что испытывает ребёнок,- невероятное облегчение и чувство голода. Даёт о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днём, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем. Такие испытания не проходят бесследно и, как правило, через три- четыре дня ребёнок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш в течение нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Особенно в период адаптации болеют ослабленные дети.
Существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, а у других тяжело.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР АДАПТПЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Формы общения с взрослыми.
В первом полугодии полноценное эмоциональное общение с взрослыми – лично ему адресованное внимание, ласка и нежность. Это влечет за собой возникновение аффективно-личностных связей с взрослыми, привязанность к нему, доверчивую восприимчивость к его воздействиям и отношению. А это, в свою очередь, - основа познавательного развития ребенка, становления его личности: открытости окружающему миру или отгороженности от него.
Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствия привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и другим близким родственникам, нередко во взрослом состоянии оборачивается для ребенка неспособностью создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют важную роль в психологическом развитии ребенка как личности.
Со второго полугодия жизни возникает деловое сотрудничество ребенка с взрослыми связанное с овладением им предметной деятельности. Взрослый теперь становится не только источником тепла и благожелательности, но и партнером сначала по совместным действиям с предметами, а потом и по игре, образцом для подражания, ценителем мнений ребенка.
По сравнению с эмоциональным общением практическое взаимодействие более безлично, менее опосредованно привычкой к контактам с определенным человеком. В ходе его между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает малыша от того, с кем он общается. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким ему человеком, чем с незнакомым. Но если он может налаживать деловые контакты с людьми, то быстро привыкнет чужому, включая его новые отношения, не требующие особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только новая форма – залог успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст, залог благополучного самочувствия.
Круг общения.
Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. Поэтому самым распространенным в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. При приближении незнакомцев ребенок 8 месяцев морщит лицо, переводит взгляд с него на мать и через несколько секунд начинает плакать. Если незнакомец подойдет к малышу медленно, заговорит с ним мягко, начнет с ним играть, возможно, малыш не проявит никакого беспокойства, но почти наверняка ребенок испугается, если человек, которого он видит впервые, подойдет к нему быстрым шагом, будет вести себя неприветливо, попытается взять ребенка на руки.
Страх этот можно объяснить тем, что ребенок, сравнивая схемы знакомых ему лиц с впечатлением о незнакомце, не может соотнести их. Чем старше ребенок, тем быстрее он распознает отличие. Более того младенцы постарше, сравнивая лицо незнакомца с восстановленным в памяти образом знакомого лица, не найдя сходства теряются и могут расплакаться.
Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителям, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми, приводят к нежеланию и неумению детей устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отделиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи. Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширить круг общения ребенка. Полезно, если гостья семьи подержит ребенка на руках, позабавит его. Сначала лучше в присутствии матери, другого близкого лица. Впоследствии надо оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому человеку, в общение с которым родители хотят вовлечь ребенка. Постепенно следует расширить круг лиц, вступающих в контакт с ребенком, увеличить продолжительность пребывания ребенка без близких.
Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, что позволяет ему не следовать постоянно за воспитателем, как в первое время, а самому находить себе занятие, выбирать игрушки.
Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формируют навыки общения с ними. Ребенок узнает и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребенком, а затем - и совместно. Побуждать ребенка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникает доверие и расположение к воспитателю. Если малыш боится взрослого, а тот берет плачущего ребенка за руку и ведет к играющим детям, то по всей вероятности, не только не успокоит его, но еще больше испугает. Ведь и опыта общения с детьми у него еще нет. Скорее всего, он не видел так много детей одновременно.
Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и сверстниками. Примером являются семьи, проживающие в семейных общежитиях. Здесь родители и дети из разных семей тесно контактируют между собой. Даже самые маленькие дети знают проживающих по соседству женщин, охотно остаются с любой из них, если матери нужно отлучиться. Дети постарше, кроме того, много самостоятельно играют и резвятся в коридорах. Таким образом, дети из этих семей приобретают опыт общения с взрослыми и сверстниками и, который помогает им легко адаптироваться при поступлении в дошкольное учреждение.
Привязанность ребенка к матери.
О привязанности можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к 4 месяцам. В 7 мес. реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, что дает основание классифицировать ее в ряде случаев как страх. Беспокойство выражается возбуждением, плачем, расстройством стула, или наоборот, безучастностью, заторможенностью, потерей аппетита.
В 8 мес. малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем. Старается прижаться к матери. Создается впечатление, что он как бы подчеркивает свою привязанность к матери, будучи неспособным поделить эту привязанность с другими, большей частью незнакомыми людьми, и в то же время четко выделяя мать среди других. Появлении категории «другого» указывает на дальнейшую дифференциацию «я» в структуре социальных, теперь уже межличностных отношений. Настороженное аффективное восприятие другого лица как «лишнего» продолжается сравнительно недолго. Уже в 1 год и 2 мес. ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение по крайней мере нескольких месяцев выявляется повышенная смущенность (застенчивость) при встречах с незнакомыми людьми.