Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО


Е.В. Шакирова
студентка 3 курса ДПиП ЛПИ филиал СФУ
г. Лесосибирск. Российская Федерация
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО
На сегодняшний день тема адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. Так как детский сад – это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптация, понимаемая как общебиологическое свойство формирования адекватных связей организма с внешней средой внутри определенной экосистемы [1:14].
Согласно Д. Журавлеву, течение адаптационного периода обусловливает дальнейшее развитие детей раннего возраста, поскольку является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма [6:3].
О.Г. Заводчикова определяет адаптацию ребенка к детскому саду как процесс привыкания ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, к условиям существования в группе [4:4].
Арнаутова Е.П. пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего дошкольного возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие» [3:34].
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский отмечают, что на момент поступ- ления в ясли у детей раннего возраста уже имеются различия в способности к приспособлению [6:8].
Тем самым адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду представляет собой процесс и результат согласования малыша с новой обстановкой дошкольного образовательного учреждения, со структурой отношений, как с воспитателями, так и со сверстниками, установления соответствия поведения, принятым в группе нормам и правилам [2:59]. Это процесс и результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению (Захаров А.И.) [ 5:7].
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу мы сделали следующие выводы.
При поступление ребенка в детский сад меняется его социальная среда, что сказывается на его психическом и физическом здоровье. Особое внимание следует уделить раннему возрасту, в котором малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводить в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушены. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекает очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вируcной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К концу раннего возраста ребёнок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остаётся связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.
Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Существующие формы взаимодействия ДОО и родителей помогают активному участию родителей в воспитательно-образовательном процессе, в формировании естественного детско-взрослого сообщества.
Список используемых источников:
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2011. – 304 с.
2. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 59–60.
3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2012. – №3. – С. 31 – 35.
4. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. – С. 31–41.
6. Паршукова С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на со- циально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям до- школьного образовательного учреждения (ДОУ): автореф. канд. дис. … психол. наук. – Ярославль, 2007.