Организация адаптационного периода детей дошкольного возраста
Горбовская И.Н.,
практический психолог ВКК
Организация адаптационного периода
детей дошкольного возраста
Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят?Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно? Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то родители не рады, а скорее озабочены этим. Малыш почти неузнаваем, с ним что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад". У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю! По любому поводу истерики, снова могут стать мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. И... не хочет ходить в детский сад. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Ведь, в конце концов, не подменили же малыша! "Подменили"... "Подменили" жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Ребенок просто приспосабливается к саду. У него период адаптации.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация в детском саду, в отличии от школы обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы они знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка. В огромной степени - отрыв от матери. Вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди новой обстановки и незнакомых ему ранее детей. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Алгоритм приема и адаптации ребенка отражен в схеме.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 23 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (23 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 23 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется «адаптационный лист»).
АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ФИО
Эмоциональное состояние
Аппетит
Сон
++++
++++
+
++
+
Эмоциональное состояние:
«+ +» ребенок с удовольствием идет в группу. Не плачет, преобладают положительные эмоции. Ведет себя адекватно.
«+» ребенок плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается. На протяжении дня преобладает хорошее настроение.
«+ » переменное состояние ребенка. Он то успокаивается, то начинает плакать.
«» ребенок постоянно плачет, не может успокоиться.
Аппетит:
«+ +» отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.
«+» хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.
«+ » ест без аппетита, просит, чтобы его покормили.
«» отказывается от еды.
Сон:
«+ +» быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон.
«+» ребенок засыпает не сразу, сон спокойный, глубокий
«+ » ребенка приходится укачивать, засыпает с соской.
«» ребенок не засыпает, плачет. Приходится находиться рядом с ним. Сон поверхностный.
Адаптационный лист заполняется в течение месяца пребывания ребенка в детском саду. Затем на основании данных адаптационного листа, наблюдений воспитателей и специалистов и заполненной родителями анкеты делается вывод о степени адаптации ребенка (легкая, средняя, тяжелая) и даются рекомендации по индивидуальной работе. Выводы заносятся в «Индивидуальную карту развития ребенка». На адаптационном листе пишутся выводы совместной консультации. Совместные консультации по адаптации проводятся один раз в месяц.
У детей с нарушением зрения адаптация протекает сложнее, так как нарушения зрения ограничивают двигательную активность ребенка, вызывают трудности в познавательной деятельности, ограничивая ее возможности. Таким образом, ребенок получает меньше информации об окружающей среде.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка: контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.
Средняя степень адаптации - в эту группу попадают дети без нервных расстройств они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
А какой он, ребёнок, впервые поступивший в детский сад? Давайте вместе составим портрет ребёнка, впервые пришедшего в дошкольное учреждение.
Деловая игра «Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в детский сад».
Разделить педагогов на 2 подгруппы.
Задание: методом аппликации составить портрет дошкольника, впервые пришедшего в детский сад.
Презентация и обсуждение творческих работ педагогов.
Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
Гнев - порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.
Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко удивляется тому количеству и разнообразию игрушек находящихся в группе и проявляет интерес к ними.
Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы? Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько ребенок замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Социальные контакты. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы или позвонили маме. Как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Вот поэтому важно чтобы родители перед посещением детского сада пришли на собеседование к воспитателю или практическому психологу, где в тесном контакте заполнят анкеты, позволяющие узнать состояние здоровья ребенка, его индивидуальные особенности и особенности семейного микроклимата.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
Ребёнок
Заведующий ДУУ
составление графика
комплектования групп, создание условий
в адаптационных группах, собрание с родителями,
контроль за организацией всей
работы
Медицинский персонал
изучение амбулаторных карт,
анкет, контроль за ребенком
в группе, наблюдение
за состоянием здоровья,
беседы с родителями
о режиме
Семья
подготовка ребенка к дуу,
соблюдение правил адаптации
(с учетом инд. особенностей
ребенка) выполнение рекомендаций
специалистов (режим,
микроклимат дома)
Специалисты:
учитель-логопед,
музыкальный руководитель,
инструктор по физкультуре.
изучение амбулаторных карт
(анамнез), консультации
по запросам родителей.
Воспитатели групп
патронаж, анкетирование,
наблюдение за детьми,
игры и упражнения с детьми,
консультации и беседы с родителями,
стендовая информация
Методист
создание условий в группах
(планирование, предметно- развивающая среда),
контроль за организацией работы,
координация действий педагогов
и специалистов, консультации,
по вопросам адаптации.
Практический психолог
изучение амбулаторных карт
(анамнез),анкети-рование, собеседование
с педагогами, наблюдение, диагностика,
игры и упражнения с детьми,
консультации с родителями и
педагогами, информационные
листы