Консультация для родителей на тему: Особенности адаптационного периода у детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 21 «Умка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Особенности адаптационного периода у детей раннего возраста»Кузьмина Наталья Анатольевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 21
г.Воркута 2016
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт: с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней - чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:внутренний комфорт
(эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность ведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитательниц, необходимо провести соответствующую подготовку.
Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в группу снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
от особенностей высшей нервной деятельностиивозраста ребенка;
от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
от состояния здоровья;
от резкого контакта между обстановкой, вкоторойребенокпривык находиться дома
и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
перевозбуждение нервной системыребенкасильнымивпечатлениями,
переутомлением, переживанием;
стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою
волю;
привычная форма поведения избалованного ребенка;
своеобразная форма протеста противгрубого инеобоснованного подавления
взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
отсутствие уважения взрослых к ребенку;
реакция на несправедливое, грубоеобвинениеребенка волжи, лени, в
неблаговидном поступке;
^недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
болезнь, страх наказания;
желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения, подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
1