Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме Что я знаю об имени существительном по ФГОС 
Что ты знаешь об именах существительных
Цель: 
Обобщить   и систематизировать   знания     учащихся       об имени  существительном; закрепить    орфографические  навыки;      повторить      категории        существительного; активизировать  познавательную  деятельность учащихся на уроке,  развивать речь учащихся, навыки самоконтроля.
Ход урока
Организационный момент.
-Каким бы вы хотели видеть урок?            
 -Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность. И девиз урока-« Никто не знает так много, как все мы вместе!» - Кто говорит -ведущий, а остальные – консультанты, слушают внимательно, исправляют, помогают.
Запись числа,к.р. с  комментированием
Работа над каллиграфией
Красиво писать - красоту творить!       
2.Чистописание.
- Запишите в строчку задание.
Назовите парную согласную буквы ф и запишите ее. (в)
Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? (о)Запишите ее два раза.
Назовите букву, которая обозначает ллНазовите парную согласную буквы з и запишите ее.  (с)
- А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что получилось? (Слово)
3.Введение в тему урока.
- Что вы знаете о слове? Что оно может обозначать?
Д. Одни слова обозначают предметы-существительные, другие признаки-прилагательные и действия-глаголы.
      Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться с такой армией? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Если он подает команду: «Части речи, становись!» - вмиг все построятся в колонны. Как вы думаете, кто будет стоять первым?
Д. Имя существительное. 
-Правильно,  имя существительное – это каждое второе слово в нашей речи.                                                   
4. Словарная работа. 
Записать слова по теме «Город»:  улица, переулок, проспект, парк, этаж, лестница, трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль,желтый, шоссе.
Вставить пропущенные буквы на интерактивной доске.
Какая тема объединяет эти слова? Назовите одним словом
5. Актуализация знаний
 Cамоопределение к деятельности
- Какое слово лишнее? Почему? (желтый – это имя прилагательное.)
- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
Сформулируйте тему урока.
- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране. 
- Приведите примеры имен существительных.
6. Постановка учебной задачи.
 - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по городу Имен Существительных. Встречаясь с именем существительным, мы повторим все, что знаем о признаках этой части речи. 
- Начинается наше путешествие с центра города, его кремля. Кремль на нашей карте символизирует основное значение имени существительного. Что же обозначает имя существительное? Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет.
7. Улицы Мужского, Женского и Среднего рода .Упражнение в различии и/с по роду.
 - От центра города идут еще три улицы, прочитайте их название. Какие и/с мы можем встретить на улицах Женского, Мужского и Среднего рода? Как различать эти и/с?
 Повторение ранее изученного об имени существительном.1. Упражнение 171.
– Среди предложенных слов найдите имена существительные.
– Запишите их. (Шутка, смех, чистота.)
– Какие знания вам помогли с этим справиться?
– Дайте характеристику первым двум словам.
– Какими признаками похожи эти слова, а какими отличаются?
(Сходство – число, различие – род.)
– Сколько родов у имен существительных?
Сначала давайте вспомним «Секрет запоминания родов».  
 «Секрет запоминания родов» 
Женский род - запомню я                                  
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
- Все ли существительные в русском языке имеют род? (да) 
- Изменяются ли существительные по родам? (нет) 
 - Значит, род существительных постоянный или непостоянный признак?
 - Вспомните, как определить род существительных. (посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники).
На доске написаны слова: Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, тетрадь, стихотворение, сочинение, дядя.Данные  слова надо разделить в 3 столбика по родам.  
Распределить слова по группам на и.д.
– Есть ли в русском языке существительные, у которых род определить нельзя? (Это существительные, которые имеют только форму множественного числа: ножницы, санки, брюки.)
– Как могут изменяться существительные? (По числам.)
Значит число постоянный признак или нет?
8.Парк Единственного и Множественного числа 
- Учитель просит обратить внимание на два парка Единственного и Множественного числа и ответить на вопросы: как различить и/с этих парков?
 Изменение имен существительных по числам.
– Определите число имени существительного и измените его.
палатки – … лыжи – …
глаз – … очки – …
игрушки – … листва – …
заводы – … рубашки – …
зубок – … вилы – …
– В каких случаях вам не удалось выполнить задание? Почему?
«Исправь ошибку!» 
      В нашем языке много слов , заимствованных из других языков. Послушайте шуточное стихотворение   и скажите, какие существительные произносятся  в нем неправильно и почему?  
Как-то рано  поутру   
С другом  сели мы  в метру.
И поехали в метре 
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кинеБез пальта  и без кашне.
А  вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Запишите эти слова правильно
3. Упражнение 172.
– Какое из предложений является пословицей?
– В каких случаях так говорят? О ком?
– Решите орфографические задачи.
– Какие правила написания необходимо вспомнить?
– Какое слово встретилось в обоих предложениях?
– Почему оно написано по-разному?
– Каким признаком различаются слова? (Падежом.)
9.Падежный проспект. Улицы падежей.
Учитель обращает внимание на Падежный проспект, который пересекается с улицами Имени Существительного.
 Падеж
Какой непостоянный морфологический признак имени существительного мы еще не повторили? (падеж)
Повторить падежи вы сможете, пользуясь  ПОМОГАЙ-КОЙДетям раздаются карточки:
ный, да, тель___________________
ни, ви, ный, тель _______________
ро, тель, ди, ный________________
ме, и, ни, тель, ный______________
ри, тво, ный, тель_______________
лож, ный, пред_________________ 
- Турнир «Знаешь ли ты признаки падежей?»
 - Какой падеж употребляется только с предлогом?
 - С каким падежом могут употребляться предлоги о, в, на?
 - Как различить Д. п. среди других падежей?
– Как определить падеж имени существительного?
4. Упражнение 173.
– В каких строках говорится о человеке, про которого можно сказать пословицей «Дело мастера боится»?
– Объясните постановку букв на месте пропусков.
– Дайте характеристику предложениям второго отрывка, подчеркните главные члены.
– Слово гвоздь встречается в обоих отрывках. В одном ли падеже оно употреблено?
– Докажите.
– А для чего в русском языке имена существительные изменяются по падежам?
10. Итог
 Какие признаки имени существительного мы повторили?
Д. Называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
У. Какие из этих признаков постоянные?
Д. Называют  постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
У. Что значит термин «постоянный признак»?
Д. Не изменяются.
У. Что значит термин «непостоянный признак»?
Д.  Изменяются.
Таблица
11.Рифлексия
Оцените свою работу на уроке.
   На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют  вашу работу на уроке по трем направлениям: 
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял