Открытый урок по русскому языку.ФГОС. А.Д. Шмелёв.5 класс.


Тема урока: Повторение. Фонетика. Фонетический разбор слова.
Цели урока Закрепить полученные знаний о фонетике и орфографии, фонетическом разборе слова
Задачи урока 1. Формировать навыки самоконтроля, умение логически рассуждать;
2. Способствовать развитию навыков устной речи, коммуникативных способностей учащихся;
3. Способствовать формированию умения объективно оценивать свою работу
Тип урока Урок обобщения и систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Предметные УУД: знают предмет изучения фонетики, классификацию звуков;- умеют применить знания о классификации звуков при выполнении практических заданий; умеют выполнять самостоятельно фонетический разбор слова.
Метапредметные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Основные понятия Фонетика, орфография, транскрипция.
Методы и формы обучения Деятельностно - практический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, наблюдение над языком
Оборудование Компьютер, проектор
Демонстрационный материал Презентация по теме урока
класс: 5в
Организационная структура урока:
№ Этап урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организа-
ции взаимо-действия УУД
1 Орг.момент Эмоциональная и психологич-я подготовка к усвоению материала Вступительное слово учителя Слушают учителя фронтальная Л: формирование ответственного отношения к учению
2 Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся Мотивационная подготовка. Ответы на вопросы. Расшифровка транскрипции.
Просмотр презентации. Задание на слайде: работа в паре
Расшифруйте и запишите в тетрадь запись
[j`а гатоф к уроку] – (я готов к уроку)
-Что значит быть готовым к уроку?
-Как называется такая запись слов?(транскрипция)
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
-Что Вы сегодня будете делать на уроке?
Вывод учителем: Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять наши знания по фонетике и фонетическому разбору слова. Смотрят презентацию, обдумывают ответы на вопросы, формулируют цель урока и своей деятельности, делают записи в тетрадях, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Фронтальная, парная. Индивидуальная П: осознают познавательную задачу, делают выводы
Л: осознают свои возможности в учении, мотивация к учебной деятельности
Ком: строят высказывания, осуществляют деятельность в парах
3 Актуализация знаний Беседа по вопросам:
-что изучает фонетикой?
-составьте высказывание о звуках, дополняя схемы на слайде: Звуки : _____ и гласные. Гласные: ударные и ______. Согласные: шумные и _______. Шумные: глухие и _____.
-сколько гласных букв в русском языке? (10)
-сколько гласных звуков? (6)
- какие гласные буквы могут давать 2 звука? (е,ё,ю,я) При каких условиях? Смотрят на презентацию, строят высказывания, отвечают на вопросы Фронт., индив.. Л: осознают свои возможности в учении,
Ком: строят высказывания,
Рег: планируют необходимые действия, действуют по плану
4 Обобщение и систематизация знаний Задание1. Найдите слова, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука. Распределите их по колонкам. 1) в начале слова, 2) после ь/ъ, 3) после гласных.
Мяч,, ягода, дерево, платье, вьюга, люди, въезд, берег, ежевика, союз, ещё, орешек.
Проверяем в парах- поменялись тетрадями.
- Поднимите руки, у кто всё сделал правильно, у кого 1-2 ошибки, у кого более?
Задание 2. На слайде даны слова.
Астрономия, русский язык, география, английский язык, технология, геометрия, физика, музыка, литература, история, алгебра, биология, физкультура, обществознание.
- Какая тематика объединяет эти слова?
- Спишите их, расположив в алфавитном порядке.
- Какая будет последовательность ваших действий?
(1. вспомнить алфавит,
2. расположить по первой букве слова от А до Я,
3. Если первые буквы совпадают смотрим по 2-ой)
- Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Проверяем в парах, со слайда.
Задание 3. Объясните написание согласных в корне слова:
Снег, дорожка,, указка, сладкий, ловкий, союз, сторожка, берег, огород, сугроб, шоколад, замёрзший, скользкий, изгородь.
Спишите, подберите проверочные слова. Учащиеся по колонкам вписывают в слова. Выполняют упражнения. При проверке дополняют записи.
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу. Устанавливают причинно- следс-твенные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли Фр., индивид., групповая Л: оценивают усвоение содержания и новых видов деятельности, осознают свои возможности.
Позн: осущ - ют операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно –следс-твенные связи, осуществляют поиск инфор-ции (память, рассказ учителя).
Ком.: осущ-ют работу в группе, строят высказывания, обосновывают свою точку зрения.
Рег.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
5 Подведение итогов Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание - что изучает фонетика?
- на какие группы делятся согласные/ гласные звуки?
- как называется звуковая запись слова?
- какие виды орфограмм мы сегодня повторили? Отвечают на вопросы, слушают ответы Индив., фронт. Рег.: оценивают свою работу,
Ком.: отвечают на вопросы
6 Рефлексия Заключительная беседа Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал……
- Сегодня на уроке у меня получилось….
- Мне было трудно при……
- Вам понравился урок? Оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы Индив. Л: приобретают мотивацию процесса образования.