Специфика проектной деятельности в начальной школе и ее возможности для формирования гражданской идентичности
Специфика проектной деятельности в начальной школе и ее
возможности для формирования гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности школьников это научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение.
Формирование гражданской идентичности школьников требует, во- первых, определить содержание процесса ее формирования, реализуемого в рамках направлений деятельности педагога. Во-вторых, разработать программу формирования гражданской идентичности школьников, в которой находит свое отражение детализированное в соответствии с ее блоками содержание процесса формирования гражданской идентичности.
При обосновании содержания процесса формирования гражданской идентичности школьников мы исходим из общего теоретического представления о том, что такое содержание должно быть сформировано, исходя из содержания понятия «идентичность», а также понятий, которые или производны от слова «гражданин», или содержат термин «гражданский».
Поэтому содержание процесса формирования гражданской идентичности школьников раскрывается сквозь призму категорий «идентичность», «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность». Оно обусловлено содержанием структурных компонентов гражданской идентичности.
Источниками содержания процесса формирования гражданской идентичности школьников являются, во-первых, категории «идентичность», «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность», которые обладают значением ценностей. Во-вторых, собственно ценности, образующие содержание такого компонента гражданской идентичности, как ценностный компонент. Заметим, что при выделении ценностей в качестве источника такого содержания мы исходим из того, что школьник мыслит не ценностями, а категориями и понятиями. Однако их существенной характеристикой является то, «что они обладают значением важнейших моральных ценностей. Принимая определенную систему моральных ценностей, люди используют их как ориентиры субъективной деятельности в мире социальных отношений» [11, 155]. В-третьих, обобщенный опыт гражданского поведения и деятельности, который заключен в конкретных ситуациях морального и ценностного выбора, в поступках и действиях людей.
При определении направлений деятельности педагога, формирующего гражданскую идентичность школьников, мы исходим из того, что они должны быть адекватными как источникам содержания процесса формирования гражданской идентичности, так и структурным компонентам гражданской идентичности.
Такими направлениями являются: 1. Формирование представлений (знаний) школьников о категориях и понятиях «идентичность», «гражданин», «гражданская общность», «гражданственность», о ценностях. 2. Приобщение школьников к ценностям. 3. Формирование опыта гражданского поведения и деятельности школьников.
Данные направления деятельности педагога, взаимосвязаны. Каждое направление, естественно, имеет свои приоритетные задачи. Так, формирование представлений (знаний) школьников о категориях, о ценностях связано с их приобщением к ценностям, с формированием ценностных ориентаций (направленность человека па ценности составляет его ценностные ориентации) [4, 146], которые, как подчеркивает В.П.Бездухов, определяют категориальный аппарат сознания, задают критерии для оценок социальных, политических, нравственных, социально-психологических явлений и процессов, являются критериальной сеткой, формируемой на базе научного знания, на основе ценностей. Эта сетка ценностных ориентаций позволяет человеку принимать или отклонять ценности, то есть осуществлять их выбор [18, 141].
Суть взаимосвязи между направлениями деятельности педагога по формированию гражданской идентичности школьников заключается в том, что формируемые представления школьников о гражданине, идентичности, гражданской общности «приращиваются» представлениями о ценностях толерантности, справедливости, ответственности, благородства, великодушия, долга и других, которые принимают форму мотива гражданского поведения.
Основная идея формирования гражданской идентичности, по мнению А.Г.Асмолова, заключается в том, что ее (гражданскую идентичность) можно формировать через освоение учащимися гражданской компетентности и осуществление гражданских акций, а также последовательное освоение и преобразование личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе [80].
Мы согласны с Л.Г.Асмоловым, что «социализация поколения детей, подростков и молодежи претерпевает серьезные изменения в эпоху массовых коммуникаций, Интернета, киберпространства, сдвига ценностей переживаемого Россией переходного периода и т.п. Социологические опросы свидетельствуют о социальной разнородности этого поколения, его многомерности, тенденции к разрыву «связей времен» и т.п.» [13, 65-85].
В современном российском образовании, как показывает осмысление педагогического опыта, еще не разработаны инновационные технологии по формированию гражданской идентичности школьников. До настоящего времени идет спор о способах формирования гражданской идентичности.
Так, Д.В.Григорьев (философско - методологическая школа Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, Ю.В.Громыко, В.И. Слободчикова) считает, что формирование гражданской идентичности школьников должно осуществляться через индивидуальную самоиндентификацию, через участие в детских объединениях патриотической направленности (клубы, творческие коллективы, школьные музеи) [79, 11-24].
А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков придерживаются мнения о необходимости внедрения программ воспитания и социализации, которые разделяются на ряд подпрограмм согласно действующей системе ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество [49].
Вышеперечисленные способы формирования гражданской идентичности, на наш взгляд, представляют собой традиционный набор педагогических форм, методов, способов работы со школьниками, обеспечивающих формирование у них гражданской идентичности.
Мы считаем, что одним из способов формирования гражданской идентичности является метод проекта. Говоря о проекте как методе, мы имеем в виду, что «методы - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение дидактических задач» [116, 219], что «метод представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержание образования ... предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика» [54, 151].
Проект как метод формирования гражданской идентичности школьников есть способ совместной деятельности педагога и школьника, направленной на решение задач формирования у них представлений (знаний) о категориях и понятиях «идентичность», «гражданин», «гражданственность», о ценностях, их приобщения к ценностям, формирования у школьников опыта гражданского поведения и деятельности школьников.
Кроме того, во многих комплектах учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, для реальной самостоятельной деятельности учащихся.
Каждый учащийся имеет возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой. Это позволяет создать условия для достижения как регулятивных метапредметных результатов (постановку целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работу по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации) так и познавательных универсальных учебных действий (предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).
Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
15