Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 классе
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.МБОУ СОШ № 54 "Воскресение"
г.о. Самара,
«
Фор
ми
рование
гражданской
идентичности на уроках
изобразительного искусства в 4 классе
»
Выполнила:
Рагулина
Алла
Юрьевна,
должность:
преподаватель
изобразительного
искусства
Самара,
20
1
5
г.
Тема: «
Формирование гражданской идентичности на уроках
изобразительного искусства в 4 классе
».
Гражданская идентичность
–
это осознание личностью своей
принадлежности к сообществу граждан определенного
государства на
общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий
целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим
личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях
уважения прав других на свой выбор. Дост
ижение гражданской
идентичности
–
важная задача развития личности. Поэтому о становлении
гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.
Целью данной работы является
: обобщить опыт работы по
формированию гражданской идентичности средствами и
зобразительного
искусства в начальной школе.
Задачи:
1)
о
пределение понятия «гражданская идентичность». Выявление
объективности теоретических основ данного процесса
2
)
проанализировать программу А. М. Неменского «Изобразительное
искусство 4 кл» как основу
для формирования гражданской идентичности
младших школьников
3) проанализировать потенциал
учебных тем
4
)
на примере одной четверти
разработать
список необходимого
дополнительн
ого
материал
а
к урокам
Младший школьный возраст наиболее подходящий период для
формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих
ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей,
их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет
учител
я
, его личностная позиция, создают бла
гоприятные предпосылки для
успешного воспитания.
Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте
происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества,
взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа
поведения.
Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами
жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов
поведения, выражают отношения к окружающему миру
.
Формирование гражданской идентичности школьника предполагает
обоснование содержани
я процесса ее формирования, которое обусловлено
с
о
держанием структурных компонентов
гражданской идентичности
.
Структура гражданской идентичности включает следующие
компоненты:
Когнитивный
(знание о принадлежности к данной социальной
общности);
Ценностно
-
смысловой
(позитивное, негативное или двойственное
отношение к принадлежности);
Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);
Деятельностный (поведенческий
–
гражданская активность)
Источн
и
ками такого содержания являются категории «идентичн
ость»,
«гражд
а
нин», «гражданская общность», «гражданственность»; понятия
«толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность»,
«долг», «го
р
дость», «справедливость» и другие понятия, обладающие
значением ценностей; обо
б
щенный опыт гражданского
поведения и
деятельности
«
Цель
учебного предмета «Изобразительное искусство» в
общеобразовательной школе
-
формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро
отношений, выработанных поколения. Эти ц
енности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственно
-
эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости
души ребенка.
»
Тематическая це
льность и последовательность
развития, курса помогают
обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественно
-
эмоц
иональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и
расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой
структуре программы.
Систематическое освоение художественного наследия помогает
осознавать искусство как духовную летопись человечества
, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении
всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики,
декоративно
-
прикладного искусства, изучают классическое
и народное
искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание
художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе
-
духовно
-
нравственное развитие
ребёнка, т.е. формирование у него качеств,
отвечающих
представлениям об истиной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма
. Прежде всего, ребёнок постигает
искусство своей Родины, а потом зн
акомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов
и ценностные связи, объединяющие
всех людей планеты. Природа и
жизнь являются базисом формируемого
мироотношения.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
изучения учебного предмета
в результате
работы по данной программе отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они
должны преобразование в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
1.
чувство гордости за культуру и искусство Родины
,
своего города;
2.
уважительное отношение к культуре и искусству других
народов нашей страны и мира в целом;
3.
понимание особой роли культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека;
4.
сформированность эстетических чувств, художественно
-
творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5.
сформированность эстетических потребностей
(потребностей на о
бщении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и
чувств;
6.
развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально
—
нравственной отзыв
чивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
7.
овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работ в команде одноклассников од
руководством учителя;
8.
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельно
сти, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
9.
умение обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.
В результате изу
чения предмета « Изобразительное искусство у
обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления
о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наб
людательность и
воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться
основы анализа произведения искусства;
• формируются
основы духовно
-
нравственных ценностей личности
,
будет проявляться эмоционально
-
ценностное отношение к миру,
художе
ственный вкус;
• появится
способность к реализации творческого потенциала в
духовной, художественно
-
продуктивной деятельности
, разовьется
трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится
осознанное уважение и принятие традиций, форм
культурного
-
ис
торической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная
земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и
духовных традиций много национального народа Российской
Федерации, зарод
ится социально ориентированный и взгляд на мир
;
•
будут заложены основы российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической
и национальной принадлежности, ответственности за общее
благополучие.
Тема 4 к
ласса
—
« Каждый народ
—
художник».
Дети изучают, почему у
разных народов по
-
разному строятся традиционные жилища, почему такие
разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются
праздники. Но, знакомясь с
разнообразием народных культур, дети
учатся
видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует
взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а
непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и
ее традиции.
КАЖДЫЙ НАРОД
—
ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ,
УКРА
ШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В
ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).
4 класс
-
34 часа.
Истоки родного искусства
–
8 час.
Знакомство с
истоками родного искусства.
В постройках,
предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду,
раскрывает
ся их представление о мире, красоте человека.
Роль природных
условий в характере традиционной культуры русского народа.
Гармония
жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в
традиционных постройках. Дерево как традиционный матери
ал. Деревня
–
деревянный мир.
(работа с такими понятиями как
-
Привязанность к
«малой родине» ,
о
тветственность и т. д.
)
Древние города нашей Земли
–
7 час.
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси.
Конструктивные особенности русског
о города
-
крепости. Общий характер и
архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков,
Владимир и т. д.). Соборы
-
святыни города, воплощение красоты,
могущества и силы государства. Собор
–
архитектурный и смысловой центр
города. Древнеру
сский каменный храм. Терема, княжеские дворцы, боярские
палаты, городская усадьба. Внутреннее убранство, украшения
. (работа с
такими понятиями как
-
Великодушие
,
Ответственность
,
Любовь к
Родине, Справедливость и т.д.)
Каждый народ
—
художник
-
11 час.
П
редставление о богатстве и многообразии художественных культур
мира. Отношение человека и природы и их выражение в духовной сущности
традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни.
Природные материалы и их роль в характере националь
ных построек и
предметов быта. В
ыражение в предметном мире, костюме, укладе жизни
представлений о красоте и устройстве мира. Формирование эстетического
отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания
единства культуры человечества и способности искусства объединять разн
ые
народы, способствовать взаимопониманию
(
идентичность, толерантность,
ответственность,
гражданская общность, гражданин и т.д.
)
Искусство объединяет народы
–
8 час.
От представлений о великом многообразии культур мира
–
к
представлению о едином для всех
народов понимании красоты и безобразия,
коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение
к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям,
способность утверждать добро. Искусство передает опыт чувств и
переживаний от поколе
ния к поколению. Восприятие произведений
искусства
–
творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и
представления о жизни.
(работа с такими понятиями как
великодушие, ответственность,
благородство,
долг,
милосердие и д.р
.
)
Приобщаясь к истокам кул
ьтуры народа, дети начинают ощущать себя
представителями своего города, своей страны
, о
ткрывают себе путь к
познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о
природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений
.
Содержание
курса
Тематическое планирование
Характеристика
деятельности учащихся
Дополнительный
материал
4 класс
КАЖДЫЙ НАРОД
-
ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА
Древние города нашей земли (7 ч)
Родной
угол
Образ древнего русского города. Значение
выб
о
ра
места для постройки города
.
Впечатление, которое производил город
при приближении к нему. Крепостные
стены и башни. Въездные ворота.
Роль
пропорций в формировании
конструктивного образа города. Понятия
«вертикаль» и «горизонталь», их образное
восприятие
.
З
накомство с картинами
русских художников (А. Васнецов, И.
Билибин, Н.
Рерих, С. Рябушкин и
пр.).
Задание:
создание макета
древнерусского города (конструирование
из бумаги или лепка крепостных стен и
башен).
Вариант задания: изобразительный образ
города
-
к
репости.
Материалы:
бумага,
ножницы , клей или пластилин, стеки;
графические материалы.
Понимать и объяснять
роль и значение
древнерусской
архитектуры.
Знать
конструкцию
внутреннего пространства
древнерусского города
(кремль, торг, посад).
Анализировать
ро
ль
пропорций в архитектуре,
понимать образное
значение вертикалей и
горизонталей в
организации городского
пространства.
Знать
картины
художников,
изображающие
древнерусские города.
Создавать
макет
древнерусского города.
Эстетически оценивать
красоту древн
ерусской
храмовой архитектуры.
Святые
покровители мо
е
го
города.
«Каждому
христиани
ну в момент
креще
ния дается от
Бога бесценный дар
-
Ангел Хранитель. У
некото
рых гор
о
дов,
так же, как и у людей,
есть свои особые
небесные покровит
е
ли
Самара имеет
таког
о небесного
покровителя
-
святителя Алексия
,
Московского и всея
России чуд
о
творца».
Святитель
АЛЕКСИЙ
пророчес
т
вовал:
«
На сем месте
будет и город Самара,
в котором просияет
бла
гочестие, и оный
город никогда и
никем разорен не
б
у
дет
»
. ("Св.
Алексий."
Истор
ическая п
о
весть.
СПБ, 1901 г.).
В 1890 году А.
Щербачев
разрабатывает проект
часовни Св
я
тителя
Алексея и размещает
ее по оси улиц
Пионерской на ул
и
це
М. Горького.
Древние
с
оборы
Соборы
-
святыни города, воплощение
красоты , могущества и силы государства
.
Собор
-
архитектурный и смысловой
центр города.
Конструкция и символика древне
-
русского каменного храма, смысловое
значение его частей. Постройка,
украшение и изображение в здании храма.
Соотношение пропорций и ритм объёмов
в организации пространства
За
дание:
лепка или постройка макета здания
древнерусского каменного храма (для
макета города).
Вариант задания:
изображение храма.
Материалы:
пластилин, стеки или бумага, коробки,
Получать
представление
о конструкции здани
я
древнерусского каменного
храма.
Понимать
роль
пропорций и ритма в
архитектуре древних
соборов.
Моделировать
или
изображать
древнерусский храм
(лепка или постройка
макета здания;
изобразительное
решение).
Известные люди
твоего города. Купцы
Шихобаловы
бла
готворители и
инициаторы
постро
й
ки
Покровского
кафедрального собора
Пресвятой
Богородицы г.
С
а
мары
Шихобалов
Емельян
Николаевич
(1814
-
1888 гг.). Сама
р
ский
ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага.
купец 1
-
й гиль
дии. С
1863 г.
-
потомственный
п
о
четный
гражданин
г. Самары. До 1851 г.
явля
л
ся го
род
ским
головой. С1869 г. и до
самой смерти в 1888 г.
возглавлял
стро
и
тельную
комиссию по
сооружению
Спасо
-
Воскресенского
Кафедрального
собора.
В его
постройку вносил
значител
ь
ные
средства.
Города
Русской
земли
Организация внутреннего пространства
города. К
ремл
ь, торг, посад
-
основные
структ
урные части города. Размещение и
характер жилых построек. их соответствие
сельскому деревянном дому с усадьбой.
Монастыри как произведения
архитектуры и их роль в жизни древних
городов.
Жители древнерусских городов,
соот
ветствие их одежды архитектурно
-
предметной среде. Единство конструкции
и декора.
Задание:
моделирование жилого
наполнения города, завершение постройки
макета города (коллективная
работа).
Вариант задания:
изображение
древнерусского города (внешний или
внут
ренний вид города).Материалы:
бумага, коробки, ножницы, клей; тушь,
палочка или гуашь, кисти.
Знать и
называть
основные структурные
части города, сравнивать и
определять их функции,
назначение.
Изображать и
моделировать
наполненное жизнью
людей пространств
о
древнерусского города.
Учиться понимать
красоту исторического
образа города и его
значение для современной
архитектуры.
Интересоваться
историей
своей страны.
Троица
-
Сергиев
монастырь.
В. Верещагин. Осада
Троице
-
Сергиевой
лавры
Древние
воины
-
защитни
ки
Образ жизни людей древнерусского
города; князь и его дружина, торговый
люд. Одежда и оружие воинов: их форма
и красота. Цвет в одежде, символические
значения орнаментов.
Развитие навыков
ритмической организации листа,
изображения человека.
Задание:
изоб
ражение древнерусских воинов,
княжеской дружины.
Материалы:
гуашь и кисти или мелки,
бумага.
Знать и называть
картины художником,
изображающих
древнерусских воинов
-
защитников Родины
(В.Васнецов, И. Билибин,
П. Корин и
др.).
Изображать
древнерусских воино
в
(князя и его
дружину).
Овладевать
навыками изображения
фигуры человека.
8 ноября день
святого
Дмитрия
Солунского
. Этому
святому молятся об
оказании помощи на
поле брани, а также о
даровании терп
е
ния и
мужества.
Св. Благоверный
Князь
Дмитрий
Донской
Св.
Александр
Невский
Преподобный Сергий
Радонежский
–
духовный наставник и
защитник Земли
Русской
А. Кившенко.
Преподобный Сергий
Радонежский
благословляет св.
благоверного
великого князя
Димитрия Донского
на Куликовскую
битву
Новгород.
Псков.
Владимир и
С
уздаль.
Москва.
Общий характер и архитектурное
своеобразие разных городов. Старинный
архитектурный образ Новгорода, Пскова,
Владимира, Суздаля (или других
территориально близких городов).
Архитектурная среда и памятники
древнего зодчества Москвы.
Особый
об
лик города, сформированный историей
и характером деятельности жителей.
Расположение города, архитектура
знаменитых соборов.
Храмы
-
памятники в
Москве: Покровский собор (храм Василия
Блаженного) на Красной площади,
каменная шатровая церковь Вознесения в
Коло
менском. Памятники архитектуры в
других городах.
Задание:
беседа
-
путешествие
-
знакомство с исторической
архитектурой города.
Вариант задания:
живописное или
графическое изображение древнерусского
города (это особенно уместно, если на
предыдущих уроках дет
и занимались
постройкой).
Материалы:
гуашь, кисти,
бумага или мелки, монотипия
Уметь
анализировать
ценность и
неповторимость
памятников
древнерусской
архитектуры.
Воспринимать и
эстетически
переживать
красоту городов,
сохранивших
исторический облик,
-
свиде
телей нашей
истории.
Выражать
свое
отношение к
архитектурным и
историческим ансамблям
древнерусских городов.
Рассуждать
об общем и
особенном в
древнерусской
архитектуре разных
городов России.
Уметь
объяснять
значение архитектурных
памятников древнего
зодче
ства для
современного общества.
Создавать
образ
древнерусского города.
Памятники
архитектуры Самары
и Самарской области.
Узорочье
теремов
Рост и изменение назначения городов
-
торговых и ремесленных центров. Богатое
украшение городских построек. Терема,
княжеские дворцы, боярские палаты,
городская усадьба. Их внутреннее
убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в
орнаментах (преобладание растительных
мотивов). Сказочность и цветовое
богатство украшений.
Задание:
изображение интерь
ера теремных палат.
Материалы:
листы бумаги для панно
(бумага тонированная или цветная),
гуашь, кисти.
Иметь представление
о
развитии декора
городских архитектурных
построек и декоративном
украшении интерьеров
(теремных палат).
Различать
деятельность
каждо
го из Братьев
-
Мастеров (Мастер
Изображения Мастер
Украшения и Мастер
Постройки) при создании
теремов и палат.
Выражать
в изображении
праздничную нарядность,
узорочье интерьера терема
(подготовка фона для
следующего задания).
Грановитая палата.
Первые фреск
и,
исполненные в конце
XVI столетия при
царе Федоре
Ивановиче,
просуществовали до
второй половины
XVII века. В 1672
году знаменитый
иконописец Симон
Ушаков,
возобновивший
росписи, составил
подробное их
описание с указанием
сюжетов точного их
расположения.
Эти
фрески до нас не
дошли.
Существующая ныне
живопись была
создана в 1882 году
палехскими
мастерами. В своей
работе они
руководствовались
описанием Симона
Ушакова. Нарядные и
торжественные, хотя
и стилизованные,
росписи воссоздают
атмосферу парадного
сред
невекового зала.
Сюжеты для росписей
художники черпали из
Библии и русской
истории.
Пир в
теремных
палатах
(обобщение
темы)
Роль постройки, украшения и
изображения в создании образа
древнерусского города.
Праздник в
интерьере царских или княжеских палат:
изображение участников пира (бояре,
боярыни, музыканты , царские стрельцы,
прислужники); ковши и другая посуда на
праздничных столах. Длинногорлая
боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов
людей и облика архитектуры , убранства
помещений.
Значение старинной
архитектуры для современного человека.
Задание:
создание праздничного панно
«Пир в теремных палатах» как
обобщённого образа народной культуры
(изображение и вклеивание персонажей,
предметов; аппликация).
Вариант
задания:
индив
идуальные изображения
пира (гуашь).
Материалы:
гуашь, кисти,
бумага. ножницы, клей.
Понимать
р
оль
постройки, изображения,
украшения при создании
образа древнерусского
города
.
Создавать
изображения на тему
праздничного пира в
теремных палатах.
Создавать
мно
гофигурные
композиции в
коллективных панно.
Сотрудничать
в процессе
создания обшей
композиции.
Пиры давались по
праздникам: Пасха,
Рождество
, Троица,
Николин день, Петра
и Павла, масленица, а
также по семейным
праздникам:
рождение, крещение
детей, свадебны
й пир,
на новоселье и т. д.