Представление опыта работы по теме Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания
Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания
Николаева Наталья Сергеевна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназия №2» г. Соликамска
Поэтом можешь ты не быть,
А гражданином быть обязан.
Н. Некрасов
Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и построение правового государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют и новые требования к образованию. Формирование гражданственности, высокой нравственности, уважения к правам и свободам человека и гражданина, любви к Родине, семье, воспитание толерантности - рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, представленной в ФГОС нового поколения. Всемерно содействовать формированию гражданской идентичности и гражданской компетенции обучающихся – в этом я вижу цель моей педагогической деятельности.
В современной науке гражданская компетенция рассматривается как:
формирование чувства принадлежности к обществу и порождаемая этим ответственность за его настоящее и будущее;
понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству.
Безусловно, все составляющие гражданской компетенции должны формироваться в деятельностном режиме, с помощью интерактивных методов обучения, с опорой на современное информационное пространство. Руководствуясь этой идеей, я во многом пересмотрела подходы к выбору средств обучения. Настоящей находкой стала для меня идея использования на уроке проблемных и ситуационных (компетентностных) задач. Мной освоена технология составления ситуационных задач обществоведческой направленности:
с учетом теоретического материала необходимо придумать проблемную (конфликтную) жизненную ситуацию, близкую интересам обучающихся;
сформулировать вопрос по разрешению данной проблемы, для ответа на который обучающиеся должны будут применить предметные знания (знание законов, фактов, документов);
предложить обучающимся определенную роль в разрешении указанной ситуации.
Как видно, специфика таких задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему, но для этого необходимо конкретное предметное знание или знание смежных предметов. Так, сложный для восприятия материал программы легче осваивается детьми, потому что становится для них жизненно важным. При решении ситуационных задач формируются универсальные учебные навыки школьников, прежде всего – умение работать с информацией и отстаивать собственную позицию.
Внедрение в практику проблемных и ситуационных задач актуально еще и потому, что формируемые при их решении компетенции становятся всё более востребованы на экзаменах в рамках государственной итоговой аттестации, например, при выполнении заданий части «С» для выпускников11-го класса, при выполнении заданий к текстам и решении задач выпускниками 9-го класса.
Формирование гражданской компетенции – это прежде всего сфера личностного развития ребенка, воспитание в нем активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, умения соотносить свои интересы с интересами окружающих. На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую метод проектов. Дети учатся критически мыслить, самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути их достижения, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, распределять роли и обязанности в микроколлективе. На мой взгляд, особенно действенна данная технология в старших классах, когда учащийся признает только ту деятельность, которая является значимой, полезной, результативной. Мы используем в практике различные типы проектов: практико-ориентированные, информационные, творческие, индивидуальные и групповые, краткосрочные и долгосрочные.
Так, учащиеся 11 класса, столкнувшись с недостатком материала в учебнике по определенным темам, создавали проекты под общим названием «Новая страничка учебника»: систематизировали материал различных пособий, представляли его в виде схем и таблиц. Как итог своего труда обучающиеся получили мультимедийный справочник для подготовки к ЕГЭ.
На мой взгляд, большую воспитательную и познавательную ценность имеют интегрированные учебные проекты, включающие в себя знания различных дисциплин (например, проекты на стыке информатики и общественных дисциплин (создание сайта): «Политическая система современной России», «Оружие второй мировой войны», «Наш край в ХХ веке», «Соликамск в годы Великой Отечественной войны»).
Важной составляющей гражданской компетенции, на мой взгляд, является способность человека к исследовательскому поведению; только высокий уровень сформированности исследовательской культуры обеспечит гражданину возможность критического отношения к действительности, активного участия в изменении социума. Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается мной как способ реализации деятельностного подхода к организации образовательного процесса, поэтому на основе исследовательского метода строю большую часть уроков истории и обществознания, занятий факультативных и элективных курсов. Необходимо понимать, что в исследовательском ключе можно построить весь урок, то есть применить, конечно же, в упрощенной форме, полный цикл научного исследования, который отражается в схеме урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, целеполагание, выдвижение гипотезы (вариантов решения проблемы), актуализация имеющихся знаний, планирование деятельности, поиск решения представление результатов работы групп, применение нового знания. Возможно включать и отдельные элементы исследовательского метода на определенных этапах урока, например, исследовательские задачи, учебный эксперимент, домашнее задание проектного или исследовательского характера. Формирование исследовательских навыков на учебных занятиях является основой для выполнения индивидуальных исследовательских работ. Особенно следует отметить Социальную направленность работ обучающихся, а значит, они не остаются равнодушными к тем событиям, которые происходят в их жизни (например: «Особенности процесса социализации учащихся МАОУ «Гимназия №2», «С детством через века: история здания гимназии как основа экспозиции музея», «Вторая мировая война в учебниках истории России и США (сравнительная характеристика)»,
«История моей семьи в контексте истории моей страны»).
Важной составляющей гражданского образования является, безусловно, реализация регионального компонента на уроках истории. Для учащихся среднего звена составлено тематическое планирование в соответствии с программой изучения истории, при этом 10-15% учебных часов от общего количества учебного времени, отведённого для изучения истории Отечества, посвящено изучению тем краеведческой направленности. Как правило, любой раздел, изучаемый в курсе истории России, заканчивается уроками по истории Прикамья (История России XVII век: «Золотой век Соли Камской»). Опираясь на многолетнюю практику, я считаю, что к изучению тем по краеведению должен быть особый подход: если материал об истории страны ученик может изучить с большей долей самостоятельности, используя учебник и другие пособия, то историю родного края ему необходимо исследовать под руководством учителя (например, говоря об освоении Сибири, мы выясняем роль нашего края как форпоста России на её восточной границе и ту роль, которую сыграли жители края в организации похода Ермака; события Гражданской войны в России 1918-1920 годов иллюстрируем фактами борьбы за власть в нашем городе).
Важной составляющей в формировании гражданской компетенции ребенка, в первую очередь в его жизненном самоопределении, являются получившие широкое распространение элективные, факультативные курсы и курсы по выбору «Роль личности в истории» (10-11 кл.), «Экономика и право» (10-11 кл.), «Проблемные вопросы истории России», (10-11 кл.), «Отечественная история в документах» (10-11 кл.). Обучающиеся могут выбрать интересующий их курс по истории и обществознанию, а значит, углубить свои предметные знания, получить навыки аналитической и исследовательской деятельности, сделать первые пробы своего профессионального будущего.
Опираясь на социальный заказ (мониторинг мнения родителей и интересов обучающихся) в течение трёх лет мною были разработаны курсы по актуальным вопросам гражданского образования. Например: «Подросток и закон»(9 кл.); «Я – гражданин» (8 кл.), «Мои права» (5 кл.)
Традиционно образовательное учреждение является довольно обособленным компонентом социального пространства, однако для успешной социализации обучающихся необходимо активное взаимодействие с окружающей средой. На мой взгляд, формировать гражданскую идентичность и гражданскую компетенцию нужно не только на уроках и в стенах школы, необходимо использовать для этого возможности социума и исторической среды, в которой мы живём. Учреждения культуры, промышленные предприятия, предприятия малого бизнеса, с одной стороны, улицы города, дворы, памятники архитектуры, исторические места, с другой стороны, рассматриваются мной с точки зрения потенциальной образовательной среды. Как сделать так, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к социальной и исторической среде, почувствовал свою ответственность за настоящее и будущее города, страны? В своей практике учителя и классного руководителя я постоянно инициирую и реализую межведомственные проекты и социальные акции. Так, совместно с «Музеем соли и калийной промышленности» реализован проект, посвящённый Дню памяти жертв политических репрессий; совместно с Советом ветеранов ОАО «Уралкалий» - проект «Вечная память Победе», Активное участие мои ученики приняли в реализации проекта регионального отделения ВПП «Единая Россия» Пермского края «История моей семьи – история Родины», посвященного 65-летию победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня формирование гражданской компетенции обучающихся происходит в процессе реализации институциональной модели гражданского образования, которая охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. Главный результат работы в этом направлении – успешная социализация наших выпускников, их активная жизненная позиция и то глубокое чувство любви к гимназии, родному городу, родной стране, с которым они идут по жизни.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15