Доклад Формирование гражданской идентичности обучающихся
Формирование гражданской идентичности обучающихсяВ соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба.
Критерием систематизации базовых национальных ценностей в Концепции выступают области человеческого сознания, общественных отношений, деятельности, которые выступают источником нравственности. Они включают:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Перечень требований к результатам формирования гражданской идентичности, с учетом ее структуры, подразумевает:
В отношении когнитивного компонента:
создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:
чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В отношении деятельностного (поведенческого) компонента:
участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека;
участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из самых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены представления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности их характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуации нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школьников, чем знания по конкретным предметам.
Актуальность совершенствования системы общего образования определяется значимостью вопросов гумманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-созидающей творческой личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания.
Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл. (А.Г. Осмолов, 2007)
В начальной школе на уроках «Окружающего мира» и на занятиях по внеурочной деятельности закладываются основы гражданской идентичности личности. Одна из проблем современного воспитания состоит в том, что в процессе воспитания нарушена преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как их предшественники решали свои проблемы. Они теряют ощущение непрерывной связи поколений своего народа. Существующую проблему можно решить, если во внеурочной деятельности ввести занятия по краеведению.
Цель занятий: формирование основ гражданской идентичности младших школьников.
Задачи курса:
1.формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
2.формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; ответственность за принятые решения, действия их последствия
3.формировать историко-географический образ родного края;
4.познакомить с национальными ценностями, традициями народов и этнических групп самарского края;
5.формировать представление об общекультурном наследии родного края и всей России.
Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности.
Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства.
Показателями сформированности гражданской идентичности личности выступают такие качества личности как гражданственность, патриотизм, социально-критическое мышление, которые обеспечивают основу свободного жизненного выбора личности. У детей в начальной школе закладываются только их основы, поэтому все методики оценки результатов сформированности гражданской идентичности личности использовать нецелесообразно. Думаю, что после 1, 2, 3,4 классов можно провести анкетирование, или написать сочинение («Кто я?», «Откуда я родом?», «Корни есть не только у дерева»).
Модель деятельности учителя
Несмотря на то, что современные учебники помогают формировать гражданскую идентичность, они мало времени отводят на изучение истории родного края, города, семьи. Получается, что ребенок растет и развивается, не понимая кто он? И какое место занимает в окружающем мире. О чем мечтали дети 20-30 лет назад? Как представляли свою взрослую жизнь? Мечтали стать космонавтами, моряками, военными, врачами, учителями, чтобы получить образование и обязательно сделать жизнь лучше. А что теперь? Ребята мечтают иметь дорогой автомобиль, виллу на Лазурном побережье, а жить хотят в Европе или Америке, потому что там лучше. И ни у кого не возникает мысли попробовать приложить усилия, чтобы изменить жизнь здесь. Вырастает поколение, которое чувствует себя сторонним наблюдателем, а не частью страны с ее историей и традициями. А виноваты в этом взрослые: их катастрофическая занятость, а часто нежелание помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы.
Дети – будущее нашей страны. От того какие жизненные ценности будут ими восприняты, каким образцом для подражания они будут следовать, зависит ее дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в формировании сознания и мировоззрения подрастающего поколения принадлежит СМИ. Пробелы в родительском воспитании, в образовании восполняется легкодоступными носителями информации. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования идентичности личности, воспитания общечеловеческих качеств личности. Гражданственность, патриотизм начинается с любви к своей малой Родине, к своему родному краю. А можно ли развить чувства, не зная культуру, самобытность своего народа, его корни, связь истории своей семьи с историей Отечества.
Широкие возможности для формирования личности школьника, приобщения его к национальной культуре, ознакомления его с историей страны и своей малой Родиной открывает краеведческая работа гражданско-патриотической направленности. Огромные возможности краеведения позволяют воспитывать патриота и гражданина на конкретном материале своего родного края.
Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности учащихся к историческому культурному прошлому. В ходе работы ребята изучают историческое прошлое родного края и своей семьи, знакомятся с памятными местами, посещают музеи, театры, выставки. В ходе работы они делают зарисовки и фотографии.
Формирование гражданской идентичности личности – сложная задача для педагогов т.к. любовь, гордость, уважение, достоинство – чувства глубоко личные и трудно проверяемые. Условия необходимые для их формирования создает проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет ученикам учиться на собственном опыте. При этом усиливается мотивация, появляется интерес к расширению и углублению знаний, желание реализовать свой творческий потенциал. Важно создать необходимые условия. Здесь нельзя обойтись без поддержки и помощи родительского коллектива. ФГОС второго поколения рассматривает родителей, как участников образовательного процесса, что позволяет семье проявить активную жизненную позицию. Каждая семья имеет свою историю, свои обычаи и традиции. Прибегать к помощи родителей необходимо на этапе обсуждения каждого проекта, чтобы определить возможности участия родителей в индивидуальной работе, организации транспортных услуг, фото и видеосъемки. В работе над каждым проектом надо найти возможность, чтобы задействовать каждого ребенка (кто-то собирает информацию, делает макеты, составляет кроссворды, а кто-то пишет стихи, оформляет газету и т.д.).
Проект может проходить в разной форме: экскурсии, коллективно-творческих дел, конференций, презентаций, конкурсов, подготовка к проведению проекта содержит несколько этапов:
1. диагностика ситуации;
2. определение целей и направлений деятельности;
3. выработка программы действий;
4. практическое осуществление проекта;
5. анализ итогов проекта;
6. принятие решения о прекращении или продолжении деятельности
Участие в проекте – это самостоятельный выбор деятельности, которая соответствует интересам и способностям ребенка, а также возможность участия в общем деле («Я могу сделать сам и не только для себя»).
Успешность формирования основ гражданской идентичности зависит от эффективного многообразия форм его организации.
Заключение
Идеей формирования гражданской идентичности является идея единения граждан общества, которые, различаясь по своим нравственным взглядам, ценностям, не теряют связи с Отечеством, с традициями, соотносят себя с гражданской общностью и испытывая чувство гордости за свою Родину, способствует ее процветанию. Помогут сформировать гражданскую идентичность личности занятия по краеведению.