Статья Формирование гражданской идентичности младших школьников через использование краеведческого материала


Формирование гражданской идентичности младших школьников через использование краеведческого материала
на уроках математики и русского языка.
Князева Т.А.
Аннотация. В условиях реализации ФГОС начального общего образования одним из важнейших требований к образовательной деятельности является формирование гражданской идентичности у младших школьников. В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках математики и русского языка в качестве эффективного средства воспитания.
Ключевые слова. Гражданская идентичность, краеведение, принципы, формы.
Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен.
Согласно новым образовательным запросам семьи, государства, общества, широкому внедрению ИКТ-технологий во все сферы жизни в документах ФГОС сформулирована новая цель российского образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного и ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009 – 2013 годы в числе приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений называет духовно-нравственное развитие личности, которое невозможно без знания своей малой родины.
Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, необходимо изучение краеведения, которое является одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории.
В нашей педагогической деятельности краеведческое направление давно стало приоритетным. Нельзя заставить приказом Родину любить. Любовь эту, к людям, родному краю, Отчизне своей надо сформировать, воспитать.Устный опрос учащихся показал, что большинство детей не знакомы в достаточной степени с прошлым и настоящим родного края.
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в родном крае, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Одним из направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь членов семьи, земляков. Необходимо «вкраплять» краеведение в другие предметы.
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира. Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т. е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.При этом фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины должно идти в логике основного краеведческого курса, в соответствии с его задачами.
Включение регионального компонента в содержание уроков математики и русского языка базируется на следующих принципах:
Принцип интеграции, позволяющий обращаться к духовному миру ученика, воздействовать на душу ребенка, на формирование и проявление у него гуманных чувств сопереживания, сострадания, сочувствия.
Историзма. Школьники учатся устанавливать взаимосвязь исторического и культурного процессов.
Научности и достоверности. Важно давать источники информации.
Принцип экологизации предполагает, в первую очередь, использование здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядностиобеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашей области, способствует формированию познавательного интереса.
Индивидуализации и дифференциации. Уделять внимание творческой деятельности ребят, позволяющей проявить личный потенциал, давать задания различного уровня сложности.
Активности и самостоятельности. Развивать положительную мотивацию.
Принцип учета возрастных индивидуальных особенностей обучающихся.
Последовательности и систематичности.
Содержание обучения выступает для обучающихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от педагога и из учебной литературы. Только та информация, которая как-то созвучна потребностям школьников, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ученик получает импульс к последующей деятельности. Именно поэтому уже много лет используются в практике задачи с краеведческим материалом. Текстовые задачи и беседы краеведческой направленности, помогают успешно решать проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников.
Ориентируясь на сюжеты, можно выделить следующие задачи:
а) направленные на воспитание патриотических чувств;
б) нацеленные на формирование духовных интересов школьников,
воспитывающие способность воспринимать эстетическую красоту;
в) экологической направленности;
г) воспитывающие уважительное отношение к трудовой деятельности.
В задачах первого вида могут быть отражены вопросы воспитания любви к городу, раскрытия исторических, географических особенностей края, отражены ключевые даты, события жизни Арзамаса, биографические события жизни исторических лиц.
Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность обучающихся.
При планировании уроков математики краеведческий материал можно применять на различных этапах учебного процесса: в постановке цели, при изучении нового материала, закреплении, итоговом повторении, контроле. Так, на этапе закрепления возможно не только решение задач, но и выполнение обучающимися заданий посильного творческого уровня. Например, «дополни условие задачи», «по статическим данным сформируй свою задачу», «соотнеси факты» и т. д.
Проверить свои знания дети могут при выполнении задач с шифрограммами. Верно их выполнив, они прочитают имена и фамилии наших знаменитых соотечественников, по-новому откроют для себя географические и исторические понятия и еще то многое другое, что связывает каждого из нас Арзамасом.
 Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий. Некоторые данные могут быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные можно подбирать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и требованиями программы.
Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:
Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес обучающихся к математике.
Содержание задачи должно быть кратким, но понятным. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями.
Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения, следует избегать произвольных сокращений слов.
Считаем необходимым привлекать детей к составлению жизненно-практических задач, что активизирует познавательную и исследовательскую деятельность школьников, расширяет кругозор, направляет их на поиск нужной информации, способствует развитию мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение).
Познавательный краеведческий цифровой материал, такой, как протяжённость рек местного характера, площади территорий, протяжённость территориальных границ города и т. д., даёт возможность дополнить задачи учебника своими не только на этапе усвоения нового материала, но и на этапе его закрепления. Если обучающиеся решали задачи из учебника на встречное движение или пропорциональное деление, то затем мы составляем ряд задач такого вида, используя цифровые данные местного характера. Причём эти данные, одни и те же количественные отношения могут быть использованы в различных классах с учётом программного материала. Например, от … до … …. км, от …… км. Эти цифровые данные можно использовать при решении задач на разностное сравнение, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в прямой и косвенной форме, пропорциональное деление, нахождение двух чисел по двум разностям и т. д.
Краеведческий материал на уроках математики способствует воспитанию «горожанина-гражданина».
На основе некоторых заданий дети организовали собственную поисковую деятельность. С родителями они составили свои задачи по краеведению.Выполняя творческую работу, учащиеся с помощью взрослых искали нужную информацию, обрабатывали ее; таким образом формировалось умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, оценивать результаты своего труда. Работы для ребят ценны еще и тем, что они выполнены совместно с родителями. Организация работы с родителями по изучению краеведения имеет важное значение: любая работа, выполненная ребенком совместно со своими родителями, ценится им выше, чем самостоятельная работа или работа, выполненная с помощью учителя.
Краеведческое домашнее задание позволяет детям и родителям испытать радость от чувства сопричастности к истории и культуре Арзамаса.
При составлении задач можно обратиться к справочной литературе: энциклопедиям, газетам, журналам, справочникам, можно использовать сведения и наблюдения из окружающего мира, теле-, радиопередач, Интернета.
Презентация задач может быть организована и фронтально, и индивидуально, и в группах. Ребёнок выступает в роли «учителя». Он контролирует правильность решения задач, представляет наглядно при помощи фотографий, книг, рисунков знаменитых арзамасцев, объекты живой и неживой природы, географические объекты.
Наша малая родина - Нижегородская область. Каждому, кто родился, вырос и состоялся в этом славном уголке России, должно быть присуще чувство гордости за принадлежность к героическим страницам Нижегородчины и за сопричастность к свершениям прошлого и настоящего.
Нижегородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, культурно-исторические и языковые особенности, которые надо учитывать при изучении русского языка. Такой подход является одним из главных направлений в формировании у обучающихся знаний о родном крае. Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры.
Работа с таким материалом даёт возможность проводить лингвокраеведческую деятельность на уроках при изучении любой темы, совершенствовать грамматико-орфографические, пунктуационные и морфологические умения и навыки, а также использовать его для контроля над усвоением программного материала.
Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны.
Это, во-первых, словарная работа, в ходе которой выполняются задания: найти в толковом словаре значения указанных слов; перевести устаревшие слова на современный язык; узнать слово по его описанию; подобрать синонимы, антонимы к данному слову; составить "тематические словарики" и т.д.
Вторая форма работы - работа с" малыми текстами", то есть выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием " Познай и полюби свой край".
Эта серия заданий включает следующие рублики: "Знаете ли вы, что...", "Это интересно..", " Из области...", " Почему мы так говорим?" и др.
Третьей формой работы является лингвистический анализ текста, содержащего краеведческий материал, а также работа с текстами информаторами, используемыми дляпроведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов.
Приведем примеры заданий содержащих культуроведческий материал.
1. Прочитайте текст. Какая общая тема объединяет данные предложения? Подчеркните грамматическую основу предложений основу предложений. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. В старину приписанный к Нижегородской губернии этот город считался "гусиной столицей" России. Вокруг Арзамаса в долине реки Теши все было белым- бело от пасущихся там неисчислимых гусиных выводков. Большой и на диво жирный гусь считался символом города. Когда Пушкина принимали в общество "Арзамас" его во время застольных речей заставили держать в руках мороженого арзамасского гуся.
2.Прочитайте словосочетания. Что такое словосочетание? Все ли слова связаны по смыслу. Найди ошибки и объясни их. Выполни звукобуквенный разбор выделенного слова. Река Теша, улица Калинина, золотые купола, театр драмы, переулок Грибоедова, солнце светило, куропатки и гуси, спектакль театр, русская душа, памятники старины, арзамасские жители, свернуть направо, проспект улица, костер разгорался, темная ночь, торговые ряды.
3. Прочитайте пословицы. Что они обозначают? Спишите. Подчеркните имена собственные. Один глаз на нас, а другой на Арзамас. Новгород Нижний - Москве сосед ближний. В Нижнем дома каменные, а люди железные. Арзамас городок - Москвы уголок. Город Арзамас, воевода не по нас.
4. Прочитайте. Спишите. Определите у имен прилагательных род, число, падеж. Разберите выделенное предложение по членам предложения. В Арзамасе было 11 сторожевых башен и несколько ворот с крепкими запорами. Естественной защитой служила река Теша с крутым правым берегом и ее приток речка Сорока, перегороженная плотинами. Северную стену усиливал ров земляной. Крепость обслуживали стрельцы, казаки и пушкари. На ее вооружении находились пушки и ручные ружья с запасами пороха, ядер и свинца.
 При отборе материала обращается внимание на эмоциональное звучание текста, на то настроение, которое передаёт автор. Для современного обучающегося особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром. Учебные упражнения должны не только «работать» на изучаемое правило, но и затрагивать душу обучающегося, заинтересовать и увлечь его. «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных накопится в душах детей…», говорил К. Д. Ушинский.
Эффективность усвоения любой темы будет высокой, если:
использовать региональный материал, содержащий сведения о Нижегородской области на различных этапах урока;
будут подобраны специальные упражнения, направленные на усвоение и контроль учебного материала.
Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные: составление и разбор предложений, отражающих факты истории и культуры Арзамаса, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей, привлечение материалов местной прессы, отрывков из книг.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного многоаспектного развития личности младшего школьника.
Знакомство с современностью, вопросами социально-политической и правовой жизни города способствует решению задач гражданского воспитания. Краеведческий материал является важнейшим средством формирования духовно-нравственной сферы школьников, а участие детей в краеведческой деятельности помогает значительно расширить и углубить знания, полученные при изучении предметов школьной программы, конкретизировать их. И даже если в учебный план школы введен предмет краеведения, то не следует забывать о межпредметных связях: краеведческий материал необходимо фрагментарно вводить в другие учебные предметы.
Главное - заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.
Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.
3. Безумова О. Б. Использование краеведческого материала на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах. nsportal.ru›nachalnaya-shkola4. Бтемирова Р. И. Использование краеведческого материала на уроках математики.// Начальная школа. 2007. - №4.
5.Губанова Е.Н., Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения.// Начальная школа. 2002.- №6.
6. В. В. Демичева, О. И. Еременко, Т. В. Яковлева. Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка. //Начальная школа. 2008. - № 11.
7. Ковалёв Г.Ф. Задачи лингвокраеведения в средней школе / Ковалёв Г.Ф. // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания. – Липецк, 1998.
8. Тихомирова А.В.  Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.   Академия развития, 1997.