Семинар для педагогов Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Семинар для педагогов
Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Цель: помочь педагогам освоить ФГОС.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Вопросы плана
Ответственный
1. Презентация «Осваиваем ФГОС: образовательная область «Физическое развитие».
2. Круглый стол «Образовательная область «Физическое развитие»
3. Представление дизайн - проектов «Создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГОС по «Физическому развитию»
Старший воспитатель Костенко Л.А.
Педагоги
Воспитатели групп
Предварительная подготовка:
1. Выставка в методическом кабинете «Изучаем ФГОС».
Ответственный: старший воспитатель Костенко Л.А.
2. Изучение проекта «Федеральных государственных образовательных стандартов ДО» по направлению «Физическое развитие»
Ответственные: педагоги ДОУ
3. Подготовка презентации «Осваиваем ФГОС: образовательная область «Физическое развитие».
Ответственный: старший воспитатель Костенко Л.А.
4. Разработка дизайн - проектов «Создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГОС по «Физическому развитию»
Ответственные: педагоги ДОУ
Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.
Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».
Сл.2 В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Сл.3 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области.
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие [ФГОС].
Одной, из которых, является «Физическое развитие».
Сл.4 Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС.
Сл.5 Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей. Стандарт дает нам конкретизированные виды детского поведения и какой опыт они должны приобретать в них.
Сл.6 Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:
Сл.7 Мониторинг в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования, о чем в Стандарте четко прописано: Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, что бы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.
Сл.8 В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям
Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».
Сл.9, 10, 11, 12, 13, 14
Сл.15 В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры
Сл.16 Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может, и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образовании, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Сл.17 – 19 Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики ребенка на следующих этапах Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Сл.20 Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Реализация процесса интеграции невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.
В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.
В практику работы детских садов, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [Трубайчук Л.В.]. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Сл.21 Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.
Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.
Вопросы круглого стола семинара «Образовательная область ФГОС «Физическое развитие»:
Перечислите образовательные области по ФГОС. Какие образовательные области по ФГТ преобразовываются в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС?
ФГТ
ФГОС
Какие задачи направленные на физическое развитие решает ФГОС?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Какая роль в образовательном процессе ДОО отведена семье, в том числе и по «Физическому развитию»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Каким образом вы планируете учитывать следующее требование Стандарта к организации предметно-пространственной среды по «Физическому развитию»:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие целевые ориентиры по «Физическому развитию» ребенок может достигнуть на этапе начала дошкольного возраста? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На этапе завершения дошкольного образования?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. С какими образовательными областями Стандарта следует интегрировать «Физическое развитие» и почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15