Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК Начальная школа 21 века.


«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель МОУ «СОШ
__________/Е.В.Шевченко/ по УВР МОУ «СОШ им.Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
Протокол № 1 от им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое» ________/Т.А.Фролова /
« 20 » августа 2014г. _________/ Н.В.Темлюкова/ Приказ № 173
« 21 » августа 2014 г. от « 1 » сентября 2014г

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «22» августа 2014 г2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 «б» класса 2014-2015 учебный год разработана учителем начальных классов Дорогобедовой Н.В. в соответствии с ФГОС НОО, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средней общеобразовательной школы им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области», программы УМК «Начальная школа XXI века» под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой, авторской программы С.В.Иванова. 
Курс русского языка 3 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя обучающихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной язык, как часть окружающего мира.
Основные задачи – нахождение, вычисление и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Грамотное письмо и правильная речь является обязательным атрибутом общей культуры человека.
Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной и моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и самоконтроль ученика.
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Объем программы:
На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часов в год (34 учебных недели по 5 часов в неделю).
Учебно-тематический план по русскому языку
Класс : 3 «б»
Учитель: Дорогобедова Н.В.
Количество часов
Всего 170 часов; в неделю 5 часов.
Программа разработана согласно положению о рабочей программе .Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования» (2009) ;Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
Авторская программа предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:
№ Виды контроля Диагност. Контрольный
1 диктант - 7
2 словарный диктант 13 1(в конце года)
3 контрольная работа 3 2(за I и II полугодие)
4 контрольная работа (тест) 2 1
5 списывание - 2
6 Изложение (обучающие) 6 -
7 Сочинение (обучающие) 2 -
итого 26 13
№ Наименование разделов и тем Всего часов
I Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)
62 ч
1 Фонетика 3 ч.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос. 2. Состав слова. 4 ч.
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Способ образования слов при помощи приставок. Основа слова. Основа слова. 3 Синтаксис. 18 ч.
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. 4 Морфология. 37 ч.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение . Род и число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имён существительных. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Словообразование имён существительных. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. II «Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма)
53 ч.
Правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» (повторение). Обозначение мягкости согласных с помощью «Ь». Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании («башня - башенка, чашка - чашечка»). Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, - чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк- Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но) III «Развитие речи».
30 ч.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности Знакомство с изложением и сочинением. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных проектов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи IV Повторение
10 ч.
V Резервные уроки
15 ч.
Итого: 170 часов


Содержание тем учебного курса
«Как устроен наш язык» 62 часа
(основы лингвистических знаний)
Фонетика (3 ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие. (повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова).
Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение . Перенос.
(повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова).
Состав слова (4 ч)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Способ образования слов при помощи приставок. Основа слова (повторение изученного во2 классе на основе введения разбора слова по составу)
Синтаксис (18 часов)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (37 часов)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имён существительных. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма) 53 часа.
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе:
-Правописание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
-Обозначение мягкости согласных с помощью «Ь». Перенос слов. Правописание заглавной буквы.
-Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании («башня - башенка, чашка - чашечка»).
-Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-.
-Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, - чив-, -лив-.
-Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-.
-Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
Изучение нового:
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Правописание суффиксов имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» 30 часов.
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе:
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста; Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных проектов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствование в текстах слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Повторение (10 ч)
Резервные уроки (15 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживания другим людям;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- выражать собственное мнение, обосновывать его;
- владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
- определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать позиционные чередования звуков;
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при ихсравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении(простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;- узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки прилагательных - род, число, падеж;
- различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;- определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
- определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• безударные окончания имен прилагательных;
• не с глаголами;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
• ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
• гласные в суффиксах -ик, -ек;
• соединительные гласные о, ев сложных словах;
• запятые при однородных членах предложения;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Перечень учебно-методического обеспечения.
УМК«Начальная школа XXI века».
Министерство образования Российской Федерации Федеральный компонент Государственного стандарта Общего образования (начальное образование)
Учебники:
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко: Вентана-Граф, 2014.
Рабочие тетради:
Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. / С.В. Иванов, А.О.Евдокимова.: Вентана-Граф, 2014.-128с.
Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для дифференцированного обучения для учащихся образовательных организаций/ С.В. Иванов, А.О.Евдокимова.: Вентана-Граф, 2014.- 64с.
Запоминаем слова с непроверяемым написанием: 3 класс: рабочая тетрадь для дифференцированного обучения для учащихся образовательных организаций/ С.Ю.Михайлов .: Вентана-Граф, 2014.- 64с.
Русский язык: 3 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся образовательных организаций/ В.Ю. Романова, Л.В. Петленко – М.: Вентана-Граф, 2014.-96с
Список литературы.
«Русский язык».Методика обучения. 3 класс. Авторы : Иванов С.В., Кузнецова М.И. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2012 год.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. Авторы: Романова В.Ю., Петленко Г.В. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2012 год.
Сборник программ к комплекту «Начальная школа 21 века» издательство «Вентана- Граф» Москва 2012 год.
«Русский язык». Комментарии к урокам. 3 класс. Авторы : Иванов С.В., Кузнецова М.И. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2012 год.
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2014.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2011.
Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2011.
Оборудование
Таблица «Звуки и буквы».
Карточки «Словарные слова».
Схема-алгоритм «Фонетический разбор слова».
Таблица «Типы текстов».
Схема-алгоритм «Разбор слова по составу».
Схема-алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».
Схема-алгоритм «Правописание согласных в коне слова».
Таблица «Словообразование».
Схема-алгоритм «Правописание непроизносимых согласных».
Сема-алгоритм «Правописание суффиксов».
Схемы-алгоритмы «Правописание приставок».
Таблица «Виды предложений».
Таблица «Главные члены предложения».
Схема-алгоритм «Как найти главные члены предложения».
Схема-алгоритм «Как найти в предложении словосочетания».
Таблица «Обстоятельство».
Таблица «Определение».
Таблица «Слова с двумя корнями».
Таблица «Дополнение».
Схема-алгоритм «Буквы о, ё после шипящих в коне слова».
Таблица «Однородные члены предложения».
Схема-алгоритм «Звук [ы] после звука [ц]».
Таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Таблица «Части речи».
Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
Схема «Имя существительное».
Таблица «Род имён существительных».
Таблица «Число имён существительных».
Схема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных!.Таблица «Падежи имён существительных».
Таблица «Склонение имён существительных».
Схема-алгоритм «Суффиксы –ец- и –иц- в сочетаниях –ичк- и –ечк-«.
Схема-алгоритм «Сочетания –инк- и –енк-«.
Схема-алгоритм «Безударные окончания имён существительных».
Таблица «Одуш. и неодуш. Имена существительные».
Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
Схема-алгоритм «гласные в окончаниях им. сущ. после шипящих и «ц».
Таблица «Имя прилагательное».
Схема-алгоритм «Существительные на –ий,-ия, -ие».
Таблица «Качественные имена прилагательные».
Таблица «Степени сравнения качественных прилагательных».
Схема-алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных».
Таблица «Относительные имена прилагательные».
Схема-алгоритм «Правописание относительных имён прилагательных».
Таблица «Притяжательные имена прилагательные».
Схема-алгоритм «Правописание притяжательных имён прилагательных».
Схема-алгоритм «Написание букв о, е в окончаниях имён прилагательных».
Схема-алгоритм «правописание краткой формы качественных имён прилагательных».
Таблица «Местоимение».
Схема-алгоритм «Личные местоимения».
Таблица «Склонение местоимений».
Схема-алгоритм «Правописание местоимений с предлогами».
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )
Русский язык 3 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Учебные презентации
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Компьютер.
Дидактические материалы:
фишки;
полоски для обозначения слов, предложений;
схемы- опоры;
лента букв;
дидактические игры;
карточки заданий;
предметные и сюжетные картинки;
таблицы
плакаты
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель руководителя Руководитель МОУ «СОШ
__________/Е.В.Шевченко/ по УВР МОУ «СОШ им.Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
Протокол № 1 от им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое» ________/Т.А.Фролова /
« 20 » августа 2014г. _________/ Н.В.Темлюкова/ Приказ № 173
« 21 » августа 2014 г. от « 1 » сентября 2014г
Календарно-тематический план
по русскому языку
3 «Б» класса
МОУ «СОШ им. Г. И. Марчука р.п. Духовницкое»
Дорогобедовой Надежды Владимировны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «22» августа 2014 г
2014-2015 учебный год
Раздел
Программа по русскому языку к учебному комплекту «Начальная школа 21 века» Иванов С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. , М.-Вентана-Граф, 2010
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко: М.-Вентана-Граф, 2014.
II. Учебная нагрузка
В неделю – 5 часов
Iчетверть – 44 ч.
IIчетверть – 36 ч.
IIIчетверть – 50 ч.
IVчетверть – 40 ч.
По плану –170 ч.
№ Содержание.
(Тема урока) Количество
часов Дата
проведения Основные
понятия и
термины
Использова ниеИКТ Примечание
I четверть 44 часа 1.
Как устроен наш язык.
Повторяем фонетику. 1 02.09 Звуки. Буквы. 2 Правописание.
Вспоминаем правила написания большой буквы. 1 03.09 Имена собственные. 3 Как устроен наш язык.
Фонетический разбор слова. 1 04.09 Фонетический разбор слова. 4 Правописание.
Вспоминаем правила переноса слов. 1 05.09 Форма слова. Работа с интерактивной доской Самостоятельная работа
5 Развитие речи.
Повторяем: текст, его признаки и типы. 1 08.09 Текст. План текста. През. 6 Как устроен наш язык.
Фонетический разбор слова. 1 9.09 Фонетический разбор слова Словарная работа
7 Правописание.
Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. 1 10.09 Сощетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. През. 8 Как устроен наш язык.
Повторяем состав слова. 1 11.09 Корень, суффикс, приставка, окончание. Основа слова. Работа с интерактивной доской 9 Правописание.
Повторяем правописание безударных гласных в корне слов. 1 12.09 Безударные гласные в корне слова. Самостоятельная работа
10 Развитие речи.
Повторяем признаки и типы текста. 1 15.09 Текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование. 11 Как устроен наш язык.
Разбор слов по составу. 1 16.09 Однокоренные слова. Словарная работа
12 Правописание.
Повторяем правила правописания согласных в корне слова. 1 17.09 Звонкие и глухие согласные. През. 13 Как устроен наш язык.
Повторяем словообразование. 1 18.09 Приставочный, суффиксальный и пристафочно-суффиксальный способы. 14 Правописание.
Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова. 1 19.09 Непроизносимые согласные. Работа с интерактивной доской Самостоятельная работа
15 Контрольная работа по теме «Повторение орфограмм корня». 1 22.09 16 Развитие речи.
Текст и его заглавие. 1 23.09 Заголовок текста. 17 Как устроен наш язык.
Разбор слова по составу и словообразование. 1 24.09 Части слова. 18 Правописание.
Вспоминаем правописание суффиксов. 1 25.09 Суффикс и его значение. През. 19 Правописание.
Повторяем правописание приставок. 1 26.09 Приставка и его значение. През. Самостоятельная работа
20 Развитие речи.
Заглавие и начало текста. 1 29.09 Главная мысль текста. 21 Как устроен наш язык.
Предложение и его смысл. Слова в предложении. 1 30.09 Предложение. Связь слов в предложении. Словосочетание. 22 Текущая контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». 1 01.10 Контрольная работа
23 Как устроен наш язык.
Виды предложения по цели высказывания и интонации. 1 02.10 Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные, невосклицательные предложения. Работа с интерактивной доской 24 Развитие речи.
Последовательность предложений в тексте 1 03.10 икт 25 Развитие речи.
Деление текста на абзацы.
1 06.10 Абзац. Словарная работа
26 Как устроен наш язык.
Главные члены предложения. 1 07.10 Грамматическая основа предложений. През. 27 Правописание.
Повторяем правописание разделительного твёрдого и мягкого знаков. 1 08.10 икт 28 Как устроен наш язык.
Главные члены предложения. 1 9.10 29 Правописание.
Учимся писать приставки. 1 10.10 30 Правописание. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на «з» и «с». 1 13.10 Ознакомление с правилом написания приставок на –з- и с- 31 Как устроен наш язык.
Подлежащее. 1 14.10 Подлежащее. През. 32 Как устроен наш язык.
Сказуемое. 1 15.10 Сказуемое. Работа с интерактивной доской 33 Развитие речи.
Учимся писать письма. 1 16.10 Жанр письма. Адресат. Обращение. Словарная работа
34 Как устроен наш язык.
Сказуемое. 1 17.10 Грамматическая основа. икт 35 Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение». 1 20.10 Итоговая контрольная работа
36 Как устроен наш язык.
Второстепенные члены предложения. 1 21.10 Второстепенные члены предложения. 37 Как устроен наш язык.
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. 1 22.10 Обстоятельство 38 Правописание. Учимся писать приставку «с». 1 23.10 Выделение приставки –с- в словах. 39 Как устроен наш язык.
Обстоятельство. 1 24.10 40 Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» 1 27.10 Обучение приёмам самоконтроля Итоговый диктант
41 Развитие речи.
Учимся писать письма. 1 28.10 План письма. 42 Развитие речи.
Учимся писать письма. 1 29.10 Работа с интерактивной доской 43 Как устроен наш язык.
Определение. 1 30.10 Определение. 44 Правописание.
Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями. 1 31.10 Сложные слова. икт Словарная работа
№ Содержание.
(Тема урока) Количество
часов Дата
проведения Основные
понятия и
термины
Использование
ИКТ Примечание
II четверть 36 часов 1/45
Как устроен наш язык.
Определение. 1 10.11 Определение. 2/46
Правописание. Запоминаем соединительные гласные о и е. 1 11.11 Соединительные гласные. Работа с интерактивной доской 3/47
Развитие речи.
Учимся писать письма. 1 12.11 План письма. 4/48
Как устроен наш язык.
Дополнение. 1 13.11 Дополнение. 5/49
Правописание. Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова. 1 14.11 икт 6/50
Как устроен наш язык.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. 1 17.11 Значение дополнения. 7/51
Правописание.
Учимся писать о, ё после шипящих в корне слова. 1 18.11 Самостоятельная работа
8/52
Развитие речи.
Учимся писать письма. 1 19.11 Фразеологизм. Работа с интерактивной доской 9/53
Как устроен наш язык.
Однородные члены предложения.
1 20.11 Однородные члены предложения. икт 10/54
Текущая контрольная работа по теме «Члены простого предложения» 1 21.11 Текущая контрольная работа
11/55
Правописание. Учимся обозначать звук «ы» после звука «Ц». 1 24.11 12/56
Как устроен наш язык.
Однородные члены предложения. 1 25.11 Союзы 13/57
Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения. 1 26.11 Работа с интерактивной доской 14/58
Диктант по темам «Правописание слов, образованных сложением», «О, ё после шипящих», «ы после ц» 1 27.11 Диктант
15/59
Работа над ошибками. Учимся писать письма. 1 28.11 План написания. 16/60
Как устроен наш язык.
Однородные члены предложения. 1 01.12 Словарная работа
17/61
Правописание.
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. 1 02.12 Уметь доказывать правильность постановки знаков препинания. икт 18/62
Как устроен наш язык.
Однородные члены предложения. 1 03.12 Знаки препинания. 19/63
Правописание.
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. 1 04.12 икт 20/64
Развитие речи.
Учимся писать письма. 1 05.12 Адрес, адресат Самостоятельная работа
21/65
Как устроен наш язык.
Повторяем фонетику и состав слова. 1 08.12 Деление слова на слоги. Работа с интерактивной доской 22/66
Диктант по теме «Однородные члены предложения». 1 9.12 Диктант
23/67
Как устроен наш язык.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. 1 10.12 Самостоятельные части речи. 24/68
Как устроен наш язык.
Самостоятельные и служебные части речи. 1 11.12 Служебные части речи. икт 25/69
Как устроен наш язык.
Имя существительное. 1 12.12 Имя существительное Самостоятельная работа
26/70
Как устроен наш язык.
Имя существительное – часть речи. 1 15.12 Морфологические признаки. 27/71
Развитие речи.
Учимся писать изложение. 1 16.12 Изложение, повествование. 28/72
Как устроен наш язык.
Род имён существительных. 1 17.12 Род имён существительных. През. 29/73
Как устроен наш язык.
Род имён существительных. 1 18.12 Словарная работа
30/74
Развитие речи.
Учимся писать изложение. 1 19.12 План. Работа с интерактивной доской 31/75
Как устроен наш язык.
Число имён существительных. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. 1 22.12 Категория числа имён существительных. 32/76 Контрольный диктант за первое полугодие. 1 23.12 Контрольный диктант
33 /77 Работа над ошибками. Число имён существительных. 1 24.12 34/78
Правописание.
Изменение имён существительных по числам. 1 25.12 През. 35/79 Изменение имён существительных по числам. 1 26.12 Число имён существительных 36/80 Повторение пройденного за первое полугодие. 1 29.12 № Содержание.
(Тема урока) Количество
часов Дата
проведения Основные
понятия и
термины
Использование
ИКТ Примечание
III четверть
49 часов 1/81
Изменение имён существительных по числам. 1 12.01 2 /82
Развитие речи. Учимся писать изложение. 1 13.01 План изложения Самостоятельная работа
3 /83
Как устроен наш язык.
Изменение имён существительных по падежам. 1 14.01 Падежи. През. 4 /84
Как устроен наш язык.
Падеж имён существительных. 1 15.01 Название падежей Работа с интерактивной доской 5 /85 Как устроен наш язык.
Падеж имён существительных. 1 16.01 Падеж, косвенный падеж. 6/86
Правописание. Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. 1 19.01 През. 7 /87
Правописание. Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. 1 20.01 Самостоятельная работа
8 /88
Развитие речи.
Учимся писать письма. 1 21.01 Словарная работа
9 /89 Как устроен наш язык.
Падеж имён существительных. 1 22.01 Алгоритм определения падежа слова в предложении. 10 /90 Правописание.
Учимся писать суффикс «ок» в именах существительных. 1 23.01 Суффикс «ок» 11 /91 Как устроен наш язык.
Падеж имён существительных. 1 26.01 12 /92 Правописание.
Учимся писать суффиксы «ец» и «иц» и сочетания «ичк» и «ечк» 1 27.01 Суффиксы «ец», «иц» Работа с интерактивной доской 13 /93 Развитие речи.
Работа с текстом. 1 28.01 Текст-описания14 /94 Как устроен наш язык.
Склонение имён существительных. 1 29.01 Склонение 15/95 Правописание. Учимся писать сочетания «инк» и «енк». 1 30.01 Сочетания «инк» и «енк» икт 16 /96 Проверочный диктант по теме «Суффиксы». 1 2.02 Проверочный диктант
17 /97 Как устроен наш язык.
Склонение имён существительных. 1 03.02 Грамматические и синтаксические признаки. Самостоятельная работа
18 /98 Правописание безударных окончаний имён существительных первого склонения. 1 04.02 Безударные окончания 1-го склонения икт 19 /99 Развитие речи.
Работа с текстом. 1 05.02 20 /100 Как устроен наш язык.
Склонение имён существительных. 1 06.02 Склонение. Работа с интерактивной доской 21 /101 Тест по теме «Склонение имён существительных». 1 09.02 тест
22 /102 Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. 1 10.02 23 /103 Как устроен наш язык.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 1 11.02 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. икт 24 /104 Правописание.
Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. 1 12.02 25 /105 Развитие речи. Учимся писать изложение. 1 13.02 Составление плана Самостоятельная работа
26 /106 Как устроен наш язык.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 1 16.02 Словарная работа
27/107 Правописание. Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. 1 17.02 Безударные окончания 2-го склонения Работа с интерактивной доской 28/108 Как устроен наш язык.
Имена существительные собственные и нарицательные. 1 18.02 Имена существительные собственные и нарицательные икт 29/109 Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и «ц». 1 19.02 Шипящие звуки. 30 /110 Развитие речи. Учимся писать изложение. 1 20.02 Самостоятельная работа
31 /111 Как устроен наш язык.
Способы образования имён существительных. 1 24.02 Ознакомление с приёмом различения слов по способу их образования. 32/112 Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения. 1 25.02 Безударные окончания 3-го склонения икт 33 /113 Как устроен наш язык.
Способы образования имён существительных. 1 26.02 Словообразование 34 /114 Правописание. Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения. 1 27.02 35 /115 Развитие речи. Учимся писать изложение 1 2.03 Самостоятельная работа
36/116 Контрольное изложение. 1 3.03 Контрольное изложение
37 /117 Как устроен наш язык.
Повторяем фонетику и состав слова. 1 04.03 Фонетика. Состав слова. икт 38 /118 Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. 1 05.03 Самостоятельная работа
39 /119 Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных». 1 06.03 Проверочный диктант
40 /120 Как устроен наш язык.
Имя прилагательное. 1 09.03 Имена прилагательные През. 41 /121 Правописание окончаний имён существительных множественного числа. 1 10.03 Единственное число и множественное число. 42 /122 Развитие речи.
Повторение пройденного материала. 1 11.03 Работа с интерактивной доской 43 /123 Как устроен наш язык.
Имя прилагательное. 1 12.03 44 /124 Правописание.
Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. 1 13.03 45 /125 Контрольный диктант за 3-ю четверть. 1 16.03 Контрольный диктант
46/126 Как устроен наш язык.
Имя прилагательное. 1 17.03 икт 47 /127 Правописание окончаний имён существительных на «ий», «ия» и «ие». 1 18.03 Правописание окончаний имён существительных на «ий», «ия» и «ие». 48 /128 Проверочная работа по теме «Имя существительное» 1 19.03 Работа с интерактивной доской Проверочная работа
49 /129 Правописание окончаний имён существительных на «ий», «ия» и «ие». 1 20.03 № Содержание.
(Тема урока) Количество
часов Дата
проведения Основные
понятия и
термины
Использова ниеИКТ Примечание
IV четверть
37 часов 1/130
Правописание.
Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных. 1 1.04 2/131 Качественные имена прилагательные. 2.04 Качественные имена прилагательные. ИКТ работа с интерактивной доской презентация Текущий.
3/132
Качественные имена прилагательные. 1 3.04 4/133
Учимся писать изложение. 1 6.04 План изложения Самостоятельная работа.
5/134
Правописание окончаний имён прилагательных. 1 7.04 Окончания имён прилагательных. 6\135
Правописание окончаний имён прилагательных. 1 8.04 Антонимы, синонимы. ИКТ работа с интерактивной доской Словарный диктант.
7/136
Обучающее изложение с элементами сочинения. 1 9.04 Самостоятельная работа. Обучающее изложение.
8/137
Правописание окончаний имён прилагательных. 1 10.04 9/138
Краткая форма качественных прилагательных. 1 13.04 Краткая форма. 10/139
Краткая форма качественных прилагательных. 1 14.04 Качественные имена прилагательные. ИКТ работа с интерактивной доской 11/140 Контрольное списывание по теме «Окончания имён прилагательных». 1 15.04 Списывание. Итоговый контроль.
12/141 Относительные имена прилагательные. 1 16.04 Относительные имена прилагательные. 13/142 Учимся писать сочинение. 1 17.04 Сочинение с элементами описания. Самостоятельная работа.
14/143 Правописание относительных имён прилагательных. 1 20.04 15/144 Как образуются относительные имена прилагательные. 1 21.04 Правило правописания «н» и «нн» ИКТ работа с интерактивной доской 16/145 Учимся писать сочинение. 1 22.04 Самостоятельная работа.
17/146 Правописание относительных имён прилагательных. 1 23.04 Словарный диктант.
18/147 Сочинение на тему «Моя история». 1 24.04 ИКТ работа с интерактивной доской Самостоятель-
ное составление текста по заданной теме.
19/148 Притяжательные имена прилагательные. 1 27.04 Притяжательные имена прилагательные. 20/149 Притяжательные имена прилагательные. 1 28.04 21/150 Правописание притяжательных имен прилагательных. 1 29.04 22/151 Составление текста по его части. 1 30.04 Части текста. ИКТ работа с интерактивной доской Словарный диктант. Итоговый.
23/152 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки». 1 4.05 Контрольная работа (тематическая)
24/153 Анализ контрольной работы и работа над ошибками. 1 5.05 25/154 Правописание краткой формы качественных прилагательных. 1 6.05 Краткая форма имён прилагательных. ИКТ работа с интерактивной доской 26/155 Правописание краткой формы качественных прилагательных. 1 7.05 27156 Местоимение. 1 8.05 Местоимение. ИКТ работа с интерактивной доской 28/157 Местоимение. 1 11.05 29\158 Итоговая контрольная работа. 1 12.05 Итоговая контрольная работа.
30/159 Личные местоимения. 1 13.05 Личные местоимения. 31/160 Личные местоимения. 1 14.05 Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица. 32/161 Правописание местоимений с предлогами. 1 15.05 Правило правописания местоимений с предлогами. 33/162 Как изменяются местоимения. 1 18.05 34/163 Итоговый контрольный диктант. 1 19.05 Самоконтроль.
35/164 Как изменяются местоимения. 1 20.05 Грамматические признаки. ИКТ работа с интерактивной доской 36/165 Правописание местоимений с предлогами. 1 21.05 37/166 Правописание местоимений с предлогами Повторение пройденного по теме: «Фонетический разбор слова, состав слова. 1 22.05 Фонетический разбор слова. ИКТ работа с интерактивной доской Уроки 167-170 объединены с уроками 155, 160, 162,165. т.к. Приказом Управления образования №157 от 01.09.2014г. О начале  учебного 2014-2015 года. В соответствии с  Законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях организованного начала 2014-2015 учебного года 1.1. учебные занятия с 1 сентября по 23 мая в 1-4.