Доклад Самообразование студентов, как фактор повышения профессиональной мобильности
Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности
В настоящее время в системе профессионального образования меняется парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу-исследователю», поэтому все большее значение приобретают хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы студентов. Во время этой работы студент должен научиться самостоятельно, определять задачи своего профессионального и личностного развития, развить способности к успешной самореализации в общественной среде. Именно это и предполагает понятие - профессиональная мобильность человека. Разными авторами оно трактуется с позиций педагогики, психологии и социологии или комплексно.
Учёные в области социологии, отмечают, что социальные субъекты полностью или частично изменяют свой профессиональный статус, а он представляет собой определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Помочь выпускнику в адаптации к смене своего профессионального статуса возможно при решении следующих основных задач профессионального образования в условиях его модернизации:
во-первых, образование призвано подготавливать специалистов, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании, способных быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности.
во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе профессионального образования необходимо развивать умения и навыки самообразования и самообучения.
Что такое «самообразование» в современном понимании и чем отличается самообразование от учения и самообучения?
«У студентов нет современного представленияо самообразовании» - это данные исследования,проведенного Гальетовым В.П.среди студентов и преподавателей в институтах и в сети Интернет иопубликованногов статье «Проблемы самообразования молодежи в XXI веке». В своём исследовании Гальетов В.П. опирается на работу Н.А. Рубакина, который почти сто лет назад написал книгу о самообразовании по результатам своей работы с читателями библиотеки. «… Нет несчастия, более ужасного, более
зловредного по своим последствиям, как нижеследующее: имея глаза - не видеть, имея уши - не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,…. Жить, не видя, не слыша и не понимая, - разве же это житье?». Также Николай Александрович Рубакин очень понятно и доступно объясняет кто такой образованный человек. «…Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования». По его мнению: «Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки образованного человека».
Выпускники нашего образовательного учреждения вооружены знаниями и умениями, способны осуществлять свою профессиональную деятельность. Но способны и готовы ли они к самосовершенствованию, к успешной самореализации в общественной среде, понимают ли они окружающую их жизнь. Эти вопросы были поставлены в микро - исследовании, проведённом для студентов 1-3 курсов специализации «Хореографическое творчество». Было проанкетировано 39 респондентов.
Как показало анкетирование студентов - 21 % учащихся понимают, что такое самообразование и определяют его понятием - самосовершенствование, или самостоятельное развитие в различных отраслях знаний, работу над собой. 71 % подразумевают лишь самостоятельное изучение отдельного вопроса, дисциплины или самостоятельное обучение, 8 % не могут ответить на вопрос.
При этом для студентов 1, 2, 3 курса самообразование необходимо, кроме 3 человек, которые не определились с важностью этого вопроса и 1 студент отказался от самообразования. Тратить на самообразование всё своё свободное время готовы 2 человека из всех опрошенных, остальные могут выделить лишь 2, 3 часа свободного времени. В денежном эквиваленте потратить на самообучение некоторые студенты готовы до 2.000 рублей, половина анкетируемых 2 и 3 курса не закладывают в свой бюджет расходы на самообразование.
Основным источником самообразования для студентов является Интернет, книги, человек, внутренняя мотивация.
9 вопрос анкеты показал интересную картину - участвующие в анкетировании студенты 1 курса – все сориентированы на обучение или
работу по профессии.
Ответы студентов третьего курса более оптимистичны – «не останавливаться в реализации своего карьерного роста, которым уже сейчас занимаюсь».
Анкетирование показало, что 90 процентов студентов 1, 2, 3 курсов - проявляют готовность к самообразованию, при этом 35 процентов опрошенных - имеет завышенную самооценку.
Отсюда следует, что мы пытаемся снабдить студентов всеми знаниями и умениями в профессиональной деятельности, но студент, выходя на самостоятельное выполнение заданий не способен определить образовательную перспективу, тем более, когда выпускник начинает свою трудовую деятельность! И эта проблема на сегодняшний день очевидна, получается некий разрыв в системе образования студента, выпускника и профессионала.
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением, является правильная организация самостоятельной работы студентов. На сегодняшний день разработаны программы МДК. При анализе организации самостоятельной работы, выявлено, что все виды самостоятельной работы - по месту проведения, содержанию, форме организации, характеру деятельности присутствуют как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время. Но, к сожалению, на сегодняшний день задания для самостоятельной работы, заложенные в программе МДК, направлены в основном на формирование специальных умений и не по всем темам являются последовательными и разнообразными. Благодаря анализу была разработана программа организации самостоятельной работы в рамках темы Народный танец, в которой предусмотрено развитие общих компетенций, являющихся базой для формирования обще-учебных умений и навыков.
Таким образом, профессиональная мобильность – качество, полезное и в ряде случаев необходимое как для самих молодых специалистов, так и для общества в целом. Формирование его осуществляется, в том числе в период получения профессионального образования. Одним из способов выработки профессиональной мобильности у студентов, является их самообразование в виде получения новых знаний и умений. Основная роль преподавателя в данном процессе, состоит в эффективной, правильно организованной самостоятельной работе в течение всего обучения и по всем дисциплинам, которая формирует личностные качества, необходимые человеку с высокой профессиональной мобильностью. Призываю всех преподавателей, ещё раз обратиться к заданиям по самостоятельной работе и привести их в соответствие с требованиями ФГОС к общим и профессиональным компетенциям.
Литература:
Гальетов В. П. Проблемы самообразования молодёжи в 21 веке. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,10402/Itemid,5501315/Лернер И.Я. Исследовательский метод // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
Нужнова С.В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. URL: http://www.rusnauka.com/ Pedagog/185.html.
Рубакин Н.А. Избранное.- М.,Издательство «Книга», 1975.
Шаповалов В.И. Конкурентоспособность специалиста // Высшая школа в России. 2005. № 10.
Рубакин Н.А. Избранное.- М.,Издательство «Книга», 1975.
Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности В.А. Мищенко, зав. кафедрой Югорского государственного университета, канд. пед. наук, доцент Журнал СПО № 2 2011
Самообразование преподавателя - как фактор повышения качества образовательного процесса
«Самообразование это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
С.И. Ожегов
Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.
Совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.
Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
в профессиональной сфере (знание своего предмета);
в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
в сфере педагогической психологии и т.п.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, например:
Возможности использования личностно-развивающего обучения на занятиях.
Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении предмета.
Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
Использование элементов системы развивающего обучения.
Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда.
Технология деятельностного подхода на занятиях учебного предмета как метод повышения качества знаний.
Использование компьютера в преподавании различных предметов.
Повышение познавательной активности на занятиях.
Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков.
Компьютерные технологии на занятиях предмета как метод повышения качества знаний.
Приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях.
Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения студентов.
Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий и др.
Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей.
На основании выбранной темы преподаватель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В предлагаемом варианте личный план самообразования преподавателя включает в себя следующие пункты:
Ф.И.О. педагога;
Образование;
Тема самообразования;
Сроки работы над темой самообразования;
Цель;
Задачи;
Основные вопросы;
Предполагаемый результат;
Форма самообразования;
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
Практический выход;
Форма отчета по проделанной работе.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Каждый преподаватель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий, внеклассные мероприятия.
Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. В отечественной научно-педагогической литературе термин «педагогическая технология» употребляется достаточно широко: от направления дидактики и технологически разработанной обучающей системы до системы методов и приёмов педагога. Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная деятельность учителя, которая направлена на решение педагогических задач, или – планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащегося в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в
соответствии с определёнными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов. Технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов.
Под педагогической технологией мы понимаем способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей. Среди технологий современной дидактики необходимо отметить такие, как: личностно-ориентированные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
игровые педагогические технологии;
технологии модульного, проектного обучения;
информационные технологии и др.
Динамизм социально-экономического и научно-технического развития современного мирового сообщества необычайно остро актуализировал освоение учителем новых информационных технологий. Современные персональные компьютеры и разработанное для них программное обеспечение открыли широкие возможности для эффективности процесса повышения квалификации учителей и активизации самообразования. Одним из важнейших требований к педагогической деятельности учителя является владение информационно-коммуникационными технологиями
Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:
Дистанционные курсы для педагогов.
Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.
Дистанционные конкурсы.
Дистанционные эвристические олимпиады.
Педагогические форумы.
Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Литература:
Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для студентов вузов / - М.: Высш. шк., 1986. - 128 с.
Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.:ЦГЛ, 2006. – 128 с.
Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с.
Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Хоронхойский филиал ГБОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» Ресурсный эколого-технологический центр по подготовке кадров строительного профиля
ДОКЛАД
Самообразование студентов как фактор повышения
профессиональной мобильности
Выполнила: мастер п/о В.А.УнагаеваХоронхой
2014
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Хоронхойский филиал ГБОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» Ресурсный эколого-технологический центр по подготовке кадров строительного профиля
ДОКЛАД
Самообразование преподавателя - как фактор повышения качества образовательного процесса
Выполнила: мастер п/о В.А.УнагаеваХоронхой
2014