Проект НОД с использованием инновационных педагогических технологий. Здоровьесберегающая коррекционная технология «Сказкотерапия»


Проект НОД с использованием инновационных педагогических технологий. Здоровьесберегающая коррекционная технология «Сказкотерапия»
Автор Пурзикова Елена Владимировна
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению недостаточно используемый. По данным психолого-педагогических исследований уровень развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного очень низок. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога -психолога и воспитателей дошкольной организации становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы пришли к заключению о незаменимости в учреждениях дошкольной организации такого метода, как сказкотерапия.
Актуальность данного проекта обусловлена потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых, эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных личностях.
Вид проекта: исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, педагог-психолог, воспитатели, родители.
Вид проекта: исследовательский, групповой.
Взаимодействие: дети, воспитатели, педагог-психолог, родители.
Проблема: в результате диагностики было выявлено, что дети имеют завышенный уровень тревожности, испытывают трудности при установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.
Цель проекта: устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, уменьшение числа психосоматических заболеваний.
Задачи:
научить детей строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения.
Механизмы реализации:
Релаксация;
Подвижная игра;
Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли);
Легенда или волшебная история;
Решение сказочных задач;
Сочинение собственных сказок;
Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
Предполагаемые результаты от реализации проекта:
Развитие личностных качеств (коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений);
Умение строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
Умение решать психические проблемы (страх, тревожность);
Снижение агрессивности, тревожности, детской конфликтности;
Раскрытие творческих способностей детей;
Уменьшение числа психосоматических заболеваний.
Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь педагогам-психологам и воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.
Продукт детской деятельности:
Инсценировка сказки.
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
1. Теоретико-методологические основания исследовательской деятельности.
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:
Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацеленна на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций , где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
1.2. Методическая разработка по теме исследования
Проект осуществлялся в течение двух месяцев, включал в себя следующие этапы:
1. Овладение педагогами ДОУ основами применения сказкотерапии:
- изучение научной литературы;
- изучение опыта других педагогов по данному направлению;
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:
Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
-изготовление необходимого оборудования (опорные схемы, костюмы сказочных персонажей, ширмы для кукольного театра).
2. Работа с родителями:
разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» (Приложение 2), «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника» (Приложение 3).
3. Работа с детьми:
- Опрос «Твоя любимая сказка»,
- «Слушаем сказку»,
- «Рассказываем сказку»,
Конспект непосредственно-образовательной деятельности разработан по русской народной сказке, отмеченной в ходе опроса, проводимого на организационном этапе, в качестве любимой "Лиса и заяц".
1. "Слушаем сказку"— предусматривает знакомство детей с русской народной сказкой. Педагог рассказывает или читает сказку, одновременно выставляя на столе перед детьми декорации и фигурки персонажей. После знакомства со сказкой необходимо поговорить с дошкольниками о том, что в ней происходит, уточнить, что они видят на картинках. Если у детей возникли вопросы по сюжету повествования или им оказались непонятны какие-либо обороты речи, педагог обязательно должен всё разъяснить и убедиться, что дети поняли.
После этого, педагог сам задаёт вопросы слушателям о персонажах сказки: каков их внешний облик, характер, о чём говорят их поступки? Педагог может уточнить, кто из героев сказки понравился детям, а кто нет и почему. На этапе первого знакомства со сказкой вопросы педагога помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл народной сказки.
Обязательной частью этого этапа являются загадки. Отгадать их дошкольникам будет не очень сложно, так как они непосредственно перед этим обсуждали с педагогом характерные черты всех героев сказки. Заканчивается занятие игрой, во время которой дети употребляют новые слова или закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанных с сюжетом сказки.
2."Рассказываем сказку"— начинается с коллективного пересказа сказки: дети рассказывают сказку, а педагог иллюстрирует её, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, педагог помогает рассказчикам — указывает на ребёнка, которому следует пересказывать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задаёт ребенку наводящий вопрос. В качестве помощи педагог может предложить детям использовать опорные схемы.
Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память и мышление. В рамках занятия также проводят подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Следует отметить, что все задания и игры, включённые в занятие, непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.
3."Показываем сказку" — включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора.
В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или игрушки, посаженные в "зрительном зале". В задачу педагога входит режиссура спектакля и чтение текста "от автора".
После показа сказки на импровизированной сцене дети выполняют несколько учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или артикуляционная гимнастика. Затем детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например умение рисовать или копировать голоса разных животных.
4. "Рисуем сказку". На нём перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Дошкольники помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для этого разнообразные рисунки и графические работы.
Обязательным заданием на занятии является конструирование из счётных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.
- Итоговое мероприятие – досуг по сказкотерапии «Путешествие в сказку » (Приложение 1).
Формы реализации проекта:
1. Совместная деятельность взрослого с детьми:
- «Слушаем сказку»
- «Рассказываем сказку»
- «Показываем сказку»
- «Рисуем сказку»
Результат:
- развитие речи, обогащение словаря,
- оптимизация эмоциональной сферы дошкольников,
- оптимизация межличностного взаимодействия дошкольников,
- развитие памяти, внимания, мышления,
-развитие общей и мелкой моторики,
- развитие творческих способностей,
- развитие изобразительных навыков.
2. Беседы:
- «Твоя любимая сказка»
- «Какие сказки тебе читает мама»
- «Сказочный герой»
Результат:
- развитие представлений детей о сказках,
- развитие коммуникативных качеств дошкольников.
3. Практические задания:
- «рассказываем сказку» (с помощью опорных схем)
- «Показываем сказку» (инсценировка знакомой сказки),
- «Рисуем сказку»
Результат:
- Развитие коммуникативных навыков,
- Развитие творческих способностей,
- Оптимизация межличностного взаимодействия,
- Развитие изобразительных навыков,
- Творческие работы.
4. Игровая деятельность:
- дидактическая игра «Назови сказку»,
- дидактическая игра «Цветные сказки»,
- дидактическая игра «А что потом?»,
- дидактическая игра «Чудесные помощники»,
- подвижная игра «Хитрая лиса»,
- подвижная игра «Выручай».
Результат:
- Исполнение ролей,
- Оптимизация межличностного взаимодействия.
5. Выставка рисунков и фото:
6. Дома с родителями:
- «Знакомимся со сказками»,
- «Сказку».
Результат:
- Развитие творческих способностей,
- Развитие изобразительных навыков,
- Развитие коммуникативных навыков.
7. Итоговое мероприятие - досуг «Путешествие в сказку»
Результат:
- Эмоциональная отзывчивость,
- Атмосфера праздника.
Заключение.
Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.
Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.
Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Проведя контрольное диагностическое исследование по окончанию проекта, мы увидели, что уровень детской тревожности значительно снизился, дети стали более активно вступать в контакт и непринужденно вести беседу, обогатился активный словарь, более высокого уровня развития достигла связная речь.
Родители, в свою очередь, помимо вышесказанных изменений, отметили, что у дошкольников возрос интерес к русским народным сказкам.
В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».