Статья педагогической технологии на тему Здоровье сберегающие технологии на занятиях информатики


Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий техникума, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья студентов. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних обучающихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения обучающихся без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.
Слайд 2
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие:
1. Создание организационно-педагогических, материально–технических, санитарно–гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся.
2. Создание материально–технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Слайд 3
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:
Четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния кабинета.
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания.
Освоение новых методов деятельности в процессе обучения обучающихся, использование технологий на парах, сберегающих здоровье учащихся.
Привлечение системы внеклассной, предпрофильной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся.
Участие в обобщение опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология - это:
1. условия обучения студента в техникуме (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностями обучающегося;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
5. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Давайте обобщим понятие здоровьесберегающей технологии.
Слайд 4
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность принципов, приемов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Слайд 5
Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:
– Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
– Воздействие электромагнитного излучения. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью.
– Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
– Перегрузка суставов кистей. Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
– Стресс при потере информации. Если компьютер "зависает", в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...
– Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV, в компьютере.
Слайд 6
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.гигиенические факторы.
1. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости).2. К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна.
Слайд 7
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:
Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
Методы обучения специфические общепедагогические
Рассказ
Дидактический рассказ
Беседа
Лекции
Дискуссия
Работа с книгой
Демонстрация
Иллюстрация
ВидеометодУпражнения
Наглядность
Лабораторный метод
Практический метод
Познавательная игра
Методы программированного обучения
Обучающий контроль
Ситуационный метод
Игровой метод
Соревновательный метод
Активные методы обучения
Воспитательные, просвети-
тельские и образовательные программы + +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Слайд 8
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, преимы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).Слайд 9
Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н.К. Смирнову)
Здоровьесберегающиетехнологии
Медико-гигиенические технологии
Физкультурно-оздоровительные
технологии
Экологические здоровьесберегающиетехнологии
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Организационно-педагогические технологии
Психолого-педагогические технологии
Учебно-воспитательные технологии

Слайд 10
Так для чего нужны оздоровительные приемы на занятиях?
Оздоровительные упражнения на занятиях позволяют
Снижать утомляемость
Повышать эмоциональный настрой
Способствовать укреплению здоровья обучающихсяАктивизировать защитные силы организма
Повышать работоспособность

На уроках информатики можно использовать несколько упражнений, например:
Для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение – сидя на стуле. 1-2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Правую руку вперед, левую вверх. 3-4. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову нак5лонить вперед. Темп средний.
Упражнение гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считать до 5. Повторить 4-5 раз.
Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроках. И на последнее я предлагаю вам заняться физминуткой, есть такой хороший помощник.
Слайд 11
Спасибо за внимание!