Мониторинг Социально-педагогический мониторинг воспитанников
Социально-педагогический мониторинг воспитанников
Разрешите представить вашему вниманию мониторинг уровня социализации, адаптированный для воспитанников c умственной отсталостью.
Данный мониторинг предполагает организацию сбора информации о проблемах конкретного ребёнка с целью облегчения его адаптации и интеграции в социуме. Он позволяет выделить и оценить факторы риска, затрудняющие адаптацию детей, выявить проблемы, определить возможности и средства их преодоления.
В своих трудах Анатолий Викторович Мудрик так определяет, что такое социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека с условиями жизни на всех возрастных этапах
Процесс социализации личности, как мы уже говорили, начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов, оказывающих влияние на формирование личности. Можно выделить следующие факторы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.
Оценивать результаты социализации в школе достаточно сложно, так как изменения, происходящие в личности воспитанника, часто носят скрытый характер и не поддаются точному измерению. А кроме того результаты не проявляются сразу, как правило, они имеют отсроченный по времени характер. Тем не менее, опираясь на научные исследования, таких ученых как Певзнер М.С., Худенко Е.Д., Маллер А.Р, Цикото Г.В., Мастюковой Е.М. в области социализации детей с умственной отсталость, мы выделили систему критериев и показателей, которые выступают в роли инструментариев для получения информации отражающей состояние уровня социализации воспитанников и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению ученика в его индивидуальном маршруте.
Предлагаемая система критериев предназначена для учащихся 1-9 классов. Мы использовали следующие критерии:
- Навыки самообслуживания и личной гигиены – данный критерий отражает, как воспитанник одевается, раздевается, следит за своим внешним видом, аккуратен и опрятен в одежде. Заботится ли о своем здоровье, теле, соблюдает гигиену питания. Следит ли не только за собой, но и за своими товарищами, помогает им.
- Навыки бытового труда - данный критерий отражает, как воспитанник соблюдает чистоту, поддерживает порядок и дежурит в группе, столовой, спальне, школе. Как справляется со своими обязанностями, в каком объеме их выполняет, Может ли проконтролировать товарищей, указать им на недостатки, помочь их исправить.
- Продуктивные виды деятельности - отражает, как воспитанник владеет продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, вышивание, выпиливание, бисероплетение, конструирование и др.). Насколько аккуратно выполняет работы, доводит или не доводит до конца начатое дело, видит ли недостатки работы, может ли их исправить. Как воспитанник проявляет инициативу, может ли помочь товарищам, объяснить непонятное, дать образец выполнения.
- Игровая деятельность*- отражает способность воспитанника целенаправленно и осознанно осуществлять игровые действия, знать правила игры, соблюдать их самому и контролировать сверстников.
- Невербальные коммуникативные навыки - данный критерий отражает способность воспитанника общаться с помощью жестов, мимики, позы.
- Вербальные коммуникативные навыки - данный критерий отражает способность воспитанника вступать в диалог, инициировать беседу, владеть речевым этикетом и применять его в общении, общаться развернутыми фразами, умение вовлечь в беседу товарищей.
- Самоконтроль, саморегуляция поведения - данный критерий отражает способность воспитанника реагировать на жизненные ситуации эмоциями, которые являются уместными и адекватными.
- Поведение в социуме - данный критерий отражает способность воспитанника осознавать правила контроля, выполнять учебные действия и контролировать их, умение понять и исправить ошибки.
- Самооценка (внешности, возможностей, способностей) - данный критерий отражает способность воспитанника оценивать себя адекватно реальным достижениям, менять свои оценки, прислушиваться к мнению педагога и товарищей.
- Организация личной жизни и свободного времени - данный критерий отражает, как воспитанник знает и соблюдает распорядок дня, побуждает к этому товарищей. Владеет умением совместного времяпровождения, соблюдает правила сам и требует этого от сверстников.
- Уровень социального восприятия окружающих - данный критерий показывает, как воспитанник знает свою социальную роль, умеет сотрудничать в группе и осуществлять обратную связь, уважает старших, пользуется авторитетом среди товарищей.
- Знание предметной стороны профессиональной деятельности**- данный критерий показывает, как воспитанник знает предметную сторону профессиональной деятельности, общие и специальные профессионально важные качества, стремиться узнать и получить новые знания, совершенствовать умения.
- Отношение к избираемой профессиональной деятельности**- данный критерий показывает, как воспитанник понимает общественную значимость избираемой профессии и как интерес к избираемой профессии присутствует в системе ценностных ориентаций.
* для 1 – 8 классов
** для 9 класса
Эффективность проводимой работы будет проверяться по итогам года, путем анализа результатов начальной и итоговой диагностики уровня сформированности социализации. Качество мониторинга обеспечивается такими условиями, как стабильность, долгосрочность, надежность.