Педагорическая концепция Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
по теме
«Кейс-метод
как современная технология личностно-ориентированного обучения»
Выполнила:
учитель начальных классов
квалификационной категории
Комисарова Наталья Евгеньевна
2013 - 2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Основная часть.
2. 1. Личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов.
2. 2. Ценностные ориентиры методики.
2.3. Пути реализации концепции.
2. 3.1. Описание методов кейс-технологии.
2. 3. 2. Характеристика этапов реализации кейс-технологии.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
« Рискните думать самостоятельно.
В ответ вы получите гораздо больше
счастья, мудрости, правды и красоты».
Кристофер ХитченсУчение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения.
Считаю, что в современной реальности обычная школа поставлена в сложные условия. С одной стороны, требования времени и государственная политика в образовании предполагают широкий выбор программ, форм, средств и технологий обучения. С другой стороны, высокий теоретический уровень учебных курсов, классно-урочная система с фронтальными методами, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практической деятельностью являются теми проблемами, которые затрудняют совершенствование образовательных систем. Основная идея обновления начальной ступени общего образования состоит и в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, что становится достижимым, если осуществляются:
признание права школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного);
обеспечение направленности образовательного процесса на формирование компетентностей;
реализация индивидуальных образовательных программ;
создание условий для самостоятельной, познавательной и иной деятельности учащихся.
Решение этих задач становится возможным, если современные педагогические
технологии станут неотъемлемой частью образовательного процесса.
В практике своей педагогической деятельности столкнулась с проблемой поиска такой технологии обучения, которая позволила бы подготовить учащихся к условиям реальной жизни, задействовать коммуникативные и творческие способности учеников, научить их добывать знания, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов, применение которой формирует у учащихся умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.
Выбор кейс-технологии в практике моей работы был определён по следующим причинам:
наличие логической структуры;
наличие чёткой последовательности действий и шагов;
повторяемость;
воспроизводимость;
нацеленность на получение конкретного образовательного результата.
Однако актуальность технологии определяется еще и тем, что позволяет сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе, развить значимые личностные качества учеников, а также способствует формированию универсальных учебных действий, что является составляющей фундаментального ядра современного содержания образования младших школьников.
Основная часть.
Личностно-ориентированное обучение с использованием кейсов.
По сравнению с широко распространенными методами личностно-ориентированного обучения школьников метод кейс-технологий не столь известен.
Однако он имеет ряд преимуществ: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков.
Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Он предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не имеющей однозначного решения.
В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего – либо. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со
стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получе-ния знаний.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей.
На начальном этапе использования кейс-технологии составляется индивидуальный план, каждый ученик или группа учеников получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, которая представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Кейс - это описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Любой кейс дает возможность использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.
Виды кейсов:
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения класса).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Его минусом является ограниченная возможность многократного просмотра, а значит, искажение информации и ошибки.
Типы кейсов:
Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу учащихся, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.
Обучающие кейсы. Отражают ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
Примерная структура кейса:
Ситуация – случай, проблема, история из жизни.
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором.
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
При создании кейса следует учитывать:
1)Для кого и с какой целью пишется кейс?
2)Чему должны научиться дети?
3)Какие уроки они из этого извлекут?
Представляю этапы, которые отражают классическую форму работы ученика с кейсом:
I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап – выделение основной проблемы;
III этап – предложение тем для «мозгового штурма»;
IV этап – анализ последствий принятия решения;
V этап – решение кейса
Учитель в свою очередь: даёт «ключи» к разгадке в форме дополнительных вопросов, сам даёт ответ или ничего не предпринимает, пока учащиеся работают над проблемой.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому учитель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них. Роль учителя же состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
2. 2. Ценностные ориентиры методики.
Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Кейс- технология работает на развитие
Учебно- информационной компетенции
Коммуникативной (социальной) компетенции
Какие же формируются навыки у учащихся или как записано в ФГОС второго поколения универсальные учебные действия?
Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции 1. Освоение методов анализа и критического мышления2. Умение работать с текстом3. Создание авторского продукта4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем5. Освоение методов сбора данных
Социальные компетенции
1. Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе2. Получение коммуникативных навыков3. Развитие презентационных умения4. Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения5. Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей Возможности кейс-технологииСуществует широкий круг образовательных задач и возможностей кейсового метода:
приобретение новых знаний и развитие общих представлений;
развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;
развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться;
приобретение навыков разработки действий и их осуществления;
возможность работать в команде;
возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Важным достоинством этой группы технологий является и возможность более оперативного руководства учащимися, их воспитания в процессе общения с учителем и группой.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью. К их достоинствам можно отнести:
доступность, как возможность организации самостоятельной работы в классе и в домашних условиях;
наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;звуковое сопровождение;
наличие интерактивных заданий;
анимированные примеры решения задач;
возможность нелинейной работы с материалом, с переходом от одного задания к другому.
2.3. Пути реализации концепции.
2. 3.1. Описание методов кейс-технологии.
Кейс-технология достаточно сложное явление в методике обучения младших школьников.
Данная технология состоит из различных методов:
а) Метод инцидентов.
Цель метода – поиск информации самим учеником, и как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом. Данная форма работы требует много времени.
Может применяться с хорошо подготовленными учащимися.
б) Ситуационно - ролевая игра.
Цель – в виде инсценировки создать в классе правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Часто использую в своей работе.
в) Метод разбора деловой корреспонденции.
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме.
В младших классах даются основы работы с деловой статьёй на уроках окружающего мира, что имеет огромное значение для дальнейшей работы в средней школе.
г) Метод дискуссии.
Дискуссия – обмен мнениями, по какому – либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
д) Метод кейс – стадии.
Метод основан на разборе конкретных ситуаций.
е) Игровое проектирование.
Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Широко использую в работе с младшими школьниками.
Кейс-технология направлена на эффективное достижение поставленной цели и, следовательно, порядок ее реализации можно представить в виде следующей структуры:
Хочу отметить, что применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения младших школьников.
2. 3. 2. Характеристика этапов реализации кейс-технологии.
Подготовительный этап. Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы (в большей степени). Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.
Основной этап. Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся (если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и, не оглашая тему, поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться. Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений. Если требуется экспериментальное доказательство, то они обращаются за помощью к учителю. Результаты исследования оформляются в виде презентации, проекта.
Заключительный этап. Учащиеся представляют свои работы. Проводится конференция, дискуссия, полилог и др. формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников. Подводятся итоги по следующим критериям: количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.
Заключение.
С целью оценки результатов проделанной работы мной были проведены тестовые методики, благодаря которым было выявлено отношение учащихся к использованию кейс-технологии. Критерии, отобранные для исследования результатов использования новой организации и технологии обучения, определяли:
эмоциональное состояние учащихся на уроке;
степень восприятия учащимися новой организации учебной деятельности;
освоение учащимися учебного материала;
формирование умений учебной деятельности и коллективной работы.
Ученикам была предложена анкета «Твоё отношение к использованию на уроках технологии кейс – обучение» и даны варианты ответов: а) нравится, б) равнодушен, в) не нравится.
Были получены следующие результаты:
нравится – 66%,
не нравится – 11%,
равнодушны – 23%
18351527940
Итоги анкетирования позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся положительно относятся к применению на уроках технологии кейс-обучения.
Кейс-обучение в групповой форме повышает интерес к предмету, позволяет детям самим включаться в процесс исследования, самим получать знания, добиваться поставленной цели, самим искать ответы на поставленные вопросы.
Анализ диагностических работ в классах, где проводились уроки с использованием технологии кейс-обучение в групповой форме и в классах, где кейс-обучение не применялось, показал, что результаты их не очень отличаются.
Однако точно можно отметить изменения в учебных умениях учащихся. Было установлено, что:
- выделять главное в тексте могут – 62%,
- уверенно работать со справочной литературой – 40%,
- находить нужную информацию в учебнике – 60%.
1835151270
Таким образом, можно отметить, что учащиеся более уверенно находят необходимую для них информацию, ставят вопросы к тексту. В итоге дети учатся получать знания самостоятельно.
В результате работы я пришла к выводу, что использование технологии кейс-обучение в групповой форме: формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить вопросы к тексту, развивает мыслительную деятельность учащихся, способствует применению на практике полученных знаний, учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.
Метод кейс-обучение в групповой форме способствует: активизации деятельности учащихся на уроках, развитию познавательной деятельности, лучшему запоминанию изученного материала, развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).
Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни.
Список используемой литературы:
Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
Даутова О.Б., Современные педагогические технологии в профильномобучении: учеб.-метод. пособие для учителей /О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; подред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
Деркач А. М. Кейс-метод в обучении: составление и использование заданий // Среднее профессиональное образование. — 2010. — N 11. — С. 45-47.
Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади» Составитель О. Н. Калачикова.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1./ Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2006. – 816с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru Устинова Т.Б., Кейс-технологии как условие активизациисамостоятельной работы учащихся.