Обмен опыта работы по технологии на тему: Современная образовательная технология, метод проекта


Тема выступления на РМО технологии:
«Современная образовательная технология, метод
проекта. Практическое применение метода проекта
на основе собственного педагогического опыта»
Выступающий: Божко И.В., учитель технологии
МБОУ СОШ №1 г. Завитинска
Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.
Карл Рэнсом Роджерс
Сегодня, в связи с реформированием школьной системы образования, особую актуальность приобретает формирование у обучающихся самостоятельного мышления, сознательного выбора профессии. Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, умеющих самостоятельно добывать и применять новые знания. Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Критерием успешности для выпускника становиться не только результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами.
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающим детям открывать себя. Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Современная образовательная технология, метод проекта
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные  технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод проекта. Одно из значений слова «проект» в переводе с латинского - это «брошенный вперед». Данное толкование во многом ориентирует современного учителя на инновационную деятельность. Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся. Развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Метод проекта занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися 1 - 9 классов ежегодно не менее одного творческого проекта.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель определяет тематику с учетом учебных ситуаций по своему предмету, в других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Результативность во многом зависит от степени активизации учебного процесса, от того, насколько полно ученик вовлечен в творческую работу. Творчество учеников в процессе обучения повышает их познавательную активность. Выполнение самостоятельных работ позволяет формировать многие признаки познавательной самостоятельности, в том числе: стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, поиск подхода к решению задачи, умение анализировать и обобщать информацию, доказывать правильность сделанных выводов, давать правильную оценку фактам и событиям действительности.
При таком подходе в большей степени задействуются таланты, которые при обычном книжном образовании вроде бы не так нужны. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях на уроках технологии, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут – то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, значимая и знакомая для ребенка.
Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Необходимо отличать научную проблему от практической задачи.
Формулируя тему проекта, мы отвечаем на вопрос: как назвать то, чем мы собираемся заниматься? В теме должно найти отражение движения от старого к новому.
Обосновать актуальность проекта – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Нужно различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь в том случае, если они совпадают.
Определить объект исследования – значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании.
Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования.
Ставя перед собой цель, ученик определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:
• освоение предметных знаний;
• умение применять эти знания на практике (в контексте учебной;
• дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
• овладение междисциплинарными умениями;
• коммуникативными умениями;
• умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
• овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
• умения сотрудничать  и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к современным образовательным технологиям, технологиям XXI века.
В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками, вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее.
Проект способствует у детей развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Практическое применение метода проекта на уроках технологии
Этапы выполнения творческого проекта
Творческие проекты зависят от возраста ребёнка, если в начальных классах кл он может быть простым и не сложным из бумаги, ткани, бисера, то в среднем звене начиная с 5 класса и последующих классах ужу более сложным. Но самым главным при выполнении проекта всегда остаётся логика построения деятельности учащихся, которая должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделены основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный.
На организационно-подготовительном (исследовательском) этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ребятами ставится цель получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе ребята обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является приобретение
новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку своей деятельности.
На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель проекта - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.
Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, мини исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение обучающиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками, лучшие могут быть заслушаны и на научно – практической конференции, выставках детского творчества и др.
Рассмотрим компоненты, из которых состоят этапы выполнения проекта:
1. Поисково-исследовательский - поиск и анализ;
выбор темы проекта;
планирование проектной деятельности по этапам;
сбор, изучения, обработка информации по теме проекта;
2. Конструкторский - поиск вариантов конструирования с учетом требования дизайна;
выбор технологий;
экономическая оценка;
экологическая экспертиза;
3. Технологический этап - составление технологической документации;
подбор необходимого материала, инструментов и оборудования;
выполнение операций;
контроль качества;
внесение изменений в конструкцию и технологию;
4. Заключительный этап
оценка качества;
анализ результатов;
возможность использования результатов;
презентация, защита;
Основные требования к проекту:
технологичность;
экономичность;
экологичность;
безопасность;
эргономичность ;
удобство в использовании;
системность – последовательность в изучении материала;
творческая направленность и занимательность;
соответствие требованием дизайна;
значимость.
Достоинства метода проектов: интерес, творческая направленность, реализация своих знаний, мотивация, чувство гордости, «Труд оставляет удовлетворение».
Функции учителя при выполнении проекта
Помощь в подборе проектов.
Наблюдение за ходом работы учащихся.
Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности.
Поддержание рабочей обстановки в классе.
Оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе.
Нормирование трудовой деятельности.
Анализ и обобщение работы отдельных учащихся и класса в целом.
Результаты обучения методом проекта
Адаптация к современным социальным условиям жизни.
Профессиональное самоопределение.
Развитие разносторонних качеств личности.
Рост творческой активности.
Интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.
Практическое применение метода проекта на основе собственного педагогического опыта.
Тема по самообразованию, над которой я уже работаю несколько последних лет: «Использование метода проекта на уроках технологии и во внеурочное время».
При использовании метода проектов возникает  явно выраженное противоречие между необходимостью  повышать образовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами.
Поэтому в своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.
Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Обязательно учитываются этапы выполнения проекта. «см. Приложение 1»
Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учениц и уровнем их технологической грамотности, а   также с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап - выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Для повышения мотивации учащихся при выполнении проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:
- создаю благоприятный психологический климат;
- творческую атмосферу;
- постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки.   
 Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого учениками   изделия. Для этого использую приемы:
- прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
- использование в качестве образца наиболее удачных работ и  проектов для показа в обучении;
- рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы.
 Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, я сочетаю его с упражнениями, которые  вырабатывают умения и навыки проектирования и обработки материалов. Для этого я  использую пособие под редакцией И.А. Сасовой и В.Д.Симоненко «Метод проектов в технологическом образовании школьников».
Выполнение проекта может занимать различное время, что зависит от содержания материала. В этом случае, запуская проект, постепенно веду учащихся по пути приобретения необходимых знаний и умений в процессе выполнения проекта, благодаря упражнениям.
Я разработала алгоритм работы над проектом, который помогает ученицам в планировании, без чего проектная деятельность невозможна и  приучает детей к четкому порядку
В разработанном мной алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта.
Для оценки творческой деятельности учащихся я разработала возможные критерии оценки проекта: оценку качества  оформления и выполнения проекта, оценку защиты проекта.
 Каждый этап проекта отражается в папке, где у учащихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты» по классам.
Я работаю по принципам, которые помогают:
- созданию атмосферы сотрудничества (учитель-ученик);
- умению вызвать у себя и у учащихся творческое воодушевление;
- поддерживать атмосферу радостного общения;
- волевые усилия к преодолению трудностей.
Обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности учащихся. « см. Приложение 2».
 Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, как в свой родной дом, у учеников появляется не  само по себе,  для этого надо создать  благоприятную атмосферу. Свой кабинет, свое рабочее место я стараюсь превратить для учащихся в  лабораторию для творческой работы.
Метод проектов я использую в различных разделах:
• кулинарии, « см. Приложение 3»
• создание изделий из текстильных и поделочных материалов, при этом отслеживая одарённых детей , « см. Приложение 4»
• художественные ремёсла, « см.Приложение 5» и др.
Естественно, что не каждый школьный класс способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался уже «банк проектов» - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения. Также в кабинете оборудован «Уголок проектанта», где размещены необходимые материалы для защиты проекта.
Темы для проектов я, предлагаю. Они могут быть совершенно различными, иногда дети сами предлагают для изучения свою тему.
Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии.
У детей тут же возникает вопрос: Зачем нам это надо? А для чего? Этими проектами мы подводим итоги изучения каждого из разделов. Это итог всей нашей совместной работы.
Работать они могут индивидуально, парно, в группах. На каждый проект отводится определённое время, ребята знают, что не оконченный проект не может оцениваться.
Основной моей задачей является то, что я подсказываю новые источники информации или просто направляю мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ребята должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. При выполнении проекта школьникам напоминается, что необходимо ответить на 7 основных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?
Важным методическим аспектом практической деятельности я считаю и организацию оценивания проектной работы, которую озвучиваю задолго до защиты проекта, можно сказать на первоначальном этапе, это:
1) самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) презентация содержания проекта;
6) использование средств наглядности, технических средств;
7) ответы на вопросы. В группу оценщиков всегда входят и сами ребята.

Именно проекты позволяют ученикам исследовать самые разнообразные проблемы, прогнозировать развитие событий, анализировать полученные результаты. Для изучения ученикам предлагается опорный план вопросов, на которые они должны найти ответы из различных источников информации и сделать вывод результатов работы.
Еще одной моей задачей является развивать внутренние мотивы познавательной деятельности учащихся. Но как? Механизм восприятия, усвоения, запоминания и развития познавательной деятельности строится по принципу действия рекламы: внимание – интерес – желание – действие. Надо пробудить желание работы. Только успех возбуждает желание работать. Но чтобы он захотел, нужен психологически благоприятный климат на занятии, т. е. такие условия, когда ученику хочется слушать, нравится выполнять задания, когда он чувствует внимание преподавателя и товарищей.
В результате проектной деятельности у учеников развиваются познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это можно увидеть из фото галереи ,«см.Приложение 7»
При выполнении проектов я обращаю внимание детей на то, что можно привлекать к своей работе и родителей.
Вовлечение родителей в проектные работы позволяет улучшить взаимоотношения со своими детьми – подростками и учителями. Приходит понимание, что богатство родителей не столько в их материальных возможностях, а прежде всего в их способностях и талантах, профессиональных знаниях, опыте и связях, которые являются мощным ресурсом для развития школьной проектной деятельности.
Рождается новый характер отношений в системе образования. Учащиеся, учителя и родители становятся режиссерами и актерами учебно – воспитательного процесса при реализации сценария учебной программы.
Защита проектов (их презентация) проводятся на уроке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проектов дал в данном случае такой высокий результат – высокую мотивацию к обучению и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.
Проекты позволили подняться на качественно новый уровень познания истории не только детям, традиционно называемым в школе сильными, но и предопределил посильное участие в решении задач проекта и среднеуспевающих детей, и относительно слабых, у которых не в такой мере развиты способности к аналитическому мышлению. И это – второе достижение, которое дает исследовательский проект. Захваченные всеобщим энтузиазмом, такие дети обнаруживают свои скрытые возможности, поскольку высока была мотивация к решению общей проблемы.
Надо сказать, что активность ребят на этом и подобных уроках просто поразительна. Всем хочется высказаться и всем есть что сказать!
Урок не ограничивается докладами учащихся. Пожалуй, наиболее интересная часть уроков это защита проектов – когда виден результат, в форме дискуссии, выставки, когда ребята задают докладчикам вопросы, спорят с ними, высказывают собственную точку зрения, приводят свои аргументы. Также могут сравнивать свою выполненную работу с другой, уже сами самостоятельно видят свои допущенные ошибки и в дальнейшем стараются выполнить проект лучше и интересней. Единственное огорчение на таких уроках – время, которого всегда не хватает, чтобы дать возможность высказаться каждому в полной мере. Это настоящий праздник знания.
Презентация , реклама, подсчёт результатов проектной деятельности одна из самых сложных частей работы над проектом. Поэтому, я считаю что, начинать планировать способ презентации результатов проекта необходимо с самого начала на этапе постановки цели и задачи проекта.
Например, дать возможность, независимо от возраста и одаренности, почувствовать вкус творческого процесса, побывать в роли автора идеи, реализовать ее, попробовать себя в роли актера, сочинителя, костюмера, бутафора и даже в роли продавца при участии в ярмарках – распродажах. «см. Приложение 6» т.д.
«Оживить» свои проекты, превратить их в маленькие новеллы на сцене, используя весь доступный арсенал (музыка, движение, костюм, свет…). Превратить зрителя в активного союзника, соучастника действа.
Найти взрослых единомышленников для совместного творчества. Для ребенка очень важно почувствовать, что мир объединяется вокруг него, его радует участие взрослых в его творческих поисках.
Опыт показывает что, презентация должна как можно полнее рассказать о работе над проектом. Во время презентации продолжается поиск истины, продолжается процесс познания, приобретаются навыки публичного выступления.
Конечно, приходится учить школьников общим методам, алгоритмам, классифицировать задачи по типам. Тем более именно проектная деятельность позволяет приобщить детей к азам научной исследовательской работы, подвигнуть их на поиск, который рождает все новые вопросы и ощутить радость открытия, пусть когда-то кем-то сделанного. .
Содержание презентации проекта во многом зависит от имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков и жизненного опыта. Я помогаю ученикам, направляю их деятельность в нужное русло. Считаю, что для создания презентации необходимы наличие программного обеспечения и необходимых материальных средств, которые будут участвовать в демонстрации проекта.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.
Важно помнить, что проект – это решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Проект отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме, от ролевой игры, дискуссии, в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все эти методические цели могут присутствовать в проекте, но, кроме всего прочего обязательно присуще исследование проблемы, творческая, поисковая деятельность, находящая воплощение в каком – то конкретном продукте. На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.