Конспект урока на тему: Высокий духовно-нравственный подвиг жен декабристов в поэме Н.А.Некрасова Русские женщины
Конспект урока по литературе на тему:
"Высокий духовно-нравственный подвиг жен декабристов
в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Инсценировка отрывка из поэмы.
Княгиня (входит в станционный дом)
В Нерчинск! Закладывать скорей!
Губернатор
Пришел я - встретить вас.
Княгиня
Велите ж дать мне лошадей!
Губернатор
Прошу помедлить час.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть...
Княгиня
Благодарю вас! Я сильна...
Уж недалек мой путь...
Губернатор
Позвольте-с. Я согласен сам,
Что дорог каждый час,
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
Бесплодна наша сторона,
А та - еще бедней,
Короче нашей там весна,
Зима - еще длинней.
Да-с, восемь месяцев зима
Там - знаете ли вы?
Там люди редки без клейма,
И те душой черствы;
На воле рыскают кругом
Там только варнаки;
Ужасен там тюремный дом,
Глубоки рудники.
Вам не придется с мужем быть
Минуты глаз на глаз:
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой;
Короток им и страшен суд,
Грознее нет суда!
И вы, княгиня, вечно тут
Свидетельницей... Да!
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто!
Пускай ваш муж - он виноват...
А вам терпеть... за что?
Княгиня
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Пусть смерть мне суждена -
Мне нечего жалеть!..
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
И эти речи поберечь
Вам лучше для других.
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
Покинув родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, - я слез не принесу
В проклятую тюрьму -
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.
Губернатор
Быть может, гордость вас спасет...
Достались вы ему
С богатством, с именем, с умом,
С доверчивой душой,
А он, не думая о том,
Что станется с женой,
Увлекся призраком пустым,
И - вот его судьба!..
И что ж?.. бежите вы за ним,
Как жалкая раба!
Княгиня
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Губернатор
Простите! да, я мучил вас,
Но мучился и сам,
Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам!
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас...
Я вас в три дня туда домчу...
(Отворяя дверь, кричит.)
Эй! запрягать сейчас!..
? Скажите, фрагмент какого произведения мы сейчас увидели?
Запишем тему урока.
3. Анализ произведения (беседа с учащимися, постановка проблемных вопросов).? Кому посвящена поэма? (женам декабристов)
? Кто такие декабристы? (в России были первыми, кто отважился выступить против власти царя, среди них было много людей, принадлежащих к творческой интеллигенции).
? Какое наказание ждало? (Из 579 человек, привлеченных по делу о восстании, признаны были виновными 289 человек. Часть умерла во время следствия. Другие в количестве 131 человека были преданы Верховному уголовному суду. 5 человек были приговорены к четвертованию, впоследствии замененному повешением. Остальные были приговорены к каторжным работам, разжалованию в солдаты и прочим видам наказания.)
? Женами декабристов называют женщины, последовавших за мужьями на каторгу в Сибирь. Какие последствия это влекло за собой для этих женщин? (они лишались всех привилегий, покидали родных, свой дом и обрекали себя на голодную, тяжелую жизнь, полную страданий).
? Могли эти женщины не отправляться за мужьями, а продолжать свою спокойную, безбедную жизнь? (да, жены декабристов после ссылки мужей могли считаться свободными. И некоторые так и поступали).
? Какие преграды и трудности ждали этих женщин? (голод, холод, отречение от семьи, светского общества, жизнь в суровых, а порой и невыносимых условиях).
4. Лексическая работа.
Мы увидели отрывок из поэмы "Русские женщины", посвященный княгине Екатерине Трубецкой, последовавшей за своим мужем в Сибирь.
Давайте перечислим нравственные качества русской женщины, которые мы видим в этой героине.
Княгиня Трубецкая - любящая, верная, преданная, самоотверженная, смелая, выносливая, сильная духом, готовая к самопожертвованию, заботливая, сострадающая.
5. Творческое дифференцированное задание.
Для девочек: "Представьте, что вы - княгиня Трубецкая, вам нужно написать письмо вашему мужу"
Для мальчиков: "Написать речь отца княгини, обращенную к дочери перед ее отъездом" (или отговорить ее ехать, или благословить)
Зачитывание ответов (выборочно).
6. Задание на развитие речи.
? Как вы считаете, в наше время остались еще такие женщины, как княгиня? В каких ситуациях могут проявляться такие моральные качества?
7. Рефлексия.
Закончите фразу: "На сегодняшнем уроке...
- мне было интересно...
- я задумался(лась) о...
- я понял(а), как...
- мне захотелось...
- я решил(а), что...
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Прочитать "Размышления у парадного подъезда", ответить на вопросы.