НОД по развитию речи с использованием методов ОТСМ — ТРИЗ для детей 4-5 лет Путешествие по сказкам В. Сутеева.
Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Акварель»
НОД по развитию речи
с использованием методов ОТСМ – ТРИЗ
для детей 4 – 5 лет.
-4184652123440Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Новотная Н.В.
г. Новосибирск
март 2016 года
-6292857780655Цель:
Закрепление знаний детей среднего дошкольного возраста о сказках В. Г. Сутеева, используя методы ОТСМ – ТРИЗ – технологии.
Задачи:
1. Упражнять детей в освоении способов классификации объектов.
2. Развивать речь детей путём освоения способов составления рифмовок, рассказов по серии картинок, подбора прилагательных противоположных по смыслу (противоречия).
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам путём чтения и разбора произведений В. Г. Сутеева.
Приёмы и методы ОТСМ – ТРИЗ:
Беседа, появление сюрпризного момента, появление загадки, появление физминутки, освоение способов классификации объектов (классификационная «Да – нет»), освоение способов составления рифмовок (появление символа тётушки Рифмы, таблицы « тётушка Рифма»), освоение детьми проблемной ситуации (д/и «Противоречия»), освоение детьми рассказов по серии картинок «Мышонок и карандаш», нахождение морали – пословицы, которая подходит ко всем сказкам В. Г. Сутеева.Инструменты и материалы:
Игрушки, соответствующие названиям сказок В. Г. Сутеева, портрет писателя, слайд - презентация «Путешествие по сказкам В. Сутеева», Теремок с картинками – рифмовками, таблицы «тётушка Рифма», серия картинок «Мышонок и карандаш», карточки с именами признаков «цвет», «место», «направление», «действие», «часть», подборка карточек – лепестков с пословицами, мяч, музыкальное сопровождение: «Песенка о доброте», песня «Кап – кап – кап…», ноутбук, проектор.
Ход НОД:
Дети заходят в класс и здороваются с гостями.
В. - Наши ребята умеют не просто здороваться, но и заменять слово «Здравствуйте» другими волшебными словами:
Д. - «Добрый день, приветствуем Вас, наше почтение, доброе утро, доброго здоровья!» (при проговаривании используются смайлики).
Садятся на стульчики.
В. - Ребята, мы пришли сюда не просто так, у меня для вас есть сюрприз. Живёт он в этой коробочке. Я думаю, всем хочется узнать, что здесь. Отгадайте загадку:
Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (книги)
- Правильно, это книга. В ней живут сказки.
Поиграем в «Да-нетку». Нужно отгадать, кто написал эту книгу.
(дети отвечают).
Д. – Эту книгу написал народ?
В. – Нет.
39427157468870Д. – Эту книгу написал автор?
В. – Да.
Д. – Это Пушкин?
В. – Нет.
3731895-217805Д. – Это Чуковский?
В. – Нет.
Д. – Сутеев?
В. – Да.
Достаю книгу из шкатулки. Показываю, что это книга В Сутеева.
Открывается презентация.
В. - Мы сегодня путешествуем по сказкам В. Г. Сутеева (1 слайд и 2-ой).
Портрет В. Г. Сутеева вывешивается на доску.
В. - Добрый волшебник написал много интересных сказок для детей.( 3 слайд)
Игра: «Отгадай по иллюстрации сказку».
В. - Дойди до столика и возьми тот объект, который соответствует названию сказки. Затем положи в корзину. Эти объекты нам ещё понадобятся.
В. -Терем-терем-теремок! Кто в теремочке живёт? А теремок – то пустой. Бежала мышка и поселилась в теремке. Принесла мышка карандаш, и он тоже поселился в теремке. Найдите рифму этим объектам.
Девочки – для мышки, мальчики – для карандаша. Дети поселяют рифмовки в строчки. (мышка – усишки, карандаш – гараж).
В. - А теперь, тётушка Рифма поможет нам придумать с этими рифмами стихи. Вывешивается тётушка Рифма(картинка) и таблицы.
1068705-217805
1) Жила – была (цвет) серенькая мышка,
(часть) на носу (действие) росли усишки.
2) Жил – был (цвет) зелёный карандаш,
(действие) закатился (направление) он в (место) гараж.
Слайд 4. Отгадайте сказку. «Мышонок и карандаш»
Работа по серии картинок. Рассказать каждый этап работы над картинками.
В. - Мышонок убежал. Дайте характеристику мышонку, какой он оказался?
Д. – Трусливый.
В. - Мышонок трусливый, герой следующей сказки (слайд 5), какой он по характеру в сказке В. Сутеева?
Игра с мячом – яблоком «Назови противоречия».
В. - Заяц какой?...
Д. – Смелый.
Жадный – щедрый, болтливый – молчаливый, злой – добрый, хмурый – весёлый.
В. - Ой, ребята, дождик начинается.
Песня «Кап – кап – кап…».
Слайд 6 – гриб. Под дождём гриб вырос.
Выставляется на столик игрушка - грибочек и под ним выкладываются лепестки с пословицами.
В. - Подберём пословицу, которая объединяет все сказки В.Сутеева.
Перебирая пословицы, дети находят:
Д. - «За добро добром платят».
В. - А вот и наша корзинка! Путешествие заканчивается. Но, где же палочка – выручалочка?
Воспитатель находит в корзине палочку – выручалочку.
-4286254042410Она поможет нам вернуться обратно в группу. А вернёмся, если каждый назовёт название сказок В. Сутеева. Достаём объекты из корзины и называем. Фоном звучит «Песенка о дружбе». Дети прощаются с гостями и проходят в группу.
16859256393815
Приложение 1.
Презентация «Путешествие по сказкам В. Сутеева».
Приложение 2.
2413024384001189355907415-881380477583513505205952016Фото - отчёт с проведения НОД.
16529055420360-889635618490
«За добро добром платят»-3530605364480767715-87044