Семинар– практикум для воспитателей «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»


Семинар – практикум для воспитателей
«Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
(Слайд №1)
(Слайд №2)
Цель: повышение профессиональной компетентности и активности педагогов ДОУ в овладении ими технологий проектирования.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Пропагандировать педагогическое мастерство педагогов в использовании метода проекта в практике.
3. Способствовать творческому поиску методов реализации образовательного процесса.
Планируемый результат:
Понимание необходимости применения метода проектов в деятельности ДОУ.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
(Слайд №3)
Виды проектов Решение задач:
Исследовательско - творческие
Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
систематизация знаний об окружающем мире;
формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
Ролево-игровые Развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов;
развитие навыков общения;
использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.
Информационно-практико-ориентированные Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни.
Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах).
Формирование установок толерантного сознания.
Развитие самопознания и положительной оценки.
Творческие Развитие творческого потенциала каждого участника проекта.
Овладение различными видами творческой деятельности.
Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству.
Смешанные проекты
Развитие способности к созданию выразительного художественного образа на основе полученных знаний.
Расширение представлений о действительности.
Совершенствование навыков художественной деятельности и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности.
(Слайд №4)
Проектная деятельность в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной целью любого проекта является расширение знаний дошкольников по конкретной тематике.
В первую очередь, проектная деятельность с дошкольниками с ОНР позволяет развить произношение и связную речь, артикуляционную и тонкую моторику. Кроме того, формируются и уточняются представления детей об окружающем мире, расширяется кругозор, развиваются психические, познавательные процессы, формируются коммуникативные навыки.
Коррекционное воздействие осуществляется в соответствии с Программой логопедической работы по преодолению ОНР у детей с III уровнем речевого развития Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которая предполагает работу над всеми структурными компонентами речи. Как известно, главной целью коррекционной работы является развитие связной речи. И метод проектов, в достижении этой цели может быть полезен тем, что: учитывает интересы детей; интегрирует сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; стимулирует у участников потребность в самореализации и коммуникации; способствует актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков. Проектная деятельность с дошкольниками с ОНР включает в себя различные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация. Поэтому, чаще всего, в подготовительной группе используются смешанные типы проектов по предметно-содержательной области. Это дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, а также формирует общую культуру и предпосылки учебной деятельности.
(Слайд №5)
Среднесрочный проект на тему: «Зима»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Примерный план работы педагога по подготовке проекта.
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана движения к цели (педагоги обсуждают план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана — схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план — схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
(Слайд №6)
В связи со спецификой нашей группы большинство проектов представлены как разовые. Проекты планируются, в основном, по тематике, связанной с изучением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.
ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
ПО ПЕРИОДАМ
(ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ И КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ)
(подготовительная группа № 21)
ВТОРОЙ ПЕРИОД
Месяц Недели
обучения Название темы
(воспитатели) Название темы
(логопед) Кол-во
занятий
логопеда
Декабрь 1-я 2-я Зима.
Дикие животные наших лесов. Зима.
Составление рассказа «Здравствуй, зимушка-зима». 1
1
3-я Зимующие птицы.
Дикие животные наших лесов.
Пересказ рассказа «Как заяц зимует» 1
1
4-я Домашние и дикие птицы нашего края. Составление описания зайцев
Зимующие птицы. 1
1
5-я Новогодний праздник. Пересказ рассказа «Дятел».
Новогодний праздник. 1
1
Январь 1-я
Каникулы Каникулы. 2-я Зима.
Зимние развлечения.
Составление рассказа «Зимние забавы»
по сюжетной картине.
1
3-я Животные холодных и жарких стран. Пересказ р.н. сказки
«В гостях у дедушки Мороза».
Составление описание дятла по предметной картинке, по плану.
1
1
4-я Перелётные и зимующие птицы. Животные холодных и жарких стран.
Составление описаний зимующих птиц по инд. картинкам
1
1
5-я Дикие и домашние животные. Пересказ рассказа И.Микитова-Соколова «В берлоге».
1
Февраль 1-я Почта Составление описания белки
1
2-я Профессии. Составление описания зверей
по инд. картинкам, по плану
Почта 1
1
3-я Семья. Беседа по фото «Это я».
Составление рассказа «Человек» по серии картин
1
1
4-я День защитника Отечества
День защитника Отечества.
Военные профессии. 1
5-я Моя семья.
Зима (обобщение) Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Зима (обобщение) 1
1
(Слайд №7) На каждую изучаемую тему составляется план или проектная паутинка, в которой выделяются различные центры развития, приводятся примеры таких паутинок (см. ниже).
Системная паутинка по проекту
Социально-коммуникативное направление
Познавательное направление Речевое направление
Художественно-эстетическое направление
Тема «Зима»
(Мини-проекты
или
подпроекты) Физическое направление
Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы: Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами
формы:
В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности, коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.
(Слайд №8)
Темы краткосрочных проектов могут быть связаны и объединены в смешанный проект или, по-другому, смешанный проект может состоять из нескольких краткосрочных проектов, связанных общей темой.
Проект «Зима» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ОНР
(Слайд №9)
Тип проекта – смешанный (мини-проекты)
Срок реализации проекта:
1.12.2016 – 28.02.2017(средней продолжительности)
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ОНР МБДОУ д/сад №20 «Сказка»
Взрослые: учитель-логопед Шашерина Г.П.;
воспитатели группы: Маркарова Г.А., Кожевникова С.В.;
музыкальный руководитель: Рябинина Т.Ф.;
родители воспитанников группы.
(Слайд №10)
Цели проекта:
- Развитие всех компонентов речи у детей с ОНР через ознакомление с живой и неживой природой зимой.
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта;
- создание условий для детского творчества;
Задачи проекта:
- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;
- устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных;
- развивать эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке;
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
- формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности передавать различные эмоции, настроения.
(Слайд №11)
План проекта
1. Собрать необходимую информацию, используя методическую литературу, интернет – источники.
2. Обсудить план работы по проекту с родителями и педагогами, работающими на данной группе.
3. Оформить информационный стенд для родителей о ходе проекта.
4. Провести ряд занятий по теме проекта.
5. Организовать выставку работ совместного творчества детей и родителей.
6. Подготовить и провести совместными усилиями педагогов, детей и родителей новогодний утренник.
7. Подготовить и провести выставку совместного творчества детей и родителей на тему «Новогодние поделки».
8. Презентация проекта.
(Слайд №12)
Этапы проекта
I. Подготовительный этап (последняя неделя ноября 2016).
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта (1 неделя декабря 2016).
Подбор методической литературы.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта (2 неделя декабря 2016- февраль 2017).
Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей.
Составление памяток, рекомендаций для родителей.
Участие в конкурсах.
IV. Итоговый этап (февраль 2017).
Итоговое занятие.
(Слайд №13) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Участники проекта Учитель-логопед: Проведение занятий
Участие в подготовке к Новогоднему утреннику
Презентация проекта
Консультация воспитателей, информация для родителей, подготовка утренника, оценка конкурсных работ, рекомендации по проекту
Воспитатели: Организация игровой деятельности
Чтение художественной литературы
Организация продуктивной деятельности
Организация опытов
Проведение познавательных занятий, наблюдений
Участие в подготовке к Новогоднему утреннику
Презентация проекта
Музыкальный руководитель: Ознакомление детей с музыкальными произведениями, играми, песнями по теме проекта, подготовка Новогоднего утренника
Родители: Помощь в сборе информации по теме проекта
Изготовление поделок для выставки работ совместного творчества
Участие в подготовке к утреннику
Дети: Вхождение в игровую ситуацию
Построение «модели трёх вопросов», участие в игровой, продуктивной, познавательной деятельности
Ознакомление с художественными произведениями, репродукциями картин, музыкальными произведениями по теме проекта
Проведение опытов, наблюдений
Сбор информации по теме проекта
Участие в изготовлении поделок для выставки работ совместного творчества
Участие в Новогоднем утреннике
(Слайд №14) Модель трёх вопросов
Что знаем? Что хотим узнать? Где и как?
• Зимой бывает снег
• Снег холодный, блестит
• Зимой бывает иней на деревьях
• Узоры на окнах
• Сосульки на крышах
• Гололёд на дорогах
• Зимой бывает метель, вьюга
• Холодно, листьев нет, на деревьях снег
• Животные по-разному готовятся к зим.
• Насекомые исчезают
• Перелётные птицы улетают, зимующие остаются
• Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, снегоходах
• Можно делать «бабочку» на снегу
• Строить крепость, лабиринт из снега
• Кататься с горки
• Из снега можно лепить снежки, снеговика
• Зимой празднуют Новый Год, Рождество
• Наряжают ёлку, развешивают гирлянды, делают снежинки из бумаги, готовят подарки
• Надевают костюмы на праздник
• Приходят Дед Мороз и Снегурочка • Как образуются снежинки
• Почему зимой холодно
• Где и когда появились коньки
• Животные в зимнее время
• Как зовут иностранного Деда Мороза
• Где зимуют раки
• Зимующие птицы
• Как зимуют рыбы
• Народные приметы зимой
• Особенности зимней природы
• Новогодние традиции разных стран
• Рождественские традиции
• Произведения художников, писателей, поэтов и музыкантов о зиме, зимних праздниках
• Зимние виды спорта • Спросить у взрослых
• Узнать у учёных
• Понаблюдать
• Воспользоваться интернетом
• Посмотреть телевизионную программу
• Из книг
• Найти информацию в энциклопедии
• На занятиях в детском саду
• У старших братьев и сестёр
(Слайд №15,16,17,18)
Выполнение проекта.
Области познания мероприятия участники
Социализация Д/и «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц»
Настольно-печатные игры:
«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки». учитель-логопед, воспитатели
Познание Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).
Наблюдение за деревьями. Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке.
Опыты со снегом и льдом.
Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель). воспитатели
Коммуникация Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Зимние забавы»).
Составление описательных рассказов по картинам.
Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. воспитатели, учитель-логопед
Чтение художественной литературы О. Высотская «На санках»,
В. Берестов «Гололедица»,
М. Познанская «Снег идет»,
Д. Чуяко «Сосульки»,
Н. Мигунова «Снежинки»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
В. Хорол «Зайчик»,
О. Высотская «Елочка»,
А. Барто «Снег сегодня белый-белый…» и др.;
сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Морозко», «Два Мороза», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Снегурочка»,
Г. Скребицкий «Четыре художника», «Зима» и т. д.; рассказы по темам занятий. воспитатели, учитель-логопед
Безопасность Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»;
Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к. может заболеть горло) воспитатели
Художественно- эстетическая деятельность Новогодний утренник

Русская народная игра
«Зимний хоровод»;
драматизация сказок
«В гостях у Дедушки мороза», «Снегурочка»;
Разучивание песен:
воспитатели, музыкальный руководитель
Развивающая среда Сюжетные картины на зимнюю тематику.
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта».
Книжки - раскраски
«Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года»; воспитатели
Продуктивная деятельность Работы по аппликации на темы: «Животные зимой», «Снегири», «Дед Мороз», «Ёлочка».
Работы по рисованию на темы «Зимний пейзаж», «Зимующие птицы», «Морозные узоры», «Снежинки», «Новый год», «Новый год в Простоквашино»
Постройки из снега
«Горка», «Часы», «Ёлочка» и др.
Лепка из пластилина на темы «Снеговик», «Зайчик», «Дед Мороз и Снегурочка»
воспитатели, родители
Работа с родителями Оформление папки- передвижки
«Как сделать прогулку зимой интересной».
Рекомендация для родителей «Как одевать ребенка зимой».
Участие в конкурсе «Украшение участка.
Привлечение родителей к участию и оформлению группы к новому году.
Привлечение помощи родителей к постройке снежных и ледяных фигур воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед
Продукт проекта:
Ожидаемые результаты:
Активизация познавательной и речевой активности детей.
Расширение кругозора детей.
Транслируемость практических достижений
Итог проекта• Обогащение знаний детей о зиме и зимних признаках, через раскрытие образа зимы в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе. • Осознание детьми доброго, заботливого отношения к природе.• Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности. • Создание условий для социально-нравственного развития. В ходе предварительной работы проводилась систематизация материала по теме, изучалась методическая литература, были подобраны произведения детской литературы по программе, составлена план-схема по изучению этой темы. В создании развивающей среды принимали участие педагоги, дети и их родители.
Тема недели реализовалась в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимные моменты, согласно план - схеме. В утренние часы проводились пальчиковые игры, дидактические игры, разговоры- беседы, читали художественную литературу, рассматривание альбомов, разучивание физкультминуток, прослушивание аудиозаписей классической музыки, голосов птиц. Проводятся разные виды прогулок: целевая, экскурсия в парк, к местам гнездования птиц с целью систематизации знаний по теме, привития любви к природе родного края и бережного отношения к птицам.
В вечерние часы применялись ИКТ.
Во время логопедического часа закреплялись полученные знания, работали над автоматизацией звуков, звукопроизношением, развитием связной речи по заданию логопеда.
В самостоятельной деятельности дети организовывали различные игры дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, тем самым развивали коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, использовались в играх полученные знания и опыт общения.
Метод проектов эффективен и актуален для дошкольной коррекционной педагогики, но использование его в коррекционно-развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.