Доклад к семинару «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Доклад к семинару
«Здоровьесберегающие технологии
в дошкольном образовании»
старший воспитатель МБДОУ №10 «Алёнушка» Республики Крым РФ
г.Красноперекопск Самуляк Лилия Викторовна
Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия. О здоровье мы говорим не только при условии отсутствия заболеваний, но и при условии гармоничного нервно- психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Законом Российской Федерации РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3, вступающим в силу с 1 сентября 2013г. (подпункт 2 пункта 5 ст. 28) на образовательное учреждение возложена ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, а согласно подпункту 15 пункта 3 ст. 28 образовательное учреждение обязано обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья воспитанников.В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей отнесена к одной из основных задач ДОУ.
л/ Проблема охраны здоровья дошкольников настолько многогранна, что требует комплексного подхода к её решению.
Решению этой задачи подчинен весь социально-бытовой процесс (питание, прогулки, игры и др.), осуществление которого связано с наличием многочисленных нормативов и обязательных условий. Более того, и образовательный процесс регламентирован достаточно жесткими санитарно- гигиеническими требованиями, а также требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, целью которых также является охрана жизни и здоровья детей.
Необходимо хорошо знать документы, на основании которых осуществляется его деятельность по данному направлению:
«Об образовании». Закон РФ от 29.12.2012 года № 273-Ф3 (вступает в силу 1 сентября 2013г.);
СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждено постановлением главного санитарного врача от 20.12.2010 г. № 164 с изменениями № 1, зарегистрированными в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342.Новая редакция - СанПиН 2.4.1.2731-10);
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
1
Рассмотрим подробнее вопрос о здоровьесберегающих технологиях в дошкольном образовании. Это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования: сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологическойкомпетентности,позволяющейдошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - это классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации
2
детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
К здоровьесберегающим образовательным технологиям в детском саду относятся и технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми вз
детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Применение всех вышеперечисленных технологий здоровьесбережения позволяет растить здоровых детей, что является подлинным искусством, которое приходится совершенствовать всю жизнь.
4