Ступени успеха. Тьюторское сопровождение педагогического становления молодых педагогов


Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29
Проект «Ступени успеха»
Тьюторское сопровождение профессионального становления молодых и начинающих педагогов

Разработчик проекта:
Мартынова Анна Александровна,
старший воспитатель

г.Березовский
2015г.
Тип проекта: управленческий
Участники проекта: Мартынова Анна Александровна, старший воспитатель, наставники из числа опытных педагогов.
Целевая группа: молодые и начинающие педагоги ,реализующие программы дошкольного образования
Сроки реализации: февраль 2015 - январь 2016года
Название проекта: Ступени успеха
Тема проекта: тьюторское сопровождение профессионального становления молодых и начинающих педагогов.
Обоснование проекта:
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в правовых документах федерального уровня, в первую очередь это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 года, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, утвердивший профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Воспитатель дошкольного образования должен сегодня владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение компетенций, востребованных современной практикой, привлечение в систему дошкольного образования высококвалифицированных педагогов. Но статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОО», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин этому несколько: слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста, неумение применить на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения, недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми. Проблеме профессионального становления молодых и начинающих педагогов в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. По их мнению, период вхождения молодых и начинающих педагогов в профессию отличается большой напряженностью. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Актуальность проекта Данная проблема актуальна и для нашей образовательной организации. Это сельская школа нового формата. Здесь все отвечает духу времени: классы оборудованы по последнему слову техники, дети, педагоги, родители вместе готовят праздники, участвуют в жизни школы: конкурсах, акциях, создана Школа полного дня. В этой удивительной школе нашлось место и дошколятам. В трех группах воспитываются дети с 2 до 7 лет, а потом все дружно переходят в первый класс. Преемственность дошкольных групп и школы обеспечивает Программа "Школа 2100" С 2015 года открываются еще 5 дошкольных групп, поэтому проблема подбора персонала была и есть достаточно актуальна. Учитывая тот факт, что к нам приходят педагоги, желающие работать, но не имеющие образования по специальности «воспитатель ДОО», с педагогическим специальным образованием, но без опыта работы в детском саду, к числу приоритетных задач мы относим выстраивание эффективной системы тьюторского сопровождения молодых и начинающих педагогов, способствующей росту их профессиональной компетентности, освоению ими новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы с детьми дошкольного возраста. Нашли этому подтверждение и результаты анализа качественного состава педагогов, проведенного в январе - феврале этого года
В группах, реализующих программы дошкольного образования будет работать 15 педагогов. Из них 40%-педагоги, имеющие высшее и средне -специальное педагогическое образование и опыт работы с детьми более15лет. 60% - это молодые или начинающие педагоги. Из них: 26,6%-педагоги, имеющие высшее педагогическое образование (учителя),но без опыта работы с детьми дошкольного возраста, 20%- педагоги, имеющие средне-специальное образование, не имеющие опыта работы в детском саду, 13,4%- педагоги с незаконченным высшим педагогическим образованием и без опыта работы с дошкольниками. В сложившейся непростой для нашей образовательной организации ситуации, мы вынуждены искать пути эффективного решения данной проблемы. Поэтому тьюторство мы рассматриваем как основной ресурс наставничества в работе с имеющимся контингентом педагогов. Мы можем просто рассказать молодым и начинающим специалистам, как и что нужно делать, а затем их контролировать, давать оценку их деятельности, а можем работать по-тьюторски, т.е. создать педагогически насыщенную образовательную среду, разработать индивидуальный маршрут сопровождения и постоянно взаимодействуя с каждым педагогом, направлять и помогать ему в профессиональном становлении. В отечественной научной литературе понятие «тьютор» не имеет однозначной интерпретации. В монографии С.А. Щенникова понятие «тьютор» определяется как «преподаватель-консультант», специалист в области организации образования и самообразования. Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования». Активный поиск наиболее эффективных путей решения данной проблемы определил выбор содержания, форм работы, использование всех возможностей и ресурсов образовательной организации.
Новизна предлагаемой деятельности заключается в системном использовании как довольно распространенных форм работы с молодыми педагогами (наставничество, взаимопосещение и наблюдение педагогического процесса у опытных воспитателей, консультации, семинары, практикумы, мастер-классы), так и новых современных форм тьюторского сопровождения воспитателей, таких как коучинг и Тайм-менеджмент. Дословно «коучинг» переводится как «тренировать», «наставлять». Коучинг- процесс, ориентированный на достижение различных жизненных целей, направленный на раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. С целью овладения навыками рационального планирования своего рабочего дня, расстановки приоритетов, контроля выполнения запланированного рассматриваются возможности встраивания в практику работы с молодыми педагогами технологии Тайм-менеджмента. (Термин «тайм-менеджмент» произошел от английского «time» - время и «management» - управление). Это одно из актуальных направлений современного менеджмента. Менеджмент сегодня-это мотивация, раскрытие потенциала работника, создание условий для творчества.
Цель: Создание модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых и начинающих педагогов
Гипотеза исследования состоит в ряде допущений:
профессиональное развитие и становление педагогов может проходить в условиях специально организованной образовательной среды;
в условиях специально организованной среды, соответствующей современным требованиям, возможно создание модели тьюторского сопровождения молодых и начинающих педагогов с использованием инновационных технологий.
Задачи:
разработать исследовательскую программу диагностики уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития;
индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности педагогов, выстроить схемы индивидуальных образовательных маршрутов;
разработать систему взаимодействия педагогов-наставников и специалистов как тьюторов для обеспечения адекватного партнерства;
создать образовательную среду, соответствующую современным требованиям, предполагающую использование инновационныхтехнологий.
Ожидаемый результат:
разработана и реализована исследовательская программа диагностики уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития;
индивидуализирован процесс повышения профессиональной компетентности педагогов, разработаны карты индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;
разработана система активного взаимодействия педагогов-наставников и специалистов как тьюторов для обеспечения адекватного партнерства;
в образовательной организации применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодых и начинающих педагогов;
у молодых и начинающих педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
Риски проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
- Недостаток квалифицированных кадров.
- Изменение законодательной базы.
- Стереотипы общественного сознания. Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.
- Объективные риски (болезнь участников).
- Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами).
Меры по их преодолению:
Повышение компетентности педагогов — наставников по тьюторскому сопровождению молодых педагогов.
Формирование позитивного мнения через совещания с руководителям ДОУ, старшего воспитателя, заседание Методического совета, семинар для молодых педагогов.
Возможное расширение временных рамок работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В условиях сетевого взаимодействия, деятельности городского ресурсного центра представить опыт работы с молодыми и начинающими педагогами. Продолжать работу по повышению квалификации молодых педагогов, привлечению их к участию в городских и региональных конкурсах профессионального мастерства, аттестационных процессах. Пролонгацией опыта работы может стать создание Клуба молодых педагогов на уровне города, что позволит организовать общение молодых педагогов друг с другом, обеспечит обмен имеющимся опытом, организацию и проведение совместных мероприятий.
Этапы реализации тьюторского сопровождения.
Этапы Содержание деятельности Сроки
Предпроектный
1.Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов.
2. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.
3.Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов.
4. Разработка модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов.
5.Утверждение проекта на Педагогическом совете образовательной организации.
Разработка диагностического инструментария комплексной
Март-
2015г.
Диагностический
1.Разработка диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению затруднений молодых и начинающих педагогов, запроса на по на тьюторское сопровождение .
2. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта.
3.Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, профессионального роста.
Апрель
-май 2015
Практический 1.Апробация модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
2.Разработка индивидуальной образовательной программы профессионального становления молодого педагога.
Создание Карты роста профессиональной компетентности и мастерства педагогов
3.Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов (консультации, проблемные семинары, мастер-классы, создание портфолио, и др.).
4. Корпоративно-методическая учеба по овладению технологиями коучинга, тайм -менеджмента
5.Формирование банка творческих разработок молодых педагогов:
- электронная копилка методических материалов;
-создание сайта.
Сентябрь-
Ноябрь 2015

Итогово- аналитический
1.Обобщение и анализ итогов реализации Проекта.
2.Мониторинг реализации проекта «Тьюторское сопровождение профессионального становления молодых педагогов».
3.Разработка методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождение молодых педагогов в условиях сетевого взаимодействия и деятельности городского ресурсного центра
4. Возможность создания Клуба молодых и начинающих педагогов в условиях сетевого взаимодействия.
5. Успешная аттестация молодых педагогов ДОУ.
Декабрь
2015-
Январь 2016г.
План реализации первого этапа работы
Предпроектный№п\пТема Сроки Ответственный
1. Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов.
Март -апрель
2015г. Старший воспитатель
2. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Старший воспитатель
Педагоги тьюторы3. 3.Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Старший воспитатель
Педагоги тьюторы4. Разработка модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов Старший воспитатель
5. Изучение и внедрение в практику новых форм сопровождения педагогов (коучинг, тайм-менеждмент) Старший воспитатель

6. Утверждение проекта на Педагогическом совете образовательной организации Методический совет
7. Разработка Положения о тьюторском сопровождении профессионального становления молодых и начинающих педагогов.
Старший воспитатель
План реализации второго этапа работы
Диагностический
№п\пТема Используемые методики Ответственный
Методика оценки рефлексивных способностей педагога-воспитателя.
Методика Даутовой О. Б., Христофорова С. В.
Приложение 1 Количество баллов
2. Методика изучения затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
Методика Я.С. ТурбовскогоПриложение 2 Старший воспитатель
3. Методика изучения стрессоустойчивости молодого педагога

Тест Н.В.Микляевой ,Ю.В МикляевойПриложение 3 Старший воспитатель,
психолог
4. Методика изучения педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности
Карта педагогической оценки способностей педагога
к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова)
Приложение 4 Старший воспитатель,
психолог
4. Создание банка данных о педагогах,
выявление сильных и слабых сторон в вопросах повышения профессиональной компетенции с целью выстраивания индивидуальной траектории повышения профессионального мастерства. Банк данных о молодых и начинающих педагогах Методическая служба (старший воспитатель, психолог, тьюторы)
5. Формирование банка педагогической информации: правовой, научно-методической, методической и др.)Баинформациинк методической Старший воспитатель
6. Заполнение карты профессионального развития, личной карты педагога. Мониторинг результативности. Карта профессионального развития педагога Приложение 5 Старший воспитатель
7. Карта педагогической оценки способностей педагога
к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова)
План реализации третьего этапа работы
№п\пТема Формы работы Сроки Ответственный
1. Ознакомление молодых и начинающих педагогов с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы; Информационное совещание
Методическая служба
3. Информирование педагогов о новых направлениях в развитии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО Педагогический час Старший воспитатель, тьюторы4. Организация выставок методических пособий по основным образовательным областям ФГОС ДОВыставки В течение года Старший воспитатель
5. Консультирование по освоению образовательной программы, созданию предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям реализуемой программы; Консультации , индивидуальное собеседование Июнь-август Старший воспитатель,тьюторы
6. Обеспечение методической литературой, по организации воспитательно-образовательной деятельности. Работа метод.кабинета. В течение года Старший воспитатель
7. Методическая помощь в выборе темы по самообразованию, составлении рабочей программы. Индивидуальные консультации. Май-июнь Методическая служба
8. Рассылка педагогам полезной информации,
памяток по оформлению документации, методических рекомендаций по электронной почте, посредством сайта организации, персонального сайта.
Создание виртуального методического кабинета. Интернет-консультирование В течение всего периода Старший воспитатель, тьюторы9. Организация участия педагогов в вебинарах ОС «Школа 2100», «Детский сад 2100»,дистанционных курсах, конкурсах профессионального мастерства. Практико-ориентированная деятельность Сентябрь-декабрь2014г. Старший воспитатель, тьюторы10. Помощь молодым педагогам в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута профессионального становления . Индивидуальные консультации Июнь-август Старший воспитатель, тьюторыПрактический №п\пТема Формы работы Сроки Ответственный
11. Организация тренингов, направленных на рефлексию профессиональных качеств, развитие личностного роста. Командообразующие тренинги
Психолог
12. Современные подходы к планированию образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС Консультация Старший воспитатель, тьюторы13. Круглый стол «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» «Аннотация программ и технологий, используемых в ДОО. Круглый стол В течение года Старший воспитатель
14. Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах» Интерактивная лекция Июнь-август Старший воспитатель,тьюторы
15. С утра до вечера (планирование разных видов деятельности в течение дня») Семинар – тренинг июнь Методический совет
16. Формы работы с родителями» Коучинг-консультированиеиюль Старший воспитатель,тьюторы17. Тайм-менеджмент. Что такое чувство времени. Методы развития чувства времени Практикум. июль Старший воспитатель,тьюторы18. Навыки эффективного планирования. – Целеполагание Зачем оно нужно? Как правильно поставить цели? Июнь-август Старший воспитатель,тьюторы19. Средовые условия ФГОС ДО. Возможности развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Семинар-практикум. Август Методический совет
Корпоративно-методическая учеба Сентябрь-ноябрь 20 Рабочая программа педагога как инструмент реализации ФГОС ДОКруглый стол. Старший воспитатель,тьюторы21 Методические рекомендации к разработке рабочей программы педагога. Интерактивная лекция Старший воспитатель,тьюторы22 Технология разработки модульной программы. Коучинг-консультированиеМетодический совет
23 Презентация эссе педагогов «Мой первый год в детском саду» Деловая игра Старший воспитатель,тьюторы

План реализации четвертого этапа работы
Итогово-аналитический№п\пТема Формы работы Сроки Ответственный
1. Заполнение дневников наблюдений тьюторантов Заполнение дневников В течение всего периода Старший воспитатель,тьюторы2.
Анализ организации воспитательно-образовательного процесса молодыми педагогами Круглый стол Февраль2016 Старший воспитатель,тьюторы3. Анализ результатов деятельности педагога-тьютора и тьюторантов за полугодие, за учебный год. Деловая игра с элементами тренинга Март 2016 Старший воспитатель,тьюторыМетодический совет.
4. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Заполнение Карты самоанализа В течение всего периода. Старший воспитатель,тьюторы5. Рефлексия работы молодого воспитателя в течение года Самоанализ Старший воспитатель,тьюторы6. Копилка педагогического опыта Изучение.обобщение имеющегося педагогического опыта. Март-апрель 2016г. Старший воспитатель,тьюторы7. Портфолио педагога Минута славы. Мастер-класс Май 2016г. Старший воспитатель,тьюторы Приложение 1
Методика оценки рефлексивных способностей педагога-воспитателя
(адаптированная методика оценка учителем рефлексивных способностей Даутовой О. Б., Христофорова С. В.)
Умения
Увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогической задачи
При постановке педагогической задачи ориентироваться на индивидуально-личностное развитие ребенка
Сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг
Конкретизировать и структурировать проблему
Раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предыдущего опыта
В ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных ситуаций
Анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты
Изучать разнообразные теории для осмысления и обоснования собственного опыта
Анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики
Комбинировать элементы теории и практики для достижения наилучших результатов и получения нового знания
Объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления

Приложение 2
Методика изучения затруднений педагогов
(автор Я.С.Турбовский)
Данная методика предлагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей педагогов. Анкета состоит их трех вопросов:
1.Что в Вашей работе получается очень хорошо и каким опытом Вы можете поделиться с коллегами?
2.Что в Вашей работе получается хорошо?
3. В чем Вы испытываете затруднения?
В беседе, предваряющей заполнение анкет, нужно тактично выйти на разговор о том, что актуально для образовательной организации, отметить ряд общих проблем, которые необходимо решить. Участие в анкетировании добровольное.
Если анкетирование проводится впервые, автор рекомендует вопросы, по которым каждый педагог оценивает свои профессиональные навыки.
Самооценка профессиональных навыков воспитания
№п\пВопросы к самооценке Могу поделиться опытом Испытываю затруднения Норма
1. Организация и проведение режимных моментов
- прием детей
-утренняя гимнастика
-организация питания
-подготовка ко сну 2. Подготовка и проведение НОД 3. Подготовка и проведение досуговых мероприятий 4. Подготовка и проведение целевых прогулок,экскурсий Приложение 3
Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.Б. Ехал к вам, да заехал к нам.В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.Б. Летать летаю, а сесть не дают. В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.Б. Его пошли, да сам за ним иди.В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.Б. Учи других – и сам поймешь.В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.Б. Жив, жив Курилка.В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.Б. Первый блин комом.В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.В. Вечер плач, а заутре радость.
 
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и
"реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
 
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.для ответов типа " Б" – неустойчивая.для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
 
Приложение 4
Карта педагогического мастерства молодого специалиста
Ф.И.О. Занимаемая должность Образование Курсы повышения квалификации Уровень участия в методической жизни ОО Уровень участия в общественно жизни ОО
Паспорт программы индивидуального сопровождения    (Ф. И. О. педагога)
1. Решение о сопровождении принято   (дата)
2. Индивидуальное сопровождение ведет   (Ф. И. О.тьютора)
3. В организации сопровождения принимают участие   (Ф. И. О. специалистов)
Содержание пункта программы Срок выполнения Деятельность
сопровождаемого сопровождающего совместная
         
         

Анализ итогов реализации программы индивидуального сопровождения педагогаСостояние проблемы Способ диагностики результатов Выводы
до начала сопровождения после завершения сопровождения        
 Форма общего заключения о результатах индивидуального сопровождения ____________________________________ (Ф. И. О. педагога)
1. Индивидуальное сопровождение можно считать:
успешным, эффективным
не вполне успешным, недостаточно эффективным
неэффективным
2. Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы:
сняты полностью
сняты частично
не сняты (указать проблемы)  
не снята ни одна проблема
3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы  
4. Сопровождаемый молодой специалист:
нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении
нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем
не нуждается в сопровождении
нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования
нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута
5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать)  
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель ПК Директор БМБОУ ООШ№29
_________________Л.Е.Рожкова Шевцова Н.Н. «_____»_________2014г.
«______»_________ 2014г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Об индивидуальном сопровождении молодого педагога в БМА ОУ СОШ№29
1. Общие положения
1.1. Индивидуальное сопровождение молодого педагога (далее по тексту – Педагога) является одной из форм тьюторского сопровождения в системе непрерывного образования педагогических кадров.
1.2. Индивидуального сопровождение Педагога осуществляет тьютор, опытный педагог-наставник.
1.3. Под индивидуальным сопровождением понимается:
создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности Педагога;
оказание Педагогу всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе самообразования;
привлечение Педагога к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
обеспечение условий профессионального роста Педагога с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а также запросов, интересов, потребностей самого педагога.
2. Цели и задачи индивидуального сопровождения педагога
2.1. Целью индивидуального сопровождения молодого Педагога в системе тьюторской поддержки является обеспечение роста его профессионального мастерства.
2.2. Задачи индивидуального сопровождения:
обеспечение непрерывности профессионального образования молодого Педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;
актуализация сильных сторон деятельности Педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;
создание условий для наиболее полной реализации Педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха" для каждого молодого специалиста;
использование механизмов морального и материального поощрения молодых педагогов, организация "праздников успеха".
3. Формы сопровождения молодого Педагога
3.1. Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки, который определяется в каждом конкретном случае
особо, исходя из целого ряда факторов, в т. ч. опыта работы педагога в группах,реализующих программы дошкольного образования, характера его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной компетентности, конкретных достижений, сильных и слабых сторон. Этот маршрут может иметь теоретическую или практическую доминанту, реализовываться в рамках ОО или вне ее.. Важный компонент маршрута – "контрольные срезы" его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. Это могут быть:
собеседования собеседование с тьютором;
ведение дневника индивидуального образовательного маршрута;
выступления на заседаниях педагогического совета и/или методического объединения;
проведение открытых мероприятий;
защита методических или дидактических материалов;
написание статей в профессиональный журнал и др.
3.2. Занятия в малой тьюторской группе
3.3. Организованное посещение и анализ НОД, режимных моментов, праздников и развлечений и т.д..
3.4. Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне ОО, так и на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. 3.5. Организация обратной связи "воспитатель – тьютор - старший воспитатель". Она может осуществляться в следующих формах:
индивидуальное и групповое собеседование с Педагогами;
предоставление "свободного микрофона" молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых вДОУ;
анкетирование молодых педагогов.
4. Диагностика затруднений (проблем) молодых педагогов
4.1. Затруднения (проблемы), испытываемые молодым специалистом, по характеру могут быть:
общепедагогическими;
психолого-педагогическими;
методическими;
научно-теоретическими;
организационными.
4.2. Диагностика затруднений осуществляется по результатам:
собеседования с Педагогом;
анализа:–НОД, режимных моментов;–документации Педагога;– календарного планирования;– планов и конспектовНОД;– материалов к НОД;– видов продуктивной деятельности воспитанников;– административных контрольных (срезовых) работ, тестов и т. д.
5. Организация и содержание индивидуального сопровождения молодого Педагога
5.1. Разработка и реализация программы индивидуального сопровождения Педагога, оформление ее паспорта (Приложение 1).
5.2. Оформление и ведение карты индивидуального сопровождения Педагога следующей формы (Приложение 3).
5.2. Оформление и ведение карты индивидуального сопровождения Педагога
5.3. В процессе работы к карте индивидуального сопровождения прилагаются аналитические материалы:– сравнительный анализ продуктивной деятельности воспитанников до и после работы по сопровождению Педагога;– сравнительный анализ срезовых работ, тестов до и после работы по сопровождению Педагога;– сравнительный анализ личных материалов Педагога (планов, конспектов, разработок, дидактических материалов) до и после работы по сопровождению Педагога;5.4. После завершения программы индивидуального сопровождения Педагога проводится анализ ее итогов и дается общее заключение
Список литературы
1.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.Богословец Л.Г.,Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.-
3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: Справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Волошина А. С. Методические рекомендации для тьютора, Ростов-на-Дону,2007.
5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская;
под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. – 176 с. – (Профессионализм педагога). 6. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ/Л.Т.Львова//Справочник старшего воспитателя,- 2008.-№11
7. Микляева Н. В. Инновации в детском саду.- М.: Айрис ПРЕСС, 2008.
8.Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.
9. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
10.Тимофеева, Бережнова. Повышение профессиональной компе-тентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие