Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие с Брызгалкой» (в соответствиис ФГОС дошкольного образования)
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования городского округа Ревда
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21
Методическая разработка
«Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни
«Путешествие с Брызгалкой»
Автор: Главацкая Любовь Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию №21
2014 год
Актуальность
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
В 5-6 лет ребёнок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать».
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Методическая разработка «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни «Путешествие с Брызгалкой» разработана на основе Федеральных государственных требований к структуре, условиям и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей шестого года жизни воспитателем старшей группы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №21 городского округа Ревда.
В ходе совместной организованной деятельности педагога с детьми прослеживается интеграция содержания следующих образовательных областей: «Познание», «Художественной творчество», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация».
Непосредственная образовательная деятельность также запланирована с учетом принципа интеграции, заложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте, и представлена следующими видами детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, двигательная, чтение.
Методическая разработка
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни «Путешествие с Брызгалкой»
Программное содержание:
Цели: Стимулирование и поддержка познавательной активности и любознательности детей шестого года жизни; обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы; вовлечение дошкольников в природоохранную деятельность; определение значимости воды для жизни всего живого на Земле.
Задачи:
образовательные:
-расширять знания детей о свойствах воды и о её значении в жизни человека; -закреплять знания об агрегатных состояниях воды;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
-активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека;
-раскрыть значение воды в жизни человека;
развивающие:
-развивать любознательность и навыки проведения детских элементарных опытов;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
-развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение;
-развивать самостоятельность у детей при проведении совместной деятельности;
-развивать эмоции и чувства дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности;
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде;
-воспитать гуманно – ценностное отношение к природе, любовь ко всему живому.
-подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга.
Предварительная работа
1. Чтение сказки Г.С. Андерсена «Русалочка».
2. Наблюдение за снегом, льдом и водой.
3. Рассматривание различных изображений воды, а также репродукции картин И. Айвазовского.
4. Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «Дюймовочка».
5. Подвижные игры: «Какой бывает вода?» и «Море волнуется».
6. Дидактические игры «Кому нужна вода?» и «Куда течет вода?».
7. Загадки о различных состояниях воды.
Оборудование: карточки, предметные картинки, фрукты, терка, соковыжималка, стаканы с водой, лейка, проектор, ноутбук.
Планируемый результат: развитие интегративных качеств ребенка старшего дошкольного возраста; самореализация детей в различных видах детской деятельности.
Интегративные качества
Любознательный, активный
Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания животных и образом их жизни.
Дети знают и называют свойства воды.
Эмоционально отзывчивый
Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
Дети используют различные средства выразительности для своих чувств, желаний, увлечений, в продуктивной деятельности.
Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
Имеет представления о себе, о семье, о родном городе, природе родного края
Дети имеют представление о том, что вода одно из самых главных богатств Земли; понимают, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети заходят в группу. Повсюду видны брызги воды.
Воспитатель. Что это у нас такое на полу, цветах, игрушках?
Дети. Брызги.
Воспитатель. А как вы думаете, откуда они взялись?
Дети высказывают свои предположения (прошел дождь, кто-то пролил воду, накапало с потолка и т.д.)
Появляется Брызгалка (озорная девчонка с лейкой и колокольчиком в руках, в волосах блестят мокрые ленточки). Брызгалка хохочет, брызгает на ребят из лейки.
Брызгалка. Ребята, я приглашаю вас в мою волшебную страну. Ой, только я забыла, как она называется. Ну, ничего, у меня есть сказочный сундучок, в нем находятся загадки и яркие буквы. Если вы правильно разгадаете загадки, то из букв получится нужное слово, и я вспомню название моей страны.
Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами играя, прохладный
Дети. Ручеек.
Дети получают от Брызгалки букву В.
Брызгалка. А за поворотом, тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая
Дети. Река.
Дети получают от Брызгалки букву О.
Брызгалка. Облака нахмурятся, соберутся в кучу.
Ты увидишь черную грозовую
Дети. Тучу.
Дети получают от Брызгалки букву Д.
Брызгалка. Облака и тучи
Рисовал художник,
На него из тучи проливался
Дети. Дождик.
Дети получают от Брызгалки букву А.
Брызгалка. Ребята, какое слово вы собрали из букв?
Дети. Вода.
Брызгалка. Ура! Я вспомнила, как называется моя страна. Конечно же, это Вода (слайд №1)
Воспитатель. Как вы думаете, где в природе можно встретить воду?
Дети перечисляют, где в природе встречаются вода (озеро, речка, ручей, водопад и т.д.) (слайд №2)
Воспитатель. А где вы видели воду на улице?
Дети перечисляют, где они встречали воду на улице (лужа, дождь, снег и т.д.) (Слайд №3,4,5)
Воспитатель. Представьте, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет? Что произойдет?
Дети отвечают на вопросы.
Брызгалка. Да, вода нужна всем. Надо, чтобы её было много. Попрошу-ка я своего друга дождика лить целыми днями. Здорово будет, правда?
Дети не соглашаются с Брызгалкой и высказывают свои предположения.
Подвижная игра «Капелька»
Воспитатель. Дети, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
(Дети хаотично бегают по группе).
Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
(Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом).
А теперь ручеек течет и впадает в море.
(Дети берутся за руки и образуют большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода.
(Круг из детей вытягивается в овал).
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?
Дети. Вода будет нагреваться.
Воспитатель. Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.
(Дети бегают по залу).
А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
(Дети обнимают друг друга).
Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. (слайд №6)
Воспитатель вместе с детьми делают выводы:
1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны между собой, друг с другом.
Брызгалка. Я больше люблю воду в жидком состоянии. Обычно наберу её в реке или луже и поливаю всё вокруг. Вот и вас угощу, попробуйте!
Предлагает детям пить грязную воду.
Педагог останавливает Брызгалку.
Дети объясняют ей, что грязную воду пить нельзя. (слайд №7)
Словесная игра «Полезная жидкость»
Воспитатель. Ребята, а какие полезные напитки можно пить?
Дети перечисляют полезные напитки.
Брызгалка. Я хочу поиграть с вами в одну интересную игру. Если я назову полезный напиток, хлопайте в ладоши, если нет, топайте ножками.
В ходе игры Брызгалка специально путает детей.
Воспитатель. Брызгалка, а кто живет в твоей стране?
Брызгалка. Овощи, фрукты, растения, животные, люди.
Воспитатель. Ребята, а почему овощи и фрукты живут в стране воды?
Дети. Потому что все они содержат воду в себе.
Воспитатель. А в человеке тоже содержится вода?
Дети. Да, и в человеке есть вода.
Дети рассматривают схему «Сколько в тебе воды».(слайд №8)
Дидактическая игра «В чем больше воды»
Воспитатель. А вы знаете, в каких растениях больше всего воды?
Воспитатель раздает детям карточки с рисунками. Дети распределяют карточки в порядке убывания (от большего к меньшему).
Воспитатель. А как можно узнать, в каком овоще или фрукте больше воды?
Дети. Надо выдавить из него жидкость.
Воспитатель. Это мы с вами сделаем в центре «Исследователи». (слайд №9)
Центр «Кулинария»
Выжимание сока из фруктов. Ребята выясняют, какой фрукт содержит больше воды; что легче выдавливать, апельсин или яблоко, и почему; с помощью чего можно выжимать сок.
Игра «Тонет не тонет»
Бросают в воду дерево, пенопласт, металл, пластмассу. Выясняют, почему тонут металлические предметы.
Центр «Естествознание»
Опыт с апельсинами. Узнают, тонут ли в воде очищенный апельсин и апельсин в кожуре и почему.
Подведение итогов.
Брызгалка звенит колокольчиком и приглашает всех на обсуждение деятельности. Дети рассказывают, что нового они узнали, что больше всего им понравилось. (слайд №10)
Воспитатель предлагает детям вырезать из цветной бумаги капельки воды и сделать коллаж «Вода - источник жизни на Земле» и разместить его в раздевальной комнате, для того, чтобы дети рассказали родителям о том, что они узнали нового и чем занимались в непосредственной образовательной деятельности.