Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе Школа России (1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 109»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Директор ____________________________
учителей начальных классов
Протокол № _____ от _______________ _______________
(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 1 « Г » класса
на 2015 - 2016 учебный год
Учитель
Трещенко Елена Геннадьевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание курса
Письмо.
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
Планируемые результаты.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
4. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 Б классе.
Сроки №
уроков
Тема урока Планируемые результаты
Возможные виды деятельности возможные формы учащихся/ контроля/форма урока Примечания
Освоение предметных знаний УУД
(личностные и метапредметные результаты) 1 Язык и речь, их значение в жизни людей. Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа.
Различать средства устной и письменной речи Р: ориентироваться в учебнике «Русский язык».
П: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
К: задавать вопросы и отвечать на них Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста 2 Русский язык — родной язык русского народа. Составлять предложения и оформлять их на письме. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому со ставу словах Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю Различать слова, словосочетания и предложения; дополнять предложения нужными по смыслу словами. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста 3 Текст (общее представление) Отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме. Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: использовать общие приемы решения задач.
К: формулировать свои затруднения Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту.
Составлять текст из деформированных предложений.
4 Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль Составлять предложения и оформлять их на письме. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому составу слов Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
К: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю Различать слова, словосочетания и предложения; дополнять предложения нужными по смыслу словами. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста 5 Диалог. Распознавать диалог в письменной речи. Получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.
Р: оценивать результаты выполненного задания
П: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.
К: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.
Различать диалог.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям. Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.
6 Слово. Роль слов в речи. Определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;
различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета) Р: оценивать результаты выполненного задания
П: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
К: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Различать предмет (действие, признак) и слово,называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков, действий предметов по лексическому значению и вопросу.Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. 7 Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Составлять текст и оформлять их на письме; определять основу предложения. Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: использовать речь для регуляции своего действия Различать слова, словосочетания и предложения; дополнять предложения нужными по смыслу словами; выделять главные члены предложения. 8 Тематические группы слов.
Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению. Применять правила культурного общения. Различать слова из разных тематических групп. Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
П: проводить сравнение, классификацию по разным критериям
К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия Составлять и оформлять предложения на письме. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. 9 Словари: толковый, близких и противоположных по значению слов Классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. Познакомится с видами словарей
Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
К: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям
10 Слово и слог.
Слог как минимальная произносительная единица Определять количество слогов по количеству гласных букв. Делить слова на слоги. Определять количество слогов по количеству гласных букв. Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач Различать слова, словосочетания; дополнять предложения нужными по смыслу словами; делить слова на слоги и ставить ударение 11 Деление слов на слоги. Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов. Учащийся научится переносить слова по слогам. Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
К: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач Различать слово и слог.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Определять количество в слове слогов.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.Составлять слова из слогов. 12 Правила переноса слов Знать правила переноса слов. Выполнять
звукобуквенный разбор
слова по данному в учебнике образцу Р: выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
П: использовать общие приемы решения задач.
К: задавать вопросы Переносить слова с одной строки на другую по слогам. Находить слова, которые можно разделить по-разному – на слоги и для переноса
13 Перенос слов
Правила переноса слов Знать правила переноса слов. Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: принимать участие в работе парами Переносить слова с одной строки на другую по слогам, перенос слов с буквой Й и мягким знаком в середине слова. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям 14 Ударение. Словообразующая роль ударения Определять количество слогов по количеству гласных букв. Делить слова на слоги. Определять количество слогов по количеству гласных букв. Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач Различать слова, словосочетания; дополнять предложения нужными по смыслу словами; делить слова на слоги и ставить ударение 15 Звуки и буквы
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Находить звуки и буквы в словах, у которых расходятся произношение и написание.
Распознавать звук и букву;
уметь сравнивать слова. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому со ставу словах
Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: использовать общие приемы решения задач.
К: формулировать свои затруднения Представлять роль звуков в различении смысла слов; строить схемы. Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике 16 Звуки и буквы
Условные звуковые обозначения слов.
Представлять роль звуков в различении смысла слов, объяснять значение слов. Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: использовать речь для регуляции своего действия Определять количество букв и звуков в слове; строить схемы. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям 17 Русский алфавит.
Значение алфавита.
Читать буквы русского алфавита; знать алфавит; определять порядок букв в алфавите.
Записывать слова в алфавитном порядке. Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: различать предмет и слово, его называющее.
К: использовать речь для регуляции своего действия Пользоваться алфавитом. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. 18 Русский алфавит. Использование алфавита при работе со словарями. Читать буквы русского алфавита; знать алфавит; определять порядок букв в алфавите.
Записывать слова в алфавитном порядке. Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: различать предмет и слово, его называющее.
К: использовать речь для регуляции своего действия Пользоваться алфавитом, работать со словарем. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям 19 Буквы, обозначающие гласные звуки.
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки Познакомить с артикуляцией при произношении звуков. Знать признаки гласных звуков, позиционные особенности букв в словах Р: формулировать и удерживать учебную задачу;
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: принимать участие в работе группы Распознавать гласные звуки, обозначать их буквами. Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике 20 Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью букв е, ё, и, ю, я. Знать признаки гласных звуков, твердые и мягкие согласные Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Выполнять транскрипцию слов с буквами е, ё, ю, я; обозначать мягкость согласных звуков 21 Слова с буквой э. Научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи. Р: оценивать результаты выполненного задания
П: работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв»
К: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач Различать звуки и буквы.
Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке. 22 Ударные и безударные гласные звуки Научатся выделять ударный гласный звук в слове и обозначать буквой на письме.
Произносить безударный гласный звук в слове и обозначать буквой на письме. Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: строить понятные для партнера высказывания Определять характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. 23 Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Применять правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Различать проверочное и проверяемое слова. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.
Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова 24 Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук Применять правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Различать проверочное и проверяемое слова. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.
Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
К: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова 25 Ударные и безударные гласные звуки Применять правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Различать проверочное и проверяемое слова. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.
Р: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
П: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. 26 Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Составлять предложения на заданную тему. Делить слова на слоги Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: строить понятные для партнера высказывания Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю 27 Буквы, обозначающие согласные звуки.
Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Познакомить с артикуляцией при произношении звуков. Знать признаки согласных звуков, позиционные особенности букв в словах Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Распознавать согласные звуки, обозначать их буквами; Освоение правил работы с заданиями к упражнениям 28 Согласные звуки Слова с удвоенными согласными. Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа. Выполнять
звукобуквенный разбор
слова по данному в учебнике образцу Р: составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: принимать участие в работе парами Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными 29 Согласные звуки Слова с удвоенными согласными Закрепить изученный материал, развивать логическое мышление, фонематический слух Р: формулировать учебную задачу, удерживать и составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными 30 Буквы Й и ИСлова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Познакомить с артикуляцией при произношении звуков. Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа. Выполнять звукобуквенный разбор слова по данному в учебнике образцу. Р: выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
П: использовать общие приемы решения задач.
К: задавать вопросы Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]. Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» 31 Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости Формировать умение составлять и выражать в речи различные формы устного ответа. Выполнять
звукобуквенный разбор
слова по данному в учебнике образцу Р: составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: принимать участие в работе парами Составлять предложения по картинкам. Различение звуков гласных и согласных, характеристика особенностей гласных и согласных звуков. 32 Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого знака. Знать признаки гласных звуков, твердые и мягкие согласные Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. 33 Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью букв е, ё, и, ю, я. Знать признаки гласных звуков, твердые и мягкие согласные Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Выполнять транскрипцию слов с буквами е, ё, ю, я; обозначать мягкость согласных звуков 34 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Научатся различать согласные по твёрдости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь) Р: формировать умение работать в группе.
П: развивать первоначальное умение практического исследования языка.
К: задавать вопросы, просить о помощи
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). 35 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Сформируют умение обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь) Р: применять установленные правила в планировании способа решения
П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета.
К: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. 36 Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений Составлять предложения на заданную тему. Делить слова на слоги Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: строить понятные для партнера высказывания Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений,
определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. 37 Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Различать парные звонкие и глухие согласные звуки. Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: использовать речь для регуляции своего действия Анализировать звуковой состав слова. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.
Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. 38 Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова Различать парные звонкие и глухие согласные звуки. Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.
К: договариваться, приходить к общему решению Уметь проверять парные согласные на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова. 39 Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук Выполнять работу над ошибками. Различать звонкие и глухие согласные Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.
К: договариваться, приходить к общему решению Пользоваться справочником правописания «орфограмм».
Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.
40 Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». Находить опасные места при оформлении предложения Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: строить понятные для партнера высказывания Контролировать этапы своей работы, записывать под диктовку слова и предложения 41 Развитие речи. Выполнение текстовых заданий Выделять особенности текста; восстанавливать деформированный текст. Р: осуществлять классификацию по заданным критериям.
П: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
К: строить монологичное высказывание Составлять и оформлять предложения на письме; использовать словари русского языка; различать диалог и монолог. 42 Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Выделять буквы, обозначающие шипящие звуки, правильно произносить их. Находить опасные места при оформлении предложения Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: использовать речь для регуляции своего действия Различать мягкие и твердые шипящие звуки. 43 Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
Знать и применять правило написания слов с сочетаниями чк, чн, щн; писать под диктовку. Находить опасные места при оформлении предложения Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.
К: договариваться, приходить к общему решению Писать слова с сочетаниями чк, чн, щн; разгадывать ребусы.
Находить в тексте сравнения.
44 Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Знать правило написания сочетаний жи-ши.
Применять правило написания слов с сочетаниями жи-ши; писать под диктовку слова с сочетаниями жи-ши. Находить опасные места при оформлении предложения
Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.
К: договариваться, приходить к общему решению Писать слова с сочетаниями жи-ши. Пользоваться справочником правописания «орфограмм».
45 Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки». Применять правило написания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу; писать под диктовку. Находить опасные места при оформлении предложения Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: строить понятные для партнера высказывания Писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу;
Узнать приветствия, которые можно сказать днем.
46 Шипящие согласные звуки Выделять буквы, обозначающие шипящие звуки, правильно произносить их. Находить опасные места при оформлении предложения Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: использовать речь для регуляции своего действия Различать мягкие и твердые шипящие звуки. 47 Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов Знать правило написание имен, отчеств, фамилий.
Употреблять прописные буквы в именах собственных
Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Писать с большой буквы имена, отчества, фамилии; использовать в своей речи понятие «орфограмма». Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. 48 Заглавная буква в словах Знать правило написания кличек животных, названий улиц, сел, деревень, городов, рек.
Употреблять прописные буквы в именах собственных.
Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: принимать участие в работе парами Писать с большой буквы имена, отчества, фамилии, клички животных и названия улиц, сёл, деревень, городов, рек; использовать в своей речи понятие «имена собственные». Освоение правил работы с заданиями к упражнениям 49 Проект «Сказочная страничка» Учащийся научится писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству;
участвовать в презентации проекта. Р: оценивать результаты выполненного задания
П: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм
К: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации. 50 Повторение Самостоятельно использовать знания правил при выборе правильного ответа Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
К: слушать собеседника Самостоятельно применять правила. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2014 Москва «Просвещение»
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого 2014 Москва «Просвещение»