Методическая разработка «Воплощение психолого-педагогических знаний преподавателя в практику взаимодействия с учащимися в условиях личностно-ориентированного преподавания»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Евпаторийский индустриальный техникум»

Методическая разработка


«Воплощение психолого-педагогических знаний преподавателя в практику взаимодействия с учащимися в условиях личностно-ориентированного преподавания»



Методическая разработка
председателя ЦК ОД
Шевченко Аллы Николаевны





г.Евпатория 2015 г.

Введение
В организации современного образовательного процесса основными являются противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным характером процесса учения и развития, а также - руководящей ролью учителя и необходимостью развития самостоятельности и инициативы ученика. Они усиливаются еще одним более частным противоречием: между внешней заданностью большинства педагогических средств (методика и технология) и внутренним характером протекания процессов овладения знаниями (усвоение, исследование, творчество).
Разрешение этих противоречий возможно только при осуществлении индивидуализации обучения, разработки личностно-ориентированной модели образования, что означает целенаправленное развитие личности и в практическом смысле требует обучения учению, передачи инструментов управления учением в руки самого ребенка, трансформации самостоятельной работы ученика в самообразование, саморазвитие, самореализацию.
Ни для кого не является открытием, что в настоящее время очень остро стоит проблема несоответствия знаний и умений экономически активного взрослого населения потребностям рынка труда. Причем, проблема эта нарастает и причиной является, с одной стороны, высокий темп развития новых технологий в сферах производства и услуг, с другой - сохранение неэффективных методов профессионального обучения. В связи с этим еще больше увеличивается разрыв между профессиональным образованием и профессиональным трудом. Для решения данной проблемы необходимо внедрение инновационных подходов в систему образования. Одним из таких подходов является использование линостно-ориентированного обучения (ЛОО). Включение данной методики в учебный процесс позволит решить ряд задач:
активизировать учащихся;
использовать их знания и личный практический опыт при обучении;
содействовать раскрытию потенциала участников учебного процесса;
выработать практические навыки в решении конкретных задач;
самому учащемуся оценить степень усвоения учебного материала.


эффекты, которые позволяет достигать применение технологии интерактивного обучения:
Повышение мотивации и познавательной активности обучающихся
Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности
Качественное освоение обучающимися новых знаний и умений
Приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях
Формирование уважительного отношения к окружающим людям, другим культурам
Развитие умения аргументированного и корректного ведения дискуссии
Увлеченность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения обучающихся
Мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение
Эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса
Применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты.

Таковы главные эффекты применения технологии интерактивного обучения в образовательном процессе. Они полностью соответствуют сегодняшним требованиям общества к школьному образованию.



І. Основным объектом педагогики является личность учащегося
Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет собой один из ее видов. То есть педагогика носит «деятельностный» характер.
Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.
В жизни встречаются различные педагогические проблемы формирование гуманного и гармонично развитого человека, выработка эффективных приемов адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника, стремящегося к новым знаниям. Педагогическая проблема это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человекчеловек».
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
То есть педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.
Все педагогические задачи делятся на два больших класса задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.
Например, задачи обучения это изложение материала о тепловых двигателях, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа интересного материала, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.
Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.
Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической проблемы или задачи. Причиной такого разделения послужило чрезвычайно распространенное в современном обществе мнение, что можно обучить и воспитать ребенка в течение часа, перевоспитать подростка за несколько минут и... Однако, как показывает жизнь, подобный тезис подтверждается крайне редко.
В связи с этим современно звучат слова известного педагога К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.В 2 т. М., 1974. Т. 1.С.231).
От чего зависит успешность педагогической деятельности в плане решения педагогических задач? Прежде всего, от индивидуально-личностных особенностей субъектов педагогического взаимодействия.
Еще со времен Я.А.Каменского понятие «обучение» и «воспитание» неразрывны. Их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше достаточно сложных и неоднозначных зависимостей. Мы чаще говорим о процессе обучения, рассматривая его закономерности, принципы организации и т.д. Данный процесс в последнее время претерпел существенные изменения.
Основным объектом является личность учащегося как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качество свободно проявляющая личностное «Я».
Под личностью мы понимаем системное качество индивида как субъекта собственной деятельности и социальных отношений. Оно формируется благодаря активному преобразованию мира и самого субъекта. Личность определяется развитым самосознанием, проявляющимся, прежде всего, в умении осуществлять выбор в деятельности и ответственности за его результаты и последствия, что в значительной мере обеспечивает высокий уровень самореализации. Направленность личности задается мировоззрением (системой житейских и научных понятий, системой ценностей и убеждений, возникающими на их основе личностными смыслами). В нашей концепции личность представляет собой мотивационно-волевую и рефлексивно-управляющую инстанцию человека. Личностью не рождаются, а становятся, развивая свою субъектность.


ІІ. Современное обучение - организация педагогических условий для самореализации учащегося.
Основным элементом обучения является урок, он зеркально отражает проблемы воспитания в училище, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. На уроке ребенок учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения, утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с ранних сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству. И если мы сможем переступить через неформализованность и консерватизм, начнем больше уделять внимание воспитанию учащегося, и будем строить все свои усилия во имя развития, то процесс обучения будет более эффективным и результативным.
В педагогической среде укоренилось представление о том, что всякое качество или свойство человека воспринимается в соответствующей деятельности. Однако важно не только, что человек делает, но и как к этому относится. Упуская этот важный момент, мы сводим педагогическую работу, как правило, к организаторской. Чтобы воспитание способствовало индивидуально-личностному развитию, а не деградации, необходимо понимать деятельность как средство саморазвития воспитуемого.
Возбудить силы самодвижения, а не «вылепить» свой идеальный образ из учащегося – вот основная задача личностно-ориентированного обучения.
Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство эмоций, воображения, морально-этических ценностей.
Термин «личность» (person) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста.
Само происхождение понятия определяет особое его содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общественных отношений.
Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения. Остановимся подробнее на этом вопросе. Обратите внимание на схему «Определение особенности личности учащегося».
Современное обучение - не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для формирования и осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.
Литература
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2014. – 366 с.: ил.
Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: АСТ, 2003.
Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2002.
Тихомирова С.А. Физика в пословицах сказках. – М.: Школьная пресса, 2002.
Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. 7-11классы. М.: «ВАКО», 2006
Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991
Тесленко В.И., Баркова Н.В. Физика: Тетрадь для самостоятельной работы. Красноярск: РИО КГПУ, 2003
Тычкова Н.А., Шабанова Г.С. «Практические рекомендации по внеклассной работе по физике» Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2005
Александрова З.В. и др. Уроки физики с использованием информационных технологий.: Методическое пособие с электронным приложением.-2-е изд., стереотип.- М.: Глобус, 2010.



































































Заголовок 115